Современные представления о преемственности связаны с ответом на вопросы: как сохранить и использовать самоценность каждого возрастного этапа; как обеспечить эффективное поступательное литературное развитие школьника; преемственность каких компонентов методической системы особенно важна для литературного образования? Работа учителей нашей школы по учебно–методическому комплекту »Гармония» заставила обратить наше внимание на «Литературное чтение» О.В. Кубасовой. И это не случайно. Мы увидели , что в основе учебного процесса по УМК «Гармония» лежит организация поисковой исследовательской деятельности самих детей ,которая связана с постановкой учебной задачи, выдвижением гипотез, обсуждением спорных проблем, обнаружением способов решения учебных и практических задач и овладением ими, - т.е. всё то,что поможет в дальнейшем воспитать современного читателя.
Если рассматривать преемственность в литературном образовании как поступательность и перспективность читательской деятельности и литературного развития учащихся, то ее реализация позволит обеспечить
создание системы непрерывного литературного образования. Реализуя преемственность в содержании литературного образования между начальной школой и V классом, мы можем
- обеспечить рациональность и целесообразность в отборе и предъявлении содержания литературного образования;
- осуществить динамику читательской, литературно-творческой деятельности и знаний учащихся о литературе;
- целенаправленно использовать и обогатить имеющиеся знания, умения и навыки выпускников начальной школы, восполнить недочеты в знаниях, полученных в начальных классах;
- придать процессу литературного образования поступательный, перспективный характер.
Важнейшей целью преподавания литературы в школе является воспитание современного читателя, эстетически развитого и гуманистически мыслящего.
Однако такие слагаемые эстетического подхода к литературе, как эмоциональность, увлеченность, любовь к чтению, могут получить свое развитие только на основе последовательного, целесообразного, динамического, рационального отбора и предъявления литературного материала, продуманной системы литературных знаний. Исходя из этого, особое значение приобретает проблема преемственности в содержании литературного образования школьников. Преемственность в обучении призвана разрешать противоречия между необходимостью обеспечить непрерывность педагогического процесса и дискретным характером обучения. Литература, как и любая учебная дисциплина, структурируется: выделяются разделы; разделы разбиваются на темы, темы - на отдельные вопросы. В связи с этим мы говорим о дискретности содержания обучения. Дискретному содержани
Современные представления о преемственности связаны с ответом на вопросы: как сохранить и использовать самоценность каждого возрастного этапа; как обеспечить эффективное поступательное литературное развитие школьника; преемственность каких компонентов методической системы особенно важна для литературного образования? Работа учителей нашей школы по учебно–методическому комплекту »Гармония» заставила обратить наше внимание на «Литературное чтение» О.В. Кубасовой. И это не случайно. Мы увидели , что в основе учебного процесса по УМК «Гармония» лежит организация поисковой исследовательской деятельности самих детей ,которая связана с постановкой учебной задачи, выдвижением гипотез, обсуждением спорных проблем, обнаружением способов решения учебных и практических задач и овладением ими, - т.е. всё то,что поможет в дальнейшем воспитать современного читателя.
Если рассматривать преемственность в литературном образовании как поступательность и перспективность читательской деятельности и литературного развития учащихся, то ее реализация позволит обеспечить
создание системы непрерывного литературного образования. Реализуя преемственность в содержании литературного образования между начальной школой и V классом, мы можем
- обеспечить рациональность и целесообразность в отборе и предъявлении содержания литературного образования;
- осуществить динамику читательской, литературно-творческой деятельности и знаний учащихся о литературе;
- целенаправленно использовать и обогатить имеющиеся знания, умения и навыки выпускников начальной школы, восполнить недочеты в знаниях, полученных в начальных классах;
- придать процессу литературного образования поступательный, перспективный характер.
Важнейшей целью преподавания литературы в школе является воспитание современного читателя, эстетически развитого и гуманистически мыслящего.
Однако такие слагаемые эстетического подхода к литературе, как эмоциональность, увлеченность, любовь к чтению, могут получить свое развитие только на основе последовательного, целесообразного, динамического, рационального отбора и предъявления литературного материала, продуманной системы литературных знаний. Исходя из этого, особое значение приобретает проблема преемственности в содержании литературного образования школьников. Преемственность в обучении призвана разрешать противоречия между необходимостью обеспечить непрерывность педагогического процесса и дискретным характером обучения. Литература, как и любая учебная дисциплина, структурируется: выделяются разделы; разделы разбиваются на темы, темы - на отдельные вопросы. В связи с этим мы говорим о дискретности содержания обучения. Дискретному содержанию обучения соответствует и дискретный характер учебно-воспитательного процесса. Дискретность обучения проявляется в разнообразии форм его организации (уроки, внеклассное чтение, уроки-экскурсии и т.д.), а также в единстве различных этапов освоения знаний (актуализация ранее полученных знаний, усвоение нового материала, использование полученных знаний для самостоятельного решения поставленных задач и т.д.). Непрерывности учебно-воспитательного процесса можно добиться, если компенсировать дискретный характер обучения установлением связи и согласованности всех компонентов образовательной системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации) в целях эффективного поступательного развития личности ребенка.
ю обучения соответствует и дискретный характер учебно-воспитательного процесса. Дискретность обучения проявляется в разнообразии форм его организации (уроки, внеклассное чтение, уроки-экскурсии и т.д.), а также в единстве различных этапов освоения знаний (актуализация ранее полученных знаний, усвоение нового материала, использование полученных знаний для самостоятельного решения поставленных задач и т.д.). Непрерывности учебно-воспитательного процесса можно добиться, если компенсировать дискретный характер обучения установлением связи и согласованности всех компонентов образовательной системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации) в целях эффективного поступательного развития личности ребенка.
|