Конспект внеклассного занятия по литературному чтению в 1»А» классе.
Тема: Сказки о животных. Друг познаётся в беде.
Цели: ознакомить учащихся с русскими народными сказками о животных; ввести термин « анималистические» сказки; развивать мышление, умение объяснять смысл пословиц; расширять словарный запас; воспитывать умение дружить, милосердие.
Оборудование: пословицы о дружбе, карточки для индивидуальной работы; элементы костюмов сказочных героев, «сказочный» кроссворд.
Выставка книг: «Волк и козлята». Русские народные сказки в обработке А.Толстого; «Гуси-лебеди». «Лисичка – сестричка и серый волк». «Кот и лиса». «Лиса и заяц». «Бобовое зёрнышко».«Заюшкина избушка».
Учебный материал: «Лиса и заяц». «Петушок- золотой гребешок». Русские народные сказки.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
2.Постановка темы и целей урока.
-Прочитайте названия книг на выставке.
-Кто нарисован на обложках?
-Как вы думаете, это сказочные звери или настоящие?
-Как вы поняли, что же мы будем читать на уроке?
-Верно. Мы будем читать русские народные сказки о животных, или анималистические сказки. В анималистических сказках животные наделяются именами, они разговаривают, они наделены какими-либо человеческими чертами : хитростью или простотой, добродушием или злобой , завистью. Недаром говорят:
Хитёр как ….(дети договаривают) лиса.
Труслив как…
Голоден как…
Болтлив как…
-Сегодня мы прочитаем две сказки о животных.
3.Чтение произведения учителем . а) Ознакомление с книгой.
- Я вам прочитаю сказку «Лиса и заяц».
-Кто изображён на обложке?
-Как они выглядят?
-Что можно сказать о характере лисы по иллюстрации?
-А что можно сказать о зайце?
-Откроем первую страницу .Что вы видите на иллюстрациях?
-Кусок коры некоторых деревьев называется луб ,поэтому избушка у зайца называется лубяная. Лису?
-А что делает на иллюстрации лиса?
б) Чтение сказки учителем.
4.Беседа-рассуждение о прочитанном.
-Понравилась вам сказка? Чем?
-Прочитайте пословицы на доске. Какая из них подходит к нашей сказке?
Сила сломит всё, а ум - силу.
Как аукнется, так и откликнется.
За добро добром и платят.
На языке медок, а на уме ледок.
Без беды друга не узнаешь.
За правое дело стой смело.
-«Какую избушку построил себе Зайчик?
-Как назвала избушку Зайца Лиса?
-Как вы понимаете значение слова «лачуга»?
-А как назвала Лиса свою избу?
-Что вы можете сказать о лисе по этому эпизоду?
-Что же сделала весна с «Лискиным дворцом»?
-Как лиса пробралась в зайкину избушку?
-Что можете сказать о лисе по этому поступку?
-Кто вызывался помочь Зайке?
-Как они себя вели, когда шли выгонять Лису?
-Кто же оказался настоящим другом Зайке?
-Какую пословицу вы бы подобрали к этому отрывку?
-Какими словами заканчивается сказка?
5.Физминутка.
-Давайте проведём физкультминутку. Используем слова Петуха из сказки. Придумайте движения сами.
6.Самостоятельная работа учащихся.
а) Ознакомление с книгой.
-Кто изображён на обложке?
-Эта птица называется дрозд. Кто герои сказки?
-Прочитайте, как называется сказка? Есть ли на обложке автор?
Откроем обложку. Что написано на первой странице?
-Это значит, что пересказал сказку писатель А.Толстой.
7.Самостоятельное чтение сказки детьми.
8.Беседа о прочитанном.
-Назовите ещё раз героев сказки.
-Что вы можете сказать о лисе?
-А о петухе?
-Как выручали петуха кот и дрозд?
-Что вы можете сказать о них?
-Подходит ли сказка к теме урока по содержанию?
9.Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка №1
Вспомни имена сказочных героев из сказки «Лиса и заяц».Соедини линией животное и имя.
Заяц Волченька
Лиса Зайка
Волк Лиса Патрикеевна
Медведь Петя
Петух Михайла Потапыч
Карточка №2
Соедини черты характера со сказочным героем из сказки «Лиса и Заяц».
Глупый Заяц
Добродушный
Простак
Верный
Хитрая
Ленивая Лиса.
Грубая
Завистливая
Карточка №3
Поставь галочку около главной мысли сказки «Лиса и Заяц».
За добро добром платят.
Без беды друга не узнаешь.
Как аукнется,так и откликнется.
Карточка №4
Соедини черты характера со сказочным героем из сказки «Петушок-золотой гребешок».
Льстивая
Добрая Лиса
Коварная
Находчивая Кот
Глупый
Находчивый
Трусливый Петух.
Верный
Смелый
8.Инсценирование сказок.(заранее подготовленные дети надевают элементы костюмов героев и инсценируют отрывки из сказок)
9.Подведение итогов занятия.
-Какие сказки вы сегодня прочитали?
-Что их объединяет?
-Подходят ли эти сказки к теме урока :»Друг познаётся в беде».
- Почему?
Разгадаем сказочный кроссворд.
1)О каком животном из сказки эти слова: «Масляна головушка,
шёлкова бородушка»?
2) Лесная птица с чёрным оперением из сказки «Петушок- золотой гребешок».
3)Какое животное носит в сказке имя Михайла Потапыч?
4) Во всех сказках у этого животного хитрый и коварный нрав.
5)Недаром о нём говорят «Голоден как…».
6)Из этого материала строил свою избушку Зайка.
Дома: читать другие сказки о животных.
|