Во второй половине XX в 60 – 70 годах в мире начался новый виток научно-технической революции. Резко увеличился объем научных знаний, возросла их роль в жизни человека. Наука носит прикладной характер. Иными словами, происходит переход к информационному обществу, требующее от человека сокращение времени, удвоение объема накопленной информации. А это влечет за собой ряд проблем, в том числе и то, что наблюдается снижение роли образования, как основного фактора социализации личности, поскольку появилось телевидение, СМИ, компьютер, Интернет. Поэтому школа должна пересмотреть ряд своих постулатов, в том числе и то, что она до сих пор ориентирована на знания: важно было научить, а не развивать личность, обеспечивая естественное развитие. В российской школе, к сожалению, до сих пор преобладают репродуктивные технологии обучения, главная задача которых состоит в том, чтобы вооружить знаниями по принципу «делай как я, ведь это правильно…», не взирая на то, что ученик, как робот, выполняет указанные операции, а сам ничего не понимает и не запоминает. Вследствие этого снижается учебная мотивация. А это уже может привести к формированию заниженной самооценки, развитию комплекса «неудачника». Мы не можем учить по-старому, поскольку в стране и в мире произошло столько значительных качественных и количественных изменений
Стоит вспомнить восточную мудрость, которая гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму…». По моему мнению, именно на эту пословицу должен ориентироваться каждый педагог, а помочь в этом может ряд учебно-методических комплектов, в том числе и УМК «Гармония» (далее просто «Гармония»). Она позволяет не только научить, но и познавать мир самим, увеличивая объем накопленных знаний. Знания не лежат в головах учащихся, а постоянно применяются.
В «Гармонии» поражает многое. Это и отсутствие привил как таковых, поскольку важно не столько их знать, а уметь применять, необычное расположение учебного материала, большой объем подготовительных упражнений, творческих заданий и многое другое.
Ученики начинают раньше читать и могут свободно выбрать книгу из множества других (у них более развита читательская самостоятельность), более грамотно пишут, легко решают даже сложные задачи, учатся познавать окружающий их мир как единое целое, а не мозаику, состоящую из отдельных кусочков, да и ребенок не «топчется» на месте, а идет вперед, открывая все новые и новые горизонты познания.
Стоит отметить, что многие родители категорически против «Гармонии», в основном из-за страха нового, поскольку им предстоит переосмыслить, перестроить все свои знания, ведь их учили по-другому, а это очень сложно. Это и является основным аргументом «против» данной программы. Но после бесед и детального объяснения «плюсов», большинство соглашается и учатся со своими детьми.
Реально оценить приоритеты этой программы поможет время, ведь результаты образования мы можем ощутить не через год или два, а спустя много лет. Будем надеяться, что наши дети, обучавшиеся по «Гармонии» в будущем покажут себя с лучшей стороны, а затраченные усилия окупятся. Мущенко Мария Александровна МОУ Юбилейная СОШ
|