Литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к
общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Отсюда следует
ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения. Литературное образование младших школьников занимает особое положение в курсе литературного чтения. Он отличается комплексным подходом к реализации важнейших задач обучения чтению. Курс « Литературное чтение » предусматривает организацию работы не только с текстами литературных произведений, но и с книгами. Не упускается из виду проблема формирования общеучебных умений, развитие творческих способностей.
Еще одна особенность - пристальное внимание к совершенству навыка чтения.
Это выражается прежде всего в наличии специальных упражнений, предусматривающих формирование сознательности, правильности, беглости, выразительности. Упражнения составлены на материале читаемых текстов , что позволяет органично сочетать работу над технической стороной чтения и литературными произведениями.
За годы моей работы собран большой методический и дидактический материал по данной проблеме, разработан комплекс упражнений для каждого класса, которые влияют на культуру умственного труда, овладение приёмами самостоятельной работы, на общее развитие младшего школьника.
Педагогами Л.Г. Нагаевой и С. Н. Костроминой выделено несколько причин , тормозящих темп чтения, одной из них является- уровень организации внимания .
Внимание- это тот процесс, который поддерживает контроль за чётким и организованным протеканием психической деятельности. Развивая способности ребёнка к организации познавательных процессов ( восприятия , мышления, памяти) Сущность феномена внимания рассматривалась многими учёными( Л.С. Выготский, А.Н. Леоньтьев , Д. Б. Эльконин, К. Д. Ушинский , С. Я. Рубинштейн)
Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания. При этом специальные исследования показывают, что различные свойства внимания имеют неодинаковый « вклад»в успешность обучения по разным предметам . Так при овладении математикой ведущая роль принадлежит обьёму внимания, обучение чтению – с устойчивостью внимания. Из этого напрашивается вывод : развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.
В силу особенностей своей работы учитель может изо дня в день, на каждом уроке и в разнообразных естественных ситуациях наблюдать за поведением детей , характером их учебной и внеучебной деятельности. В результате он имеет возможность получить достаточно полное, целостное представлении о внимании школьников.
Цель программы: развитие свойств внимания (устойчивости, переключаемости, распределяемости, концентрации и объёма).
Предмет психокоррекции: свойства внимания.
Объект психокоррекции: внимание младших школьников .
Объём программы рассчитан на 8 часов. Всего 20 занятий при частоте встреч – пять раз в неделю. Продолжительность одного занятия от 20 до 30 минут.
Задачи программы:
– развитие сенсорного внимания;
– развитие слухового внимания;
– развитие моторно-двигательного внимания;
– повышение познавательного интереса. Форма работы: индивидуально-групповая.
|