Летом 2007 года я была участником встречи с автором учебников по русскому языку по УМК «Гармония» Соловейчик М.С. в городе Орске
На этой встрече Мария Сергеевна познакомила нас со своим букварем « Мой первый учебник» и прописями «Хочу хорошо писать», которые являются составной частью УМК «Гармония». Рассказ о букваре, его особенностях и структуре так очаровал меня, что в конце встречи я подошла к этой маленькой, хрупкой и очень обаятельной женщине и сказала: « Мария Сергеевна, я хочу работать по вашему букварю. Помогите, пожалуйста, приобрести учебники».
В конце лета я получаю посылку с букварями. И с нового учебного года работаю с первоклассниками по этим учебникам.
Я очень благодарна Марии Сергеевне за то, что она предоставила мне возможность опробовать новый учебник на практике.
Работать по букварю - одно удовольствие!
Внешнее и внутреннее оформление книги очень привлекательное. Яркие, четкие иллюстрации сразу заинтересовали детей, вызвали у них большой интерес к работе. Все изображения на страницах букваря, на протяжении всего периода обучения грамоте, не вызывали у детей сомнений: «А что это? А кто это?» Они удачно подобраны с учетом особенностей зрительного восприятия первоклассников. Удачно выбран шрифт. Крупные буквы привлекают внимание детей, помогают сосредоточиться во время чтения. По моим наблюдениям чтение слов с таким шрифтом не утомляет ученика, а, наоборот, заинтересовывает и вызывает желание читать. Выделенные голубым цветом опасные места в словах развивают в детях орфографическую зоркость, зрительную память.
У детей быстро сформировался навык видения опасности в слове и ее обозначения.
При записи или чтении слова они легко определяют опасное место в нем и обозначают опасность графически. Делают это самостоятельно, что особенно важно для меня, так как я работаю в спаренном классе- комплекте. А в нашем районе таких школ большинство.
А как понравилось детям чтение столбиков, составленных из сочетаний гласных букв!
Сколько вариантов работы можно выполнять по ним!
Предлагаю несколько из них:
- прочесть все сочетания одному ученику;
- прочесть цепочкой, каждому по одному сочетанию;
- прочесть сочетания двумя учениками;
- прочесть хором, синхронно всем классом;
- прочесть цепочкой, каждый произносит один звук из сочетания;
- пропеть с «мотивом», определяемым ударением;
- пропеть хором, синхронно и т.д.
Букварь в значительной мере ориентирован на детей, начинающих учиться читать.
В этом я убедилась на практике. Все задания в книге ученики выполняли без особых трудностей, так как весь материал доступен для понимания.
В период обучения грамоте дети по-разному осваивали азы чтения. Техника чтения разнилась: одни читали лучше, другие хуже. Вот тут я использовала материал, который предназначался для уже читающих детей. Что-то читали дети, что-то я читала им на уроке сама, а что-то - родители дома.
М.С. Соловейчик первоначально предлагает для чтения закрытые слоги, а затем открытые. Предлагаемый автором прием дал положительные результаты: дети легко, безболезненно прошли этап складывания звуков в слоги. Для ребенка это маленькая победа.
С большим интересом ученики решали множество разнообразных, развивающих логическое мышление задач, которые в достаточном количестве включены в букварь.
Почти все задачи дети решали самостоятельно, успешно справлялись сами, что и подтверждает правильность подбора автором преподносимого материала, с учетом возрастных особенностей младших школьников.
В данном букваре осуществляется целенаправленная подготовка учеников к освоению курса русского языка. Мои ученики плавно, без особых волнений перешли от букваря на работу по учебнику М.С. Соловейчик « К тайнам нашего языка» и успешно работали по нему.
Изучив методику работы по новому букварю, и внедрив ее на практике, я могу с уверенностью сказать: «Это учебник нового поколения!» Букварю не случайно дано название – «Мой первый учебник ». Эта книга – не только инструмент в руках учителя для организации фонетической работы, чтения, развития речи его питомцев. Это первая книга в руках маленького школьника, которая учит его учиться, получать от обучения только чувство радости и уверенности в завтрашнем дне.
|