Сегодня развивающее обучение - основа современной начальной школы. В последнее время в начальных классах происходят глобальные изменения в образовательном процессе. Особое внимание уделяется включению младшего школьника в активную познавательную деятельность, пробуждению и развитию интереса к знаниям, формированию у него умений и навыков. Ребёнка, пришедшего в школу, необходимо научить учиться, а именно: анализировать, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать. И многие учителя сегодня приходят к выводу, что традиционная программа уже устарела и не соответствует современным требованиям.
Проработав в школе 25лет, только третий год работаю по программе «Гармония».
Учебно-методический комплект «Гармония» создан на основе личностно-ориентированного подхода к обучению, направлен на гармоничное развитие учащихся, целенаправленно формирует учебно-познавательную деятельность, развивает приёмы умственной деятельности. Методологическую основу комплекта составляет принцип педагогического сотрудничества учителя и учащегося. Отличие комплекта «Гармония» от традиционной программы состоит прежде всего в том, что он направлен не на заучивание, а на развитие логического мышления ребёнка. Весь материал и по математике, и по русскому языку направлен на развитие приёмов умственной деятельности, при этом учитываются индивидуальные особенности детей. Программа построена так, чтобы ученик не только мог получать знания, но и умел их применять в учебной ситуации. Основные принципы обучения по программе комплекта «Гармония» - доступность и наглядность.
Предлагаю конспект урока «Окружающий мир» во втором классе.
Тема: «Луна – естественный спутник Земли»
Тема: Луна – естественный спутник Земли.
Цели урока:
1. Сформировать представление о Луне как о небесном теле, о её движении вокруг Земли, размерах и расстоянии до Земли.
2. Развивать наблюдательность, логическое мышление, воображение и фантазию.
3.Воспитывать любовь к предмету.
Оборудование: карточки; сказки: А.С.Пушкин « Сказка о мертвой царевне…», П.П.Ершов «Конек-горбунок»; загадки; ребус; энциклопедия; аппликации.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
а) Выразительное чтение стихотворения А.Тетивкина.
-Кто и почему радуется дождю?
-Обозначьте условными знаками погоду на сегодня.
ΙΙΙ.Работа над темой урока.
1.Отгадывание загадок.
Текст загадок отпечатан на карточках.
а) Золотой хозяин с поля уходит,
Серебряный пастух на поле идет,
Мелкое стадо гонит. ( Солнце, Луна, звезды.)
б ) То полна, а то стройна,
По ночам не спит она. ( Луна.)
в) Всю ночь за облаками
Светил фонарь с рогами. ( Месяц.)
г) Дети читают загадку и рисуют отгадку (задание №1 в тетради)
2.Сообщение темы и цели урока.
-Что вам известно о Луне?
Сообщение о Луне делает ученик
( «Луна-спутник Земли»)
3.Вступительное слово учителя.
Частицей ночного неба является Луна.
С давних времен привлекала она взгляд человека. Люди пытались объяснить многие явления, связанные с Луной. Они обожествляли Луну. Нам предстоит узнать, почему ее еще называют месяцем. Но сначала поговорим о Луне.
Солнце мы видим всегда круглым, а Луну – только иногда. Она не одинакова: то узенький серпик видим среди звезд, то половину диска, то весь диск. Узенький серпик называют месяцем, а весь диск – полной Луной.
Бывают дни, когда Луну и вовсе не увидишь на небе. Это время называют новолунием. На самом деле Луна не меняет свою форму. Мы видим только ту часть Луны, которую в это время освещает Солнце. Ведь Луна «ходит» вокруг Земли.
4.Чтение детьми текстов про Луну.
а) Чтение вслух текста на с. 20.
-Чем похожи и чем отличаются Луна и Солнце?
-Почему разные по размерам Луна и Солнце выглядит на небе почти одинаковыми?
б) Чтение текста на с. 23 про себя.
5. Работа с карточками
а) Чтение стихов о Луне.
ЛУНА И СЛОН
По небу месяц тихо плыл.
Он над горами проходил,
Над каждым деревом в лесах,
Купался в речках и морях
И освещал степные дали.
Все этой ночью крепко спали.
И только не спалось слону –
Повсюду слон искал Луну.
Искал в лесу, степи, воде…
Но, не найдя Луны нигде,
Почтенный
Серый толстый слон,
Отвесив месяцу поклон,
Спросил, нарушив тишину:
- Скажите, как найти Луну?
Тут месяц удивился –
И сразу округлился.
Большая желтая Луна
Взглянула с неба на слона.
б) Чтение сказок о Луне.
«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя…»
- Что это за сказка? ( «Сказка о мертвой царевне».)
- Кто ее написал ? ( А. С. Пушкин.)
Учитель показывает книгу с данной сказкой.
- Как поэт описывает Месяц ?
- Вспомните другие сказки, в которых действует Месяц или Луна. ( «Конек – горбунок» П. П. Ершова.)
в) Рассматривание рисунков.
( Работа в группах)
-Под каким номером месяц, полная луна, неполная луна?
Ф И З М И Н У Т К А
6. Первичное закрепление.
а) Выполнение задания на доске.
-Соедините правильно предложения.
Солнце - холодное небесное тело
Луна- скопление маленьких капелек воды
Земля - холодное небесное тело
б) Игра «Пофантазируем»
-Что бы вы увидели, полетев на «мечтолете» в космос?
-Как менялся бы цвет неба в полете?
-Какой бы вы увидели Землю?
в) Работа с книгой Ю.А Гагарина.
7.Сообщение о Луне.
Делает сообщение ученица.
( « Человек на Луне »)
Чтение текста с. 24.№5
Г И М Н А С Т И К А Д Л Я Г Л А З
8.Знакомство с энциклопедией.
Сообщение из энциклопедии делает ученик.
( « Космические аппараты на Луне»)
9.Изготовлени аппликации «Луна».
ΙV. Итог урока.
-Что вы узнали о Луне? 11.Домашнее задание: №3, с. 21,№6, с23.
|