Каких бы концепций курса математики не придерживался учитель, по каким бы программам и учебникам не работал, он не может не ставить перед собой цель научить детей решать задачи.
В начальном курсе математики особое место отводится решению текстовых задач. Сложность решаемых задач постепенно возрастает и в 3-4 классах дети сталкиваются с довольно сложными задачами, среди которых большое место занимают типовые задачи. Вот здесь-то младших школьников и подстерегают трудности. С чем же это связано?
Одной из основных причин такого положения, по моему мнению, является то, что традиционная практика обучения учащихся решению задач зачастую сводится лишь к показу образца и «разучиванию» способов решения. При этом главное – получение ответа на вопрос задачи. В процессе такого решения задачи необоснованно много времени тратится на составление краткой записи, которая чаще всего не помогает детям решить задачу, а только отнимает время. А на заключительный анализ, на установление того какие выводы можно сделать из выполненного решения и вовсе не остается времени, а ведь это главное, ради чего и решается задача.
В поисках ответа на вопрос «Как помочь детям научиться с легкостью решать задачи?» мне пришлось перечитать множество статей, посвященных этой теме, прежде чем на глаза мне попалась старенькая книга 1978 года издания «Рисунки, схемы и чертежи» автора Л.Ш.Левенберга. В теории всё было прекрасно, но на практике… После неудачной попытки я поняла, что необходим этап обучения, т.е. должна вестись кропотливая работа по усвоению знаково-символического языка, на котором строится модель. При этом ученик должен осознавать значение каждого элемента модели, мог осуществлять переход от реальности к модели и, наоборот, от модели к реальности. И, наконец, чтобы самостоятельно решать задачи, ученик должен освоить различные виды моделей, научиться выбирать модель, соответствующую предложенной задаче.
Как же это сделать? Прежде всего, пришлось перестроить себя, а дальше, опираясь на советы Л. Ш. Левенберга, свой опыт, а порой и просто чутьё, двинулась вперёд. Не раз возникала мысль, что всё это пустая трата времени, но, к счастью, не свернула с намеченного пути. Результаты оправдали все труды и переживания. Для моих учеников уроки математики стали самыми любимыми и интересными. А интерес, как известно, появляется при хорошем знании предмета.
В 2005 году мои ученики, а их было в классе 27 человек, выпускались из начальной школы. А мне предстояло взять первый класс по неизвестной для меня тогда программе – УМК «Гармония». Сразу же возникло желание посмотреть учебники и тетради на печатной основе. Первое, что оказалось у меня в руках – это тетрадь на печатной основе для 1-2 класса Н.Б.Истоминой «Учимся решать задачи». Она оказалась воплощением всех моих желаний. Сколько переживаний, трудов и времени я потратила за эти годы, а стоило лишь приобрести такую тетрадь, тетрадь, которая легко и непринужденно учит детей решать сложные задачи, используя схематические модели.
Тетрадь «Учимся решать задачи» состоит из 2 частей:
1. Подготовительная работа к решению задач.
2. Учимся решать задачи. Начиная с простенького схематического рисунка дети учатся понимать язык графики, тем самым, поднимаясь на более высокую ступеньку абстрактности», ведь схема отражает лишь количественные соотношения, а все второстепенные детали опущены и выбор действия производится исходя из логики происходящих изменений.
|