Работа по Букварю « Мой первый учебник»(Куканова У.К.) - Педчтения - Адамовский район - Каталог файлов - Персональный сайт
Мир "Гармония"Пятница, 02.12.2016, 20:53

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Нормативно-правовая база [0]
Семинары [0]
Педчтения [26]
Уроки [6]
Внеклассные мероприятия [0]
Проекты [0]
В помощь учителю [0]

Наш опрос
Как часто вы используете компьютер на уроке в начальной школе в течение года?
Всего ответов: 197

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Адамовский район » Педчтения

Работа по Букварю « Мой первый учебник»(Куканова У.К.)
[ Скачать с сервера (68.9Kb) ] 11.02.2009, 12:54

7 мая 2008 года я была на встрече с одним из авторов нового учебника «Букварь» - Ольгой Евгеньевной Курлыгиной. Встреча проходила в Оренбургском государственном университете. Автор познакомил с учебником нового поколения. В этом учебном году я начала работать по Букварю «Мой первый учебник» (авторы: Соловейчик М.С.; Бетенькова Н.М.; Кузьменко Н.С.; Курлыгина О.Е.) и прописи «Хочу хорошо писать» (Кузьменко Н.С.; Бетенькова Н.М.), которые являются составной частью УМК «Гармония». Букварь сохраняет и развивает  многие методические идеи, реализованные в «Азбуке». Ещё больше усилено внимание к звуковому анализу, направленному на формирование у детей фонетического слуха. Букварь обеспечивает развитие учащихся, формирование у них фонетического слуха, орфографической зоркости, читательских и речевых умений. Он предполагает продуктивную работу как с детьми, только начинающими учиться читать, так и с теми, кто уже находится на том, или ином этапе овладения техникой чтения.

Именно с предъявления букв согласных начинается процесс обучения собственно чтению. Чтобы на первом же уроке ребята смогли читать целые слова, в работу вводятся две буквы: л, м. Самым трудным на первых этапах является выработка механизма чтения прямого слога, предполагающего слитное « озвучивание» составляющих его букв. Особенность механизма чтения состоит в том, что: а) глаз последовательно распознаёт буквы, но при этом он должен выхватить буквы гласных, поскольку, во-первых, от них зависит, твёрдо или мягко следует прочитать впереди стоящую букву согласного, а во-вторых, согласные звуки произносятся с ориентацией на артикуляцию гласного, с его позиции; б) речевой аппарат готовится к произнесению не каждого звука прямого слога в отдельности, а всех вместе; в) произнесение звуков слога при чтении осуществляется так же, как в свободной устной речи. И именно из специфики механизма чтения прямого слога вытекают приёмы обучения. Кратко охарактеризую их.

1.                  Наблюдение за тем, как происходит слитное произнесение звуков прямого слога в устной речи.

2.                  Чтение слогов по подвижной слоговой таблице (по абаку), когда для обучения ориентировке на букву гласного передвигается, прежде всего, полоска с ними. Невольно обращая внимание на сменяемые буквы, и непроизвольно готовясь к их чтению, первоклассники начинают сами «озвучивать»  буквы согласных с тех артикуляционных позиций, которые нужны для соответствующих гласных звуков.

3.                  Чтение прямых слогов, составляемых, начиная с букв гласных, на глазах учащихся. Этот приём преследует те же цели, что и чтение слогов по абаку. Вот технология его применения. Дав классу установку готовиться к чтению, ставлю на вертикальном наборном полотне сначала букву гласного. Потом перед ней подставляю букву согласного, после чего с помощью указки руковожу озвучиванием слога, конечно, слева направо. Можно неоднократно менять буквы гласных, не трогая первой карточки; можно смену карточек чередовать. Применение такого приёма способствует выработке механизма чтения. Дети, опознавая букву гласного, готовятся к произнесению нужного звука. Узнав же букву согласного и следуя за движением указки, они осуществляют позиционное чтение всего слога.

На начальных этапах обучения полезно сочетать первый приём со вторым или третьим. Для закрепления формируемого умения после чтения слогов, составленных на таблице или вертикальном наборном полотне, необходимо проводить чтение тех же слогов, предъявленных целиком (на слоговых карточках, напечатанных на доске или в букваре). Важно, чтобы первоклассники постепенно усваивали перечни букв гласных,  перед которыми согласные читаются твёрдо или мягко. Для этого я использую специальные схемы-опоры. (Они есть в данном букваре, например, на с.60, 64, 68). 

В данном букваре не используется графическое выделение в словах «слияний»  и «букв, примыкающих к слиянию», введенных в практику обучения в букваре В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина. Я не применяю вертикальных помет (чтобы не членить слово), а лишь показываю дугами слоги или цветом выделяю буквы гласных, которые служат детям опорой при чтении. Я применяю приём самостоятельной подготовки первоклассника к чтению слова.

Видя напечатанным слово, которое его затрудняет (например,  своей длиной), ученик выполняет следующие операции:

1)                 Находит первую букву гласного звука и карандашом ставит на строке после неё штрих (черточку);

2)                 Смотрит на стоящую впереди букву согласного (если такая есть), узнаёт её и, ведя от неё карандашом, как указкой, к букве гласного, шепотом прочитывает прямой слог; если впереди есть еще буквы согласных, то, наращивая слева, повторяет процедуру, прочитывая весь слог (следите за верным направлением чтения);

3)                 Прочитывая начало слова, находит вторую букву гласного, карандашом ставит после неё штрих и выполняет операции, аналогичные предыдущим;

4)                 Прочитывает всё слово по слогам с опорой на знак ударения (если он есть) и пометы, подсказывающие границы слогов; если слово кончается буквой согласного, то прочитывает её.

По мере расширения поля чтения операции, описанные в пункте 2, будут свёртываться, ученик начнёт схватывать несколько букв сразу. Для ускорения этого процесса использую различные слоговые таблицы.

В современных условиях, когда часто в одном классе обучаются дети с различным уровнем дошкольной подготовки, остаётся актуальная задача дифференцированного подхода к учащимся. Букварь позволяет решать эту задачу. На его страницах помещен дидактический материал, включающий весь диапазон букв русского языка, а не только изученную его часть. Этот материал дозирован и всегда выделен – отмечен на полях специальным значком, звездочкой. Уже читающие первоклассники, тренируясь в чтении, одновременно помогают тем, кто лишь овладевает этим процессом, получать нужную информацию. Так постоянно подтверждается мысль о том, как «хорошо уметь читать», что служит надежной мотивационной основой обучения грамоте. Вместе с тем начинающие читатели получают возможность на том же материале тренироваться в разграничении известных и неизвестных букв, а также, «забегая вперед», узнавать последние, что в дальнейшем облегчает процесс знакомства с ними.

Букварь ориентирован на детей, начинающих учиться читать. Именно задачи первичного освоения букв и становления механизма чтения подчинены отбор и расположения материала в букваре.  Многие компоненты страниц, даже такие, как столбики слогов, предусматривают активное включение в работу читающих школьников. Один и тот же набор слогов читается первоклассниками с разными установками: одни под руководством учителя осваивают механизм чтения, а другие читают те же слоги самостоятельно, решая, какие из них являются словами, а какие – нет.

Для совершенствования читательских умений подготовленных детей предназначены и целые страницы, призывающие: « Почитай-ка!». Эти страницы тоже отмечены звёздочкой, которая не только выделяет материал для читающих детей, но и предлагает тем, кто лишь узнаёт буквы, самостоятельно потренироваться в нахождении известных.

Таким образом, важно, что букварь, предназначенный  для обучения чтению, создаёт необходимые условия для успешного продвижения учащихся, имеющий разный уровень дошкольной читательской подготовки, для органического соединения в уроке дифференцированной работы с разными группами учеников.

Я считаю, что Букварю не случайно авторы дали название - « Мой первый учебник». Это первая книга в руках первоклассника, которая учит его учиться. Ребёнок осваивает систему условных обозначений, начинает приобретать первый опыт  самостоятельной работы с учебной книгой. Мои дети понимают, что в Букваре есть не только картинки, которые можно рассматривать, слова, предложения, короткие рассказы, которые следует читать. В нём есть ещё и задания, которые нужно выполнять. Сначала дети учатся понимать задания, представленные условными значками, а потом, научившись читать, определяют смысл установок авторов из заданий - заголовков (ч. 2, с.68), осмысливают тексты по прочитанным после них вопросам. Работая с материалами букварных страниц, мы встретились с короткими сообщениями, в которых сформулированы орфографические правила, результаты наблюдений (ч. 2, с. 24, 56). Все названные элементы готовят детей к последующему самостоятельному общению с учебниками.

Большая часть азбук и букварей делает акцент на обучении, прежде всего чтению. Но в период обучения грамоте закладываются основы умений не только читательских, но и всех тех, которые обеспечивают дальнейшее изучение русского языка. От того, как первоклассник научится слышать звучащее слово, соотносить звуки и буквы, сравнивать их во многом зависит успешность изучения русского языка. В букваре «Мой первый учебник» осуществляется целенаправленная подготовка учеников к изучению русского языка. В нём интегрировано решаются задачи разностороннего развития и воспитания ребенка, формирование у него читательских и языковых умений. Уже в букваре ученик начинает понимать, что в разных случаях  мы говорим по-разному. Он учится рисовать словами (изобразительная речь) и говорить как ученый (научно-деловая речь). В этом ему помогают рисунки- подсказки, которые даются на полях страниц. Ни один элемент оформления не введён случайно. Дидактический материал букваря позволяет наблюдать за значением слов, особенностями их употребления, за правильной постановкой ударения, учит построению разных по цели и интонации предложений, пониманию главной мысли текста, правильному расположению предложений. На основе букваря практическим путем у детей начинают формироваться речевые умения. На уроках обучения грамоте дети знакомятся с признаками «опасных при письме мест» для гласных и согласных. Эта целенаправленная работа над орфографической зоркостью школьника.

Авторы  букваря всё сделали для того, чтобы ребёнок в первом классе учился, понимая и осознавая услышанное и прочитанное, наблюдая за языковыми изменениями, решая проблемные ситуации. Мои первоклассники учатся по Букварю с радостью и удовольствием. Приведу показатели техники чтения к концу 1 полугодия (все дети научились читать): 52,8  % учащихся читают свыше 35 слов, 47,2 % учащихся читают от 15 до 20 слов.
Категория: Педчтения | Добавил: region56
Просмотров: 2392 | Загрузок: 265 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Облако тегов

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2016