Организация работы по развитию речи учащихся в начальных классах по УМК «Гармония».(Сидоренко И.В.) - Педчтения - Адамовский район - Каталог файлов - Персональный сайт
Мир "Гармония"Пятница, 02.12.2016, 20:57

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Нормативно-правовая база [0]
Семинары [0]
Педчтения [26]
Уроки [6]
Внеклассные мероприятия [0]
Проекты [0]
В помощь учителю [0]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 201

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Адамовский район » Педчтения

Организация работы по развитию речи учащихся в начальных классах по УМК «Гармония».(Сидоренко И.В.)
[ Скачать с сервера (63.4Kb) ] 11.02.2009, 12:59

В течение  19 лет работы в начальной школе передо мной всегда стояла проблема развития письменной речи  учащихся. Важность  исследования проблемы развития связной речи заключается в том, что она затрагивает всю совокупность межличностных отношений, в которые вступает школьник. Недостаточное владение речью является объективной причиной, которая не даёт возможности свободно участвовать в жизни общества.

Для того чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд педагога. Ребёнок только тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, когда урок проходит на высоком эмоциональном уровне, затрагивая мысли и чувства маленького человека.

Именно языковая личность и текст как воплощение её индивидуальных свойств в речевой деятельности становятся центральными объектами исследований в последние два десятилетия.

Развитие познавательной активности и самостоятельности подрастающего поколения в огромной степени зависит от того, насколько школьники овладеют родным языком, речевыми умениями и навыками. Ребятам с трудом удавался письменный пересказ текста (написание изложения, сочинения), при этом нужно постараться сделать как можно меньше орфографических ошибок.

Работая по традиционной программе и используя рекомендуемые методики написания изложений и сочинений, я достигла малой результативности. Если ученик с развитой устной речью полностью передаёт содержание текста, то он, в большинстве случаев, сделает массу ошибок и получит отрицательную отметку при написании изложения или сочинения. Это вызывает огорчение и переживания, как у самого ученика, так и у учителя, родителей.

Третий год я работаю по УМК «Гармония». Над проблемой развития связной речи учащихся младших классов продолжаю работать и сейчас, но уже используя методику написания изложения и сочинения Соловейчик М.С. Результаты,  достигнутые к концу третьего года обучения,  потрясли не только меня, но и моих коллег, которые только начали работать по этой программе и те, которые сомневались в эффективности перехода к этой системе обучения. Мои ученики пишут изложения только на положительные отметки! Какие же методы, приёмы я использую в своей работе?       

Вопрос о методах развития речи относится к числу недостаточно исследованных. В трудах по методике обучения русскому языку, как правило, даётся характеристика изложений и сочинений, указываются их виды, при обмене опытом описываются уроки подготовки устных и письменных высказываний учащихся.

Основанием для классификации методов развития речи, реализуемых при помощи суждения, умозаключения, вопроса, задания учителя, может быть и соотнесённость с соответствующими принципами. Опишем использование таких методов на уроках развития речи. Метод создания проблемных речевых ситуаций. Этот метод способен вызывать речевую активность учащихся. Ведь проблемная ситуация освещается как смутное, ещё не очень ясное и мало осознанное впечатление, сигнализирующее о том, что что-то не так, что-то не то. Речевая ситуация раскрывается как совокупность условий, речевых и неречевых, необходимых и достаточных для осуществления речевого действия.

Создать проблемную речевую ситуацию – это значит создать условия, достаточные и необходимые для вызывания впечатления, сигнализирующего о том, что что-то не так, что-то не то. Её созданию содействует постановка вопроса «Почему?», преднамеренное изменение композиции текста, оказание помощи в выполнении задания воображаемому классу, сравнение, ведущее к выбору варианта, удовлетворяющего требованиям учителя, проговаривания задания, выполненного с отклонением от нормы, использование «деформированного» текста.

Методы анализа содержания учебного текста и планирования высказывания. Эти методы направлены на углубление смыслового восприятия такого текста.   Проанализировать его содержание – это значит организовать осмысление предметного содержания, ведущее к определению темы, подтем (микротем), смысловых частей (групп предложений). Основными приёмами осуществления данного процесса являются вопросы учителя.

Составленный план высказывания приводит к порождению различных видов пересказа (изложения). Чтобы достичь этого, следует выполнить развёртывание всех подтем (микротем), отдельных подтем (микротем), всех подтем без раскрытия микротем или микротем без их детализации.

Метод сообщения признаков изучаемых понятий и метод упражнений на их закрепление. Этими методами обеспечивается формирование некоторых понятий лингвистики текста. Такими понятиями являются «сложное синтаксическое целое» (методический термин «группа предложений»), «самостоятельное отдельное предложение», «абзац», «тип текста» («повествование», «описание», «рассуждение»).

Виды изложений, сочинений, усложняющие процесс конструирования текста. Эти методы оказывают помощь в приложении знаний о конструировании текста. Их осуществление опирается на развёртывание микротем, требует грамматического оформления выражаемого содержания, установления синтаксических связей между предложениями. Выполнение данных методов предваряется усвоением школьниками отличий пересказа, рассказа, применением различных видов последних.

Отличия пересказа осмысливаются школьниками через овладение терминами «пересказ», «подробный пересказ». Далее учитель предлагает выполнить подробный пересказ по плану, составленному им, по коллективно составленному плану. Потом он проводит ознакомление с термином «выборочный пересказ»; выборочный пересказ по иллюстрации, на заданную тему; работу над термином «сжатый пересказ»; сжатый пересказ, подробный, выборочный, сжатый пересказ по самостоятельно составленному плану.

Осознание отличий рассказа, применение его видов предполагает формирование представления об источниках речи; конструирование высказывания по впечатлениям, по наблюдениям.

Обучение изложению предусматривает воспроизведение текста по вопросам учителя; готовому плану; по плану, составленному коллективно. Помимо этого учитель проводит выборочное изложение, ознакомление с термином «сжатое изложение», с некоторыми приёмами сокращения текста; сжатое изложение.

Работа над изложением строится так. Учитель организует первоначально построение высказываний, имеющих в основании классификации источник информации: впечатления, наблюдения. Затем упражняет учащихся выражать мысли с учётом функционально-смысловой типологии речи.

Реализация одних методов развития речи приходится на часть урока, других – занимает всё время. Например, создание проблемных речевых ситуаций приходится, в основном, на начало урока. Анализ содержания учебного текста и планирование высказывания осуществляется после прочтения текста. Сообщение признаков изучаемых понятий проводится после того, как учащиеся выскажут свои предположения. Далее наступает очередь за упражнениями, которые занимают большую часть урока и значительная их часть приходится на вторую половину. Напротив, изложение, сочинение накладываются на всё время урока.

Применяются названные методы в определённой последовательности. Например, создание проблемной речевой ситуации начинается с серии суждений учителя, затем следуют его вопросы, потом начинаются свободные высказывания учащихся, в заключение различные мнения учитель сводит к правильному ответу. Использования изложения, сочинения совпадает во многом со структурой урока. Ведь, например, изложение как выражение мыслей предваряется работой, предшествующей чтению текста, потом текст читается, проводится проверка первичного восприятия, сообщается тема урока, задаются вопросы с целью оказания помощи в формулировке микротем, проводится грамматико - орфографическая работа.

В конце 2 четверти второго класса даны два урока по теме: «Учимся письменному пересказу» - предназначены для написания первых изложений. Задача уроков – познакомить детей с новым для них видом работы, раскрыть его сущность и назначение, показать значимость умения хорошо пересказывать текст и начать целенаправленное формирование этого умения, а вместе с ним и всего комплекса речевых умений. Конечная цель изложений – не только в том, чтобы учить воспроизводить тексты. Она шире: обеспечивать становления умения достаточно свободно выражать свои мысли и чувства.

Задача первой части урока 1 состоит в том, чтобы ввести в осознанное употребление слова пересказывать, пересказ, изложение, а также мотивировать обучение этой разновидности речевой деятельности.

На основе задания 265 проводится обучение написанию первого изложения. (М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. К тайнам нашего языка. Методические рекомендации. –  Смоленск «Ассоциация XXI век», 2006 г.)

Категория: Педчтения | Добавил: region56
Просмотров: 6298 | Загрузок: 606 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.4/7
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Облако тегов

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2016