Деятельностный подход к обучению по учебнику М. С. Соловейчик «К тайнам нашего языка» Негмедзянова С.Г. - Педчтения - Адамовский район - Каталог файлов - Персональный сайт
Мир "Гармония"Суббота, 03.12.2016, 16:40

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Нормативно-правовая база [0]
Семинары [0]
Педчтения [26]
Уроки [6]
Внеклассные мероприятия [0]
Проекты [0]
В помощь учителю [0]

Наш опрос
Как часто вы используете компьютер на уроке в начальной школе в течение года?
Всего ответов: 197

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Адамовский район » Педчтения

Деятельностный подход к обучению по учебнику М. С. Соловейчик «К тайнам нашего языка» Негмедзянова С.Г.
[ Скачать с сервера (70.5Kb) ] 17.02.2010, 12:41
Деятельностный подход к обучению по учебнику М. С. Соловейчик «К тайнам нашего языка»
Учитель начальных классов МОУ «АСОШ № 1»
п.Адамовка Оренбургской области Негмедзянова С.Г.

     Главное направление новых стандартов - усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться. Хорошо понятно, что общие идеи, красной нитью проходящие через стандарты, родились не сегодня - они уже много лет живут в умах и делах педагогов, психологов, методистов, учителей и целых педагогических коллективов. Вот тезис, который давно в психологии обучения является основополагающим: «Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности».
     Что мы чаще всего обнаруживаем на рабочем традиционном уроке? Учитель объявляет тему, говорит, чем предстоит заниматься, что-то объясняет, проверяет восприятие материала, организует тренировку в применении сведений, потом проверяет домашнюю работу и т. д. Кем же при такой организации обучения является ученик – субъектом учебной деятельности (т. е. тем, кто учится ) или её объектом ( тем, кого учат)? Конечно, объектом. Общество не удовлетворено постановкой обучения, т. к. вышедший из школы выпускник чаше всего не готов к дальнейшему самостоятельному обучению к переосмыслению и пополнению знаний, к освоению новых областей деятельности и т.д. В свою очередь выпускник начальных классов плохо готов к самостоятельной учёбе в средней школе… Вот почему вновь, теперь в обновлённых стандартах общего образования, которые условно называют стандартами второго поколения, ставится вопрос об оптимизации обучения, в том числе и в начальных классах - о более полном, системном переходе от былого «знаниевого» подхода к «деятельностному».
Что же он означает?
     Деятельностный подход к обучению предполагает:
 - наличие у детей познавательного мотива (желание узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели;
 - выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
 - выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
 - формирование у школьников умения контролировать свои действия - как после их завершения, так и по ходу.
     Рассмотрим в качестве примера учебник «К тайнам нашего языка» с точки зрения воплощения в нём деятельностного подхода к обучению. Последовательно рассмотрим все те условия, соблюдения которых этот подход требует.
     1. Процесс усвоения начинается не с предъявления ученику образца готовых сведений, а создания учителем такой учебной ситуации ,которая вызвала бы у детей потребность, желание узнать эти сведения и научиться ими воспользоваться. Постепенно становится аксиомой: «Прежде, чем вводить новые знания, надо создать ситуацию… необходимости его появления». Выполняет ли учебник «К тайнам нашего языка» первое условие деятельностного подхода к обучению, помогает ли он учителю создавать необходимые для этого проблемные ситуации? Психологами был подсказан, а методистами подхвачен и разработан один из приёмов создания проблемных ситуаций: введение в учебники персонажей, которые ведут между собой диалог, высказывая разные точки зрения. Вопрос «Кто прав?» становится отправной точкой дальнейшего поиска. В учебнике «К тайнам нашего языка» этот приём модифицирован: говорит один из персонажей – отстающий на год от нашего ученика Антон или изучающий русский язык мальчик- иностранец. Они что-то спрашивают или высказывают суждения, чаще всего ошибочные, а нередко по своему разумению выполняет то или иное учебное действие. Ученик, работающий по учебнику, вступает с персонажем в диалог, пытаясь ответить на его вопрос, проверить его действия, исправить, объяснить и т.д. Отсутствие достаточных знаний создаёт необходимость их пополнения.
     Какие же способы мотивации деятельности детей, формирования активной, познавательной позиции использованы в учебнике «К тайнам нашего языка»? Вот наиболее распространённые:
 - вопросы, суждения , ошибки персонажей;
 - задания, для выполнения которых не достаёт знаний;
 - заголовки- вопросы; - наблюдения за фактами языка.
     2. Сущность второго условия реализации деятельностного подхода хорошо раскрывает Г.А.Цукерман «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…» В учебнике «К тайнам нашего языка» ученикам чаще всего рекомендуется высказать передположение, попробовать самим ответить кому- то из персонажей и т.д., а потом проверить или уточнить ответ по учебнику. Иногда сразу для получения ответа на возникший вопрос ученикам предлагается узнать мнение учёных. Так авторы учебника поступают в тех случаях, когда никакой поиск не может быть продуктивным.
     3. Третье условие связано с выполнением детьми осознанных учебных действий с языковым материалом. Становление системы осознанных действий должно проходить в нужной последовательности, поэтапно, с учётом постепенного роста самостоятельности учащихся. При этом психологами давно доказано, что наиболее эффективный путь формирования требуемых умений достигается в том случае, если обучение идёт по пути не накопления суммы отдельных умений, а в направлении от общего к частному. Основные усилия учителя должны направляться на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил, а в освоении общего для многих случаев способа действия. Верный способ действия приведёт к верному результату.
     4.Четвёртое условие деятельностного подхода к обучению связано с особой ролью в формировании умения проверять написанное. С помощью приёма какографии дети упражняются в поиске и исправлении специально допущенных ошибок.
      5. Включение содержание обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
     Как видим, по пути реализации деятельностного подхода к обучению авторы учебника «К тайнам нашего языка» пошли около десяти лет назад. Заглянем в концепцию этого курса, созданную в 2000 году: «Реализация всех особенностей курса осуществляется путём деятельностного подхода к обучению, который проявляется:
 - в организации работы над речевыми и языковыми понятиями, над закономерностями и правилами по законам учебной деятельности;
 - в целенаправленной организации речевой деятельности учащихся применительно к различным ситуациям.
    Помогает ли учебник воплотить этот подход в жизнь и тем самым способствует ли формированию у младших школьников различных познавательных интересов, желания и умения учиться? Мы ещё не осознали всех возможностей реализации сложной , современной интерпретации деятельностного подхода, но если представить эти возможности , обеспечить их как фактор школьной жизнедеятельности, то образование в корне изменит своё содержание и формы, станет по-настоящему современным и динамичным.    
Категория: Педчтения | Добавил: region56
Просмотров: 1814 | Загрузок: 217 | Рейтинг: 4.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Облако тегов

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2016