Деятельностный подход в формировании положительной учебной мотивации младших школьников. Куканова У.К. - Педчтения - Адамовский район - Каталог файлов - Персональный сайт
Мир "Гармония"Пятница, 02.12.2016, 20:55

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Нормативно-правовая база [0]
Семинары [0]
Педчтения [26]
Уроки [6]
Внеклассные мероприятия [0]
Проекты [0]
В помощь учителю [0]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 201

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Адамовский район » Педчтения

Деятельностный подход в формировании положительной учебной мотивации младших школьников. Куканова У.К.
[ Скачать с сервера (109.5Kb) ] 17.02.2010, 11:21
Деятельностный подход в формировании положительной учебной мотивации младших школьников
Учитель начальных классов МОУ «Теренсайская СОШ»
Адамовского района Оренбургской области Куканова У.К.

     Когда людей станут учить не тому, что они должны думать,
а тому, как они должны думать, тогда и исчезнут всякие недоразумения. Г. Лихтенберг Изменение идеологии образования в современных условиях выражается в создании личностно ориентированной школы самоопределения и саморазвития. Эта стратегическая позиция, определенная концепцией модернизации российского образования, заставляет учителя по-другому определять приоритеты образовательной деятельности: на первое место ставить личностное развитие детей.
     Деятельностный подход в обучении предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности; за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие. Какие умения и навыки я формирую у младших школьников?
     Слушание (восприятие речи).
     Чтение через:
 - Работу с книгой;
 - Постановку вопросов и выдвижение идей;
 - Активное чтение, а именно: 
     Использование схем; 
     Вычленение основных моментов учебного пункта различными способами: нахождение в тексте ответа на поставленный вопрос, его чтения; нахождение в учебнике ответа и изложение его своими словами; отбор материала по системе вопросов;
 - беседа после самостоятельного чтения материала;
 - комментированное чтение.
     Ученик при чтении объясняет каждое действие (указывает применяемые приёмы устного счёта, называет свойства действий, иногда показывает вычисления на доске). После прочтения абзаца или всего текста проверяется степень его усвоения. Всегда соблюдается правило: каково бы ни было содержание самостоятельной работы с учебником, результаты её непременно должны быть проверены на уроке.
     Оформление работы и ведение записей. Правильное оформление работы – это показатель качества усвоения изучаемого материала и результативности деятельности ученика.
     Выполнение домашнего задания. Для обучения учащихся продуктивным способам выполнения домашнего задания:  -  в сентябре каждого учебного года ученики и их родители (на родительском собрании) знакомятся с рекомендациями, необходимыми для эффективного выполнения домашнего задания; 
                -  перед каждым уроком ученики сравнивают свою письменную домашнюю работу с образцами, обсуждают их достоинства, лучшие способы решения задач.
     Проверка письменного домашнего задания организуется следующим образом. На уроке, задавая домашнее задание, предлагаю одному ученику (по списку) выполнить домашнюю работу для образца, т.е. ученик решает задания не в тетради, а на отдельном листе и приходит в школу за 15-20 минут до начала занятий, в его присутствии проверяется и оценивается выполненная работа. Если были допущены ошибки, то они исправляются, и этот лист вывешивается на специальный стенд. Отметка за «образец» выставляется в журнал по желанию ученика. Когда учащиеся приходят на урок, то во время перемены им предлагается подойти к стенду и сверить свое решение с контрольным образцом, исправить ошибки (если они есть), выяснить непонятные моменты у учителя. Такой подход к проверке домашних работ повышает ответственность школьников за выполнение работы; учит их выявлять и правильно анализировать допущенные ошибки; приучает к самоконтролю; стимулирует стремление повысить качество знаний по предмету.
     Развитие устной речи учащихся. В результате познания у человека возникает определенное представление в форме образа или суждения. Однако, если возник лишь какой-то образ, например зрительный, то это ещё не полное знание, оно не обладает коммуникативностью, его нельзя передать другому.
     Знание = психическое представление + его речевое выражение
     Развитие речи учащихся на уроке идет посредством обучения рассказу по плану; работы с терминами; контроля речи учащихся со стороны учителя, одноклассников.
     Например, нацеливая класс на внимательное слушание ответа одноклассника, предлагается оценивать ответ по пяти критериям: пять «П»: полно? правильно? последовательно? примеры? пояснения? Школьники привлекаются к исправлению речевых ошибок отвечающего, у учащихся формируется умение задавать вопросы, культура ведения записей на доске, в тетради. Можно и нужно прослеживать уровень самооценки, проводя контрольное тестирование каждые полгода. Результаты будут более достоверными, если использовать при тестировании разные методики, а также, если исследования будут проводиться в различных условиях (успеха и неуспеха). Полученные данные можно сопоставлять и обобщать.
     Я использовала методику А.И. Липкиной "Три оценки". Предложила ученикам выполнить любое письменное задание (диктант). Работа оценивается тремя оценками: адекватной, завышенной и заниженной. Перед раздачей тетрадей с проставленными оценками ученикам сказала: "Я проверяла Ваши работы. Поставила три разные оценки. Обведи кружком ту оценку, с которой ты согласен". Затем проводила индивидуальную беседу с каждым ребенком, в ходе которой выяснила ответы на вопросы:
1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, сильным или слабым?
 2. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?
 3. Твоя работа заслуживает оценки "3", а учительница поставила "5", обрадуешься этому или огорчишься?
     В ходе беседы старалась не навязывать свое мнение, ответы фиксировала и анализировала.
     Уровень самооценки определяла по следующим показателям: 
 - совпадение или несовпадение самооценки с оценкой учителя; 
 - характер аргументации самооценки: аргументация, направленная на качество выполнения работы; любая другая аргументация; устойчивость или неустойчивость самооценки о которой судят по степени совпадения характера выставленной учеником самому себе отметки и ответов на вопросы. У 66% учащихся самооценка совпала с оценкой учителя. 27,4% учащихся имеют завышенную самооценку и 6,6% учащихся с заниженной самооценкой.
     Для монологического ответа обучающегося на уроке соблюдаются следующие условия: ü ученику дается время для подготовки ответа у доски; 
-  ученик заранее знаком с планом ответа или слышал образец ответа на данный вопрос; ü доброжелательное отношение со стороны учителя и класса; 
 - ученик знает критерии оценки ответа; 
 - ответ сразу же оценивается, и выставляется отметка.
     Для стимулирования деятельности учащихся на уроке использую следующие приёмы:
 1. Чёткая, конкретная формулировка цели урока и постановка цели различных этапов урока. Например, при опросе учащихся у доски активизации внимания класса способствует целевая установка учителя. Ребята знают, что надо прокомментировать, оценить ответ, задать вопросы отвечающему.
 2. Организация обратной связи на каждом этапе урока.
 3. Решение дидактической задачи организационного этапа урока, т.е. настрой учащихся на активную работу.
 4. Применение различных форм устной работы.
 5. Постановка учебной проблемы.
     С учётом возрастных особенностей обучающихся создаются ситуации, вызывающие удивление, в среднем – вызывающие затруднения.
     Так, например, «удивительные задания» на урок нам приносят «Нуль» – находчивый, умный, любознательный, «Царица математики»; различные геометрические фигуры. Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала:
 «Найди лишнее число в каждом ряду»,
 «Зачеркни его»,
 «Оставшиеся числа, расставь в порядке возрастания»,
 «Подставив вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово»,
 «Запиши его».
     6. Организация дифференцированного и индивидуального подхода.
     В индивидуальной работе с учеником следует опираться на его зону ближайшего развития, т.е. школьнику предлагаются такие задачи, которые на данном этапе развития он не может решить самостоятельно, но в сотрудничестве с учителем, при совместном поиске ученик чувствует себя соавтором, у него раскрываются потенциальные возможности и воспитывается вера в собственные силы.
     7.Создание проблемных ситуаций.
     Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению.
     Тема «Термометр»
    Проблемные вопросы
 Почему термометр иногда называют термоизмеритель или градусник?
Можно ли измерить температуру человеческого тела уличным термометром?
В каком случае водный термометр покажет неверную температуру?
     Проблемная задача
 Осенью по радио метеорологи сообщили, что температура воздуха +5 °С. Нина решила проверить их сообщение. Она взяла комнатный термометр и вышла на улицу. Подержав в руке термометр 5 минут, она заметила, что конец столбика подкрашенной жидкости показывал +20 °С. Почему термометр показал температуру намного выше, чем было на самом деле?
     8.Создание ситуации успеха.
     Похвала учителя стимулирует ученика лишь в том случае, когда задание ощущается им как достаточно трудное и в поощрении учителя ученик «прочитывает» высокую оценку своих возможностей и способностей. И напротив, похвала учителя за легкое задание может снизить мотивацию ученика, ибо он будет склонен думать, что учитель невысоко оценивает его возможности. Одним из эффективных способов формирования и сохранения положительной мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха.
     Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.
     Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов развития учебной мотивации у младших школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов.
     При сравнении традиционной системы обучения с системой развивающего обучения выбор делается, конечно, в пользу системы развивающего обучения, в основу которой положена теория советского психолога Л.С. Выготского.
     Поскольку главным дидактическим стержнем на уроке является деятельность учащихся, при актуализации, повторении или обобщении знаний ставится общий вопрос для всех (или задание), побуждающий детей мыслить и использовать знания в новой ситуации. Выслушиваются все ответы ребят. Главное, чтобы они были в рамках вопроса. При организации работы учащихся по овладению новыми знаниями соблюдаются закономерности познавательной деятельности учеников, их последовательность (табл. 1).
Таблица 1
Закономерности познавательной деятельности обучающихся
Объясняется новый материал первый раз подробно У школьников идет первичное восприятие и осмысление
Повторяется объяснение нового материала в сжатой форме У учащихся идет вторичное осмысление материала
После двукратного объяснения организуется работа
учащихся по учебнику
У ребят идёт понимание и запоминание
Новое правило обязательно проговаривается вслух несколько раз
    
     Я считаю, что ученик с низкой степенью обучаемости только тогда дома откроет учебник, когда содержание этого пункта увидел на уроке и проговорил правило или определение.
     Особое внимание заслуживают «полуустные» задания. Они эффективны за счет эмоциональности и кажущейся лёгкости, действуют на учащихся мобилизующе, своей несложностью увлекают и «слабых» учащихся, в классе создаётся обстановка соревновательности.
     При выполнении заданий у школьников вырабатываю необходимость теоретических обоснований. Продумывается «многоканальность восприятия», т.к. на уроке находятся ученики трёх типов мышления: у одних преобладает практически-действенное мышление; у вторых – наглядно-образное, а у третьих – словесно-логическое.
     Подводя итоги вышесказанного, можно сделать вывод о том, что деятельностный подход в обучении – это необходимое условие овладения знанием. Для организации деятельности учащегося учитель переходит с позиции носителя знаний на позицию организатора познавательной деятельности. Современная школа требует, чтобы у младшего школьника была сформирована не система знаний, умений и навыков сама по себе, а ключевые компетенции в интеллектуальной, социальной, коммуникативной и информационной сферах. Уверена в том, что деятельностный подход в формировании положительной учебной мотивации младших школьников способствует оптимальному сочетанию фундаментальных и практических знаний, развитию мышления, социальной адаптации и успешности личности обучающегося.
Литература:
1. Рыжова В.Н. Дифференциация обучения как важный фактор развития познавательных интересов школьников // Завуч. – 2003. – № 8.
2. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Просвещение, 1990.
3. Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2006.
4. Хамблин Д. Формирование учебных навыков / Пер. с англ. – М.: Педагогика, 1986. 5. Харламов И.Ф. Деятельностный подход к обучению – путь к прочным знаниям // Советская педагогика. – 1986. – № 4.
    
Категория: Педчтения | Добавил: region56
Просмотров: 20106 | Загрузок: 730 | Комментарии: 25 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Облако тегов

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2016