Мир "Гармония"Пятница, 22.09.2017, 03:38

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Нормативно-правовая база [0]
Семинары [0]
Педчтения [26]
Уроки [6]
Внеклассные мероприятия [0]
Проекты [0]
В помощь учителю [0]

Наш опрос
Как часто вы используете компьютер на уроке в начальной школе в течение года?
Всего ответов: 198

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Адамовский район » Педчтения

Деятельностный подход в процессе формирования навыка чтения. Рябова Л.В.
[ Скачать с сервера (80.5Kb) ] 17.02.2010, 11:41
Деятельностный подход в процессе формирования навыка чтения
Учитель начальных классов МОУ «АСОШ № 2»
п.Адамовка Оренбургской области Рябкова Л.В.
    
«Ребёнок в процессе обучения должен быть
не объектом, а субъектом учебной деятельности».
     Этот тезис в психологии обучения давно является основополагающим. Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться. Ставится вопрос об оптимизации обучения, в том числе и в начальных классах – о более полном, системном переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному.
     Деятельностный подход к обучению предполагает:
- Наличие у детей познавательного мотива (желание узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить).
 - Выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний.
 - Выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания.
 - Формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу.
 - Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.   
     В основе технологии деятельностного подхода лежит участие ребёнка в учебном процессе в качестве субъекта учения. Для младшего школьника ведущим типом деятельности становится учебная. Поэтому методы, способствующие становлению субъективности ребёнка, сосредоточены главным образом в учебной деятельности. Результат учебной деятельности ребёнка – прежде всего изменения самого ученика, его развитие. Предметом изменений становится сам ребёнок как субъект, осуществляющий эту деятельность, которая поворачивает самого ребёнка на самого себя, требует рефлексии, оценки самого себя.
     Ведущей идеей УМК «Гармония», по мнению авторов, является учебная деятельность младших школьников, её способы (постановка и решение учебной задачи, самоконтроль, самооценка, продуктивное обобщение), обеспечивающие комфортные условия развития ребёнка в процессе усвоения знаний, умений и навыков, соответствующих требованиям ГОСТа. Одна из особенностей этого комплекта заключается в том, что в нём нашли методическое воплощение основные направления модернизации школьного образования, в том числе деятельностный подход к процессу обучения. Комплект обеспечивает: целенаправленное формирование приёмов умственной деятельности; приоритет самостоятельной деятельности учащихся при усвоении содержания; понимание ребёнком изучаемых вопросов; условия гармоничного отношения в системах «учитель – ученик», «ученик – ученики»; деятельность каждого ученика в ситуации успеха.
     Общая логика расположения литературного материала и её соответствие ведущим учебным задачам по курсу «Литературное чтение» (автор О.В. Кубасова) во 2 классе направлена на совершенствование навыка чтения учащихся – одну из актуальных проблем начальной школы.
     Жизнь показывает, что если не читающий ученик научился читать в период обучения грамоте, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы. И наоборот, если ребёнок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность хорошо учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет переживать свой недостаток и не сможет полностью реализовать свои возможности. Поэтому, необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу.
     Полноценный навык чтения – это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам. Это залог успешного учения, как в начальной школе, так и в средней, основной источник получения информации и даже способ общения.
     Однако, на современном этапе, когда интерес к чтению книг у подрастающего поколения снижается, педагогическая практика показывает, что у детей в начальных классах навык чтения формируется недостаточно полноценно. От 40 до 60 % детей оканчивают начальную школу с непреходящими трудностями в чтении и письме. Поэтому сейчас перед учителем начальной школы встаёт задача сформировать положительное отношение к чтению. Ребёнок должен научиться читать для себя, научиться понимать чужие мысли, заключённые в тексте, извлекать из текста тот смысл, который автор вложил в него.
     Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению.
     Восприятие текстов младшими школьниками не соответствует восприятию зрелого чтеца и имеет ряд особенностей: 
 - фрагментарность, отсутствие целостности восприятия текста;
 - зависимость от жизненного опыта;
 - связь с практической деятельностью ребёнка;
 - ярко выраженная эмоциональность и непосредственность;
 - недостаточно полное и правильное понимание изобразительно выразительных средств речи;
 - преобладание воспроизводящего уровня восприятия.
Чтобы сформировать чтение как учебное умение, надо это обстоятельство иметь в виду.
     Управлять процессом формирования навыков чтения можно при соблюдении следующих условии:
 - При формировании навыков чтения необходимо опираться на развитие таких важнейших психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление.
 - Навык чтения значительно укрепляется, если параллельно с ним развиваются и другие виды речевой деятельности: аудирование, говорение и письмо.
 - Формировать полноценный навык чтения необходимо не только на уроках чтения, но и на уроках математики, русского языка, окружающего мира и др. Осуществляя межпредметную связь, мы не только совершенствуем навык чтения, но и способствуем усвоению других учебных дисциплин.
 - Занятия по чтению должны формировать у учащихся положительную мотивацию, интерес к чтению и книге вообще.
 - Технические упражнения по формированию навыка чтения выносить на отдельный короткий момент урока, а основное время урока отводить чтению и работе над плановым художественным произведением.
     Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно, интересует меня долгое время. Процесс этот чрезвычайно трудный, который нельзя сформировать быстренько. И, несмотря на все усилия, в классе всегда оказывается группа слабо читающих детей. У них работа с книгой вызывает умственную перегрузку, а это приводит к нежеланию учиться и, в конечном счёте, к отставанию в учёбе. Начались поиски наиболее эффективных подходов в обучении, что было неразрывно связано с совершенствованием урока, его содержания и структуры. В результате при построении урока чтения использую технологию деятельностного подхода, в основе которой лежит активная самостоятельная деятельность ученика на каждом этапе урока, полное вовлечение его в учебный процесс в соответствии со способностями и возможностями. При такой организации обучения ученик является субъектом учебной деятельности, т.е. тем, кто учится.
     В процессе работы совершенствую навык чтения с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность. Упражнения проводятся индивидуально, коллективно и по группам. Занимают они на уроке 5-7 минут. На практике важна не длительность, а частота использования тренировочных упражнений. Память человека устроена таким образом, что запоминается лучше не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создаёт раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то не надо проводить длительные упражнения, длинные по времени; лучше упражнения проводить короткими порциями, но с большой частотой.
     Урок лучше начинать с игровой артикуляционной разминки (*работаем над постановкой дыхания и **развиваем чёткость произношения)
*(чем глубже дышим, тем сильнее воздействие упражнения): вдох носом, выдох через рот; вдох, задержали дыхание, выдох; встать, расправить плечи, голову держать прямо, 1,2-глубокий вдох(про себя),3- задержали дыхание, выдох – плавный счёт от 1 до 10(или пока хватает дыхания);
** работаем со скороговорками, чистоговорками, чёткое чтение абзацев, строф, пословиц, сочетания и предложения из текста, предложенного для работы в классе и дома.
     Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, как предпосылка правильного чтения.
 - К окончанию слова: вода – водный; белый – бельё; чистого берега – у дальнего леса;
 - К корню слова: чистота – частота; девушка – дедушка.
 - Деление трудного слова на более лёгкие: бодрый – ободрился – приободрился; сельское хозяйство – хозяйственный – сельскохозяйственный; - приём взаимопроверки (работают в парах: один читает – сосед слушает и следит за правильностью, отмечая ошибки, затем меняются);
 - чтение «Кто играет в прятки?» Среди случайного набора букв надо найти и прочитать слова, узнать, кто играет в прятки: звери, птицы, насекомые и т.д. Эта игра помогает пополнять словарный запас, развивает внимание, зоркость при чтении. Карточки можно использовать на уроках русского языка (орфограммы), окружающего мира и др.
     Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память.
 - Игра «Слова»: назвать как можно больше слов, относящихся к определённой теме, н-р: школа, город и т.д.;
 - Игра «Кто больше запомнит»: один назвал любое слово, другой его повторил и сказал своё слово и т.д.;
 - Чтение и воспроизведение (что запомнил) «пирамидок»: снег - весна - ручейки - зеленеет
 - Написание зрительных диктантов. Наборы, предложенные И.Т, Федоренко, чередовала с написанием наборов, основанных на русских пословицах и поговорках, предложенные Беспаловыми (нач.шк. №6, 94г).
     Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.
 - «Губы»: используется детьми для разграничения чтения про себя и чтения вслух. По команде читать про себя прикладывают к губам указательный палец.
 - «Угадай». (Развитие смысловой догадки – антиципации слов, предложений.) Тексты выбираются из известных детям произведений, н-р, «Репка».
 - ПО… де… ре… . Вы… ре… бо… - пре… . Ста… де… ре… тя.. . Тя… - потя… , вы… не мо… .
 - «Финиш». Называется текст по учебнику, указывается слово, до которого дети должны как можно быстрее дочитать. Дочитав, поднимают руку. Учитель выборочно проверяет правильность, задавая вопросы. Тем самым предупреждает скольжение по тексту.
     На уроках литературного чтения во 2 – 4 классах чтению отводится 30 – 35 минут. Урок ориентирован на формирование у детей правильного типа читательской деятельности, который представляет собой «трёхступенчатый процесс» целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения). При работе над текстом до чтения дети читают ключевые слова, которые есть в учебнике перед текстом или записываю их на доске. Это очень важно для понимания содержания текста. Далее читают заглавие и рассматривают иллюстрации к тексту. На основании ключевых слов, заглавия и иллюстрации дети высказывают предположения о содержании текста. Ставится задача: прочитать текст и проверить свои предположения. В работе при отработке навыка чтения использую различные по целям и формам организации упражнения. Назову некоторые из них:
 - Многократное чтение (предложил И.Г. Пальченко, нач. шк. №12, 94г.)
 - Жужжащее чтение. Эффективно использовать на ежеурочных пятиминутках чтения. - Чтение вслух по «цепочке»; - Комментированное чтение;
 - Чтение за диктором;
 - Чтение в паре с товарищем;
 - Чтение с отрывом взгляда от текста;
 - Чтение молча, и др.
     Желательно на каждом уроке использовать приём стимулирования. У каждого из вас есть свой приём и не один. Моим ребятам больше нравится такой: в конце урока, за 3-4мин до звонка, проводим самозамер скорости чтения. Результаты записывают в читательский дневник. Результат, свидетельствующий о прибавке скорости чтения, благотворно сказывается на отношении учеников к чтению.
     В результате к концу 2 класса мои ученики улучшили навык чтения по всем параметрам (правильность, беглость, сознательность, выразительность). Это можно увидеть из диаграмм)
    Технология деятельностного подхода в обучении делает обучение мотивированным. Учу детей анализировать учебный материал, сравнивать, устанавливать отражённую в нём логику; учу размышлять, формулировать, доказывать, не бояться высказывать свою точку зрения; формирую умения контролировать самих себя, поэтому очень важно, чтобы ребёнок сам мог оценить результаты своего труда: чего достиг, где нужно ещё поработать.
Категория: Педчтения | Добавил: region56
Просмотров: 7715 | Загрузок: 666 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.2/8
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Облако тегов

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2017