Мир "Гармония"Суббота, 25.11.2017, 08:49

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Нормативно-правовая база [2]
Семинары [9]
Педчтения [109]
Уроки [12]
Внеклассные мероприятия [3]
Проекты [2]
В помощь учителю [1]

Наш опрос
Как часто вы используете компьютер на уроке в начальной школе в течение года?
Всего ответов: 198

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Гай » Педчтения

Детско-родительский клуб «Вместе» как форма психолого-педагогического сопровождения взаимодействия с семьей в условиях УДО. Гринева И.Ф.
[ Скачать с сервера (383.7Kb) ] 05.05.2015, 11:26

Гринева И.Ф.,
педагог-психолог высшей категории
МАУДО «ЦДТ «Радуга»

Проблемы семейного воспитания стали особенно актуальны в последние годы. Детско-родительские отношения имеют первостепенное значение для здоровья детей и играют важную роль в воспитании, а их нарушение влечет за собой неблагоприятные последствия. Поэтому родители все чаще обращаются за помощью к психологам по вопросам воспитания своих детей, хотят знать, каким образом можно повысить самооценку ребенка, как научиться чувствовать и понимать его, открыто и честно строить детско-родительские отношения. При этом зайти посоветоваться к психологу УДО, где ребенок занимается, можно. То есть клиент психологов УДО - среднестатистический ребенок, и запрос идет от родителей, которым нужна квалифицированная поддержка или через педагога.

Как же психолог оказывает такую поддержку? В рамках психолого-педагогического сопровождения психолог на рабочем месте выступает в одной из ролей: как консультант (для детей, родителей, педагога), как тренер (проводит тренинговые занятия, обучает психологическим приемам работы с детьми и др.), как эксперт-аналитик (составляет программы, проводит оценку и анализ работы своей и педагога) или как психотерапевт. А в клубе сразу исполняются психологом все роли.

Работа клубов подобного типа актуальна и востребована обществом в настоящее время, она весьма удобна для организации в УДО. Представляя собой один из возможных вариантов работы с семьей даннаядеятельность направлена на укрепление не только внутренних детско-родительских отношений, но и на объединение усилий семьи и ОУ при решении трудностей в вопросах воспитания и развития подрастающего поколения.

Начало обучения в школе сопровождается адаптационными трудностями первоклассника, появлением нового статуса  «школьник» и связанных с этим обязанностей, появлением отметок, сдачей первых выпускных экзаменов в начальной школе. В результате, ребенок оказывается на переходной ступени между младшим школьном возрастом и подростковым и чувствует не вполне себя комфортно.

Переживания младшего школьника, его успешность/неудачность на начальном этапе обучения влияют на его отношения в семье, вызывают различные реакции близких людей (от беспокойства до раздражительности, жестокости, усталого равнодушия). Организация специального взаимодействия родителей и детей в неформальной обстановке способствует оптимизации семейных отношений, является своеобразной профилактикой трудностей в преддверии «критического» подросткового возраста, помогает младшим школьникам наладить или улучшить контакт не только с родителями,  но и с другими членами семьи.

Так как возникла необходимость обучения взрослых конструктивному взаимодействию со своими детьми в школе № 10 (бывшая школа № 1). В ноябре 2005г. родители 4 класса под руководством учителя начальных классов Макаровой М.А. решили создать детско-родительский клуб, где в атмосфере сотрудничества, доверия и взаимоуважения они получат не только ответы на свои вопросы, но и квалифицированную психолого-педагогическую помощь и поддержку. Сейчас эти ребята учатся в 11классе. Далее присоединился еще 1 заинтересованный педагог Бурматина В.В. со своими классами. Всего прошло 3 группы и 2 действуют в нынешнее время. Оба педагога работают по программе «Гармония».

Занятия клуба «Вместе» посещают учащиеся начальной школы и их семейное окружение (родители или лица их заменяющие, другие члены семьи 3-18 лет, проживающие с ребенком).

Цель работы в клубе «Вместе» - гармонизация детско-родительских отношений.

Задачи:

  1. Создание благоприятных условий для объединения детей и родителей;
  2. Повышение компетентности родителей в области воспитания детей и умению справляться с жизненными трудностями;
  3. Повышение психологической культуры детей и родителей;
  4. Предоставление разносторонних возможностей для проведения совместного досуга

родителей с детьми;

Клуб в привлекательной форме позволяет ненавязчиво утверждать ценности семейного очага, личной свободы, ценности другого человека. Группа комплектуется на базе одного класса при согласии родителей присутствовать на клубных занятиях и участвовать в работе вместе с ребенком, что способствует быстрому установлению доверительной, эмоционально-благоприятной атмосферы сотрудничества.    

Педагог не управляет членами клуба, их развитием, а создаёт условия для их самореализации, самоопределения, саморазвития, оказывать поддержку детско-родительским парам.

Детско-родительский клуб является местом, где всегда есть возможность членам клуба развивать свои творческие способности, быть интересными друг для друга в атмосфере взаимоуважения, доверия и сотрудничества.

Работа в клубе подразумевает учет интересов всех членов клуба детей и отсутствие жесткой регламентации занятий; вариативность, динамичность и гибкость при планировании содержания и проведении занятий. Организуя занятия в клубе, важно помнить о частой смене деятельности, удобном режиме работы для всех участников.

Занятия обязательно проводятся педагогом-психологом, т.к. относятся к коррекционно-развивающей работе и требуют навыка психологического семейного консультирования

На занятиях необходимо присутствие классного руководителя в качестве помощника ведущего клуба и как участника встреч, что позволяет наладить дружелюбные взаимоотношения с  учителем, отслеживать трудности, появляющиеся у воспитанников в школе, своевременно сообщать об этом руководителю клуба. В клубе могут участвовать  братья и сестры членов клуба.

Занятия проводятся как мини-тренинги, на которых используются разные виды деятельности:

- игровые упражнения и подвижные игры, сказкотерапия, арт-терапия, элементы телесно-ориентированной терапии, элементы дискуссии, кинезиологические упражнения, психогимнастика, танцевальные упражнения.

Виды деятельности, организуемой в клубе: познавательно-развивающая и воспитательная.

Работа в клубе «Вместе» реализуется поэтапно:

1 этап – начальный – происходит сплочение группы, раскрепощение участников, появление эмоциональной открытости и начало рефлексивных процессов, формирование доверия друг к другу (1 год обучения).

2 этап – основной – характеризуется самопознанием, переходом  к углубленной  рефлексии и свободному самораскрытию, усилением межличностной динамики в группе, повышением эффективности общения в детско-родительских парах, активным заявлением семей об имеющихся трудностях в воспитании и свободным их обсуждением (2-3 год обучения).

3-й этап – заключительный - происходит осознание  перемен в личностном развитии воспитанников и их близких, складывается позитивный взгляд на будущее, появляется желание быть эффективно-активным в достижении  поставленных целей (4 год обучения).

В зависимости от количества участников клуба, их индивидуальных особенностей, потребностей, тематика занятий, ритуалы приветствия и прощания должны варьироваться. Все занятия имеют определенную структуру:

І Вводная часть:

1. Ритуал приветствия.

2. «Разогрев» (упражнения, способствующие эмоциональной настройке, активизации членов группы).

ІІ Основная часть:

- упражнения, связанные с темой занятия;

- упражнения на развитие познавательных процессов;

- работа со сказкой (чтение или сочинение сказок, рисование или драматизация, обсуждение);

- упражнения, способствующие установлению контакта между родителем и ребенком (вербального или невербального, тактичного).

ІІІ Заключительная часть:

1.Рефлексия, обратная связь (устная или письменная);

2.Ритуал прощания.

Прогнозируемые результаты:

Члены клуба к окончанию начальной школы должны:

- понимать и принимать эмоции и чувства окружающих;

- уметь выражать свои эмоции и чувства в мимике, жестах, пантомимике, словами;

- уметь контролировать свои эмоции и чувства, владеть простейшими приемами саморегуляции;

- осознавать взаимосвязь своего настроения и мыслей;

- уметь самостоятельно налаживать конструктивное общение с близкими и окружающими, эффективно работать в коллективе;

- уметь сопереживать и оказывать эмоциональную поддержку окружающим людям;

- уметь правильно реагировать на критику;

- уметь адекватно себя оценивать, анализировать свои положительные и отрицательные качества, достижения и неудачи, стремиться к позитивным изменениям в поведении, в характере.

Формы подведения итогов работы клуба:

- итоговые занятия в конце каждого года обучения, где проводится анкетирование членов клуба, позволяющее выявить личную результативность и отношение к занятиям, а также скорректировать работу ведущего клуба на будущий год;

- создание портфолио каждой детско-родительской пары в течение всего периода посещения занятий в клубе «Вместе», (складываются рисунки, сочиненные сказки, фото, анкеты, грамоты и благодарности за участие семьи  в конкурсах, выставках).

Тематика занятий разнообразна и может варьироваться по желанию членов клуба. Особой любовью пользуются темы: Мы все похожи чем-то друг на друга, Как здорово любимым быть!, Что такое счастье?, Язык тела и музыка тела, В царстве сновидений, Все мы родом из детства.

У членов клуба «Вместе» есть свои права и обязанности. Права членов клуба «Вместе» включают:

-право на обмен опытом семейного воспитания;

-право выступать с какой-либо положительной инициативой;

-право иметь свою точку зрения на обсуждаемый вопрос и др.

Члены клуба «Вместе» обязаны соблюдать правила поведения членов.

Условия для успешной организации работы клуба «Вместе»

1. Организация физического пространства.

2. Создание условий для нахождения оптимальных форм творческого самовыражения.

3. Психолого-педагогическое сопровождение детско-родительских пар - членов клуба вне занятий.

4. Материально-техническое обеспечение.

В  клубной работе( как и в практико-ориентированном обучении) критериями результативности выступают увлеченность ребенка деятельностью и позитивное отношение к действительности (ощущение комфорта). Продолжительное существование данного клуба позволяет судить об эффективности данной работы в рамках психолого-педагогического сопровождения работы с семьей.

Данная работа доступна для проведения и организации подобных клубов на базе любого ОУ, необходимо только желание педагога организовать взаимодействие с психологом и родителями, профессионализм педагога-психолога и искренняя заинтересованность родителей в своих детях.

Категория: Педчтения | Добавил: region56
Просмотров: 204 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Облако тегов

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2017