Мир "Гармония"Суббота, 25.11.2017, 08:48

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Нормативно-правовая база [0]
Семинары [0]
Педчтения [2]
Уроки [0]
Внеклассные мероприятия [0]
Проекты [0]
В помощь учителю [0]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 202

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Домбаровский район » Педчтения

Формирование информационно-коммуникационной компетентности у детей младшего школьного возраста в условиях реализации ФГОС НОО. Крохина Е.В.
[ Скачать с сервера (158.5Kb) ] 12.05.2015, 08:32

Формирование информационно-коммуникационной компетентности у детей младшего школьного возраста в условиях реализации ФГОС НОО

Крохина Елена Вячеславовна,
зам.директора по УВР в начальных классах

МОАУ «Домбаровская СОШ №1»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, поэтапное обязательное введение которого во всех образовательных учреждений началось в 2011 году, к 2014-2015 учебному году полностью охватил ступень начального образования в системе общего образования Российской Федерации. Согласно подпунктам 7, 8 пункта 11 раздела II «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования»  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО) к метапредметным результатам  освоения основной образовательной программы начального общего образования относится:

 - активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета).

Данные умения составляют содержание ИКТ-компетентности, которое конкретизировано в примерной основной образовательной программе (подпункт 2.1.2. «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся (метапредметные результаты).

В соответствии с Федеральным Государственным  Образовательным Стандартом (ФГОС) основной акцент образовательной программы начальной школы делается на метапредметных результатах обучения. Важнейшим результатом реализации Стандарта становится формирование универсальных учебных действий (УУД). Основы ИКТ-компетентности (не только умения на базовом уровне пользоваться широким спектром информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), но и формирования осознанного и грамотного подхода к выбору и применению средств ИКТ) являются частью этих метапредметных результатов освоения программы начального образования и необходимым компонентом программы формирования универсальных учебных действий. Кроме этого Стандарт выделяет три группы требований, одна из которых описывает требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям. Эта группа требований затрагивает вопрос формирования ИКТ-компетентности обучающихся с точки зрения создания в образовательных учреждениях ИКТ-насыщенной образовательной среды, способствующей реализации требований Стандарта.

Способность решать задачи, возникающие в образовательном и жизненном контексте с адекватным применением массовых ИКТ (информационно-коммуникационная компетентность (КК-ИК) состоит из  основных групп способностей и умений (Приложение №1). Развитие всех групп способностей у учащихся начальной школы процесс сложный, но интересный. При этом у педагогов возникает ряд проблем. В частности, многие педагоги ставят знак равенства между использованием на уроке компьютерной техники и развитием ИКТ – компетенции обучающихся. При проведении мониторинговых мероприятий по изучению ИКТ-компетенций учащихся начальной школы МОАУ «Домбаровская СОШ №1» протестировано: 2 классы - 61 чел., 3 классы – 70 чел. На диаграмме №1 четко видна положительная динамика увеличения ИКТ-компетентости по каждой группе способностей и умений.

Диаграмма №1. Мониторинг изучения ИКТ-компетенций учащихся 2, 3 классов МОАУ "Домбаровская СОШ №1".

Несмотря на трудности,  реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование учащимися и педагогами в образовательном процессе современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий с учетом особенностей начальной ступени образования. Информационно-коммуникационная компетентность формируется при естественном, осмысленном и полифункциональном включении компьютерных технологий в образовательный процесс в урочное время и во внеучебных формах школьной жизни. Сценарии включения средств ИКТ в процесс обучения предусматривают индивидуальную и групповые формы работы учащихся.

Использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, и т. д.), а также проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями) позволяет не только заинтересовать ребят, но и привить им ИКТ-компетентность.

Результаты анкетирования учащихся 2,3 классов и их родителей позволяют утверждать, что применение ИКТ на уроках (математики, русского языка и др.) приветствуется всеми участниками образовательного процесса. Причем ученики воспринимают внедрение ИКТ в учебную деятельность более активно, чем их родители.

Диаграмма №2. Анкетирование родителей. Отношение к применению ИКТ на уроках в начальной школе.

Диаграмма №3. Анкетирование учащихся 2,3 классов. Отношение к применению ИКТ на уроках в начальной школе.

Главным требованием к информационным и коммуникационным технологиям при реализации ООП НОО является их адекватность: возрастным особенностям детей начальной ступени образования; определяемым этими особенностями содержательным задачам начального образования, а также обеспечение возможностей применения ИКТ во всех элементах учебного процесса, где такое применение уместно и соответствует дидактическим задачам, решаемым в данном элементе. Информационные технологии в начальной школе ориентированы на поддержку поисковой деятельности, проверку гипотез, моделирование, а также контроль и оценку учебных действий обучающихся.

Можно утверждать, что грамотное использование современных информационных технологий в начальной школе способствует росту положительной мотивации  к учению,  выводит на новый уровень учебно-познавательный интерес, активизирует  познавательную деятельность учащихся; расширяет возможность самостоятельной деятельности, а в целом, формирует младшего школьника как личность.

Приложение №1.

Основные группы способностей и умений
информационно-коммуникационной компетентности (КК-ИК)

  1. КК-ИК-1 – исходя из задачи записи (фиксации) объектов и процессов в окружающем мире выбирать правильные инструменты и действия такой фиксации, фиксируя необходимые элементы и контексты с необходимым технологическим качеством, в том числе фиксировать ход эксперимента, дискуссии в классе и т. д.;
  2. КК-ИК-2 – исходя из задачи получения информации:
    1. планировать поиск информации, формулировать поисковые запросы, выбирать способы получения информации; обращаться к поисковым системам интернета, к информированному человеку, к справочным и другим бумажным и цифровым источникам – гипермедиа-объектам: устным и письменным текстам, объектам со ссылками и иллюстрациями на экране компьютера, схемам и планам, видео- и аудиозаписям, интернет-сайтам и т.д.; проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты;
    2. находить в сообщении информацию: конкретные сведения; разъяснение значения слова или фразы; основную тему или идею; указание на время и место действия, описание отношений между упоминаемыми лицами событий, их объяснение, обобщение, устанавливать связь между событиями;
    3. оценивать правдоподобность сообщения, выявлять установку автора (негативное или позитивное отношение к событиям и т. д.) и использованные им приемы (неожиданность поворота событий и т. д.),
    4. выделять из сообщения информацию, которая необходима для решения поставленной задачи; отсеивать лишние данные;
    5. обнаруживать недостаточность или неясность данных; формулировать вопросы к учителю (эксперту) с указанием на недостаточность информации или свое непонимание информации;
    6. сопоставлять и сравнивать информацию из разных частей сообщения и находимую во внешних источниках (в том числе информацию, представленную в различных формах – в тексте и на рисунке и т. д.); выявлять различие точек зрения, привлекать собственный опыт.
  3. КК-ИК-3 – исходя из задачи создания, представления и передачи сообщения:
    1. планировать создание сообщения, выбирать сочетание различных форм (текст, рисунок, схема, анимация, фотография, видео, звук, личная презентация) представления информации и инструментов ее создания и организации (редакторов) и использовать их для обеспечения максимальной эффективности в создании сообщения и передаче смысла с помощью него;
    2. обрабатывать имеющиеся сообщения (свои и других авторов): преобразовывать запись устного сообщения (включая презентацию), интервью, дискуссии в письменный текст, формулировать выводы из изложенных фактов (в том числе в различных источниках), кратко резюмировать, комментировать, выделять отдельные линии, менять повествователя, иллюстрировать, преобразовывать в наглядную форму;
    3. создавать текстовое описание объектов, явлений и событий, наблюдаемых и зафиксированных на изображениях (наблюдений, экспериментов), фиксировать в графической форме схемы и планы наблюдаемых или описанных объектов и событий, понятий, связи между ними;
    4. фиксировать в виде текста и гипермедиа-сообщения свои рассуждения (решение математической задачи, вывод из результатов эксперимента, обоснование выбора технологического решения и т. д.);
    5. участвовать в дискуссии и диалоге, учитывать особенности других участников, их позиции и т.д., ставить задачи коммуникации и определять, какие результаты достигнуты;
  4. КК-ИК-4 – исходя из задачи проектирования объектов и событий, включая собственную деятельность, создавать проекты и планы в различных формах (текст, чертеж, виртуальная модель);
  5. КК-ИК-5 – исходя из задачи моделирования и прогнозирования ставить виртуальный эксперимент.

Литература:

  1. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. —  www. pedsovet.org
  2. Ефимов В.Ф. Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа» №2, 2009г
  3.  Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008 г.
  4. Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. 2006 г.
  5. Константинова Т. Г., Афонина Е. В. «Использование ИКТ в преподавании  различных школьных дисциплин».
  6.  Приказ министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  7. Сеть творческих учителей/ ИКТ в начальной школе
    (http://www.it-n.ru).

Стадник М.В. Использование медиауроков для развития мышления младших школьников. – Библиотека сообщества учителей начальных классов. Образовательный портал «Сеть творческих учителей», 2006. (http://www.it-n.ru)

Категория: Педчтения | Добавил: region56
Просмотров: 200 | Загрузок: 7 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Облако тегов

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2017