Концепция
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее —
Концепция) является методологической основой разработки и реализации
федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Духовно-нравственное
воспитание личности гражданина России — педагогически организованный процесс
усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих
иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями их ценностей являются
многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья,
культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные
объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия,
исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.
Образованию отводится ключевая роль в
духовно-нравственной консолидации российского общества, в его сплочении перед
лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в
повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу,
государству, настоящему и будущему своей страны.
Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего
поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с
практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа
дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о
своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает
школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
Цель работы
- способствовать воспитанию патриотических
чувств, формированию патриотического сознания учащихся, пробуждению интереса и
бережного отношения к историческим и культурным ценностям Оренбургской области,
воспитанию любви к родному краю.
Задачи
работы
Образовательные:
-
расширение и углубление знаний учащихся дополняющих школьную программу по
истории, биологии, географии, литературе, ОБЖ;
-
приобретение знаний, умений и навыков в краеведческой работе.
Развивающие:
- развитие творческой и исполнительской активности учащихся в процессе
освоения краеведческого материала;
-
развитие потребности к самостоятельному получению знаний, умения преодолевать
трудности.
Воспитывающие:
-
содействие гармоничному развитию личности школьника;
-
совершенствование духовных и физических потребностей;
-
формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств;
-
гуманное отношение к окружающей среде;
-
воспитание патриотизма, любви к родному краю.
Предполагаемые результаты:
К концу первого года обучения учащиеся должны:
А)
знать: замечательные
«странички» истории своей семьи, школы; имя, отчество, профессии членов семьи,
домашний адрес и телефон, адрес школы,
названия улиц в микрорайоне школы и дома; основные памятные места микрорайона; название главной площади города; дату основания города; основные улицы
города; памятные и исторические места; герб и флаг города Гая.
правила
поведения дома, в школе, на улице, в транспорте и общественных местах.
Б) уметь: вести
разговор с членами семьи по заданной теме; ориентироваться в
окрестностях школы, своего дома; изобразить виденное в рассказе, рисунке.
К концу четвертого года обучения учащиеся должны:
А) знать: символику Российской Федерации, основные моменты
истории происхождения и становления Российского государства, основные даты,
имена в истории, города-герои, народы и области на территории России.
Б) уметь: поддержать разговор по заданной теме, ориентироваться
в картах по истории, показать основные события на карте, пересказать текст.
В нашей школе создана примерная
программа «Знатоки родного края», которая реализует гражданско-патриотическое и
духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках
эксперимента по апробации ФГОС.
Данная программа по краеведению призвана изложить
содержание нового учебного предмета – «Краеведение» и полнее раскрыть
неиспользованные резервы, главным образом в структуре и организации обучения.
Содержание предмета отражает комплексно-системный
подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём
многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет
рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы,
формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном
взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения,
целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и
социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не
только на эмоциональном, но и рациональном уровне.
Использование краеведения помогает учащимся стать
настоящим гражданином как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые
появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих
материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов
воспитания – нравственного, гражданского, эстетического.
Программа многогодичная и состоит из нескольких
взаимосвязанных тематических блоков.
1 класс
«Знатоки родного города» (Моя малая Родина – город Гай)
Программа первого года обучения предполагает
формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье,
школе, городу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их
окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны;
необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно
взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует
формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение
определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений
детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных
отношений в семье, знакомит с городом.
На изучение данной программы рекомендуется 1 час в
неделю в виде интегрированных курсов с предметами «Окружающий мир»,
Литературное чтение», «Технология», ИЗО, в виде классных часов
2класс
Программа второго года обучения предполагает
знакомство учащихся с городами, селами Оренбургской области, их историей,
промышленностью, экономикой. Ребята рассказывают о том, где они побывали в
области, как выглядят города и села для них. Учащиеся знакомятся с природой
Оренбургской области. Происходит знакомство с символикой Оренбургской области.
3 класс
Программа третьего года обучения предполагает
начальное знакомство с историей России через изучение сказок, былин, эпосов.
Происходит знакомство с героями
4 класс
Программа четвертого года обучения предполагает
знакомство учащихся с историей России, с происхождением Русского государства с
самого начала. Также учитель знакомит с символикой Российской Федерации.
Содержание программы рассчитано на занятия с учащимися
1 класса образовательной школы,
проявляющих интерес к естествознанию, физической культуре, туризму и
краеведению.
Примерная учебная программа рассчитана на 23 часа, с ноября по май
включительно. Педагог имеет возможность с учетом местных традиций и личностных
творческих особенностей, исходя из времени года и погодно-климатических
условий, самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы,
устанавливать продолжительность занятий, которая не должна двух академических
часов в помещении и четырех часов на местности. В каникулярное время педагог,
как правило, может увеличивать количество и продолжительность занятий при
условии организации активной оздоровительно-познавательной деятельности
занимающихся на свежем воздухе в природной среде.
Каждая тема занятий предполагает
организацию как познавательно-творческой деятельности обучающихся (беседы,
рисование, коллективное чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр
видеофильмов, экскурсии), так и активной оздоровительной (подвижные игры,
мини-соревнования в помещении и на природе, туристские и оздоровительные
прогулки).
Занимающиеся непосредственно знакомятся с окружающим их
миром – своей семьей, своим классом, своей школой, своим микрорайоном,
ближайшей зеленой зоной (парком, лесом, рекой); у них формируются начальные
навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире.
Основной формой занятий является беседа, художественное чтение, игра,
рисунок, экскурсия, простейшие формы тестирования с обязательным анализом
результатов.
Образовательный процесс строится
таким образом, чтобы от занятия к занятию интерес к курсу усиливался, так как
на многие привычные вещи ребята учатся смотреть другими глазами. Объекты
изучения близки (семья, улица, город и т.д.), что способствует укреплению
мотивации на дальнейшую работу.
Активно применяются
групповые формы работы, в ходе которых у ребят вырабатываются следующие
качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм,
дружба...
|