Мир "Гармония"Пятница, 19.04.2024, 15:12

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Нормативно-правовая база [2]
Семинары [9]
Педчтения [109]
Уроки [12]
Внеклассные мероприятия [3]
Проекты [2]
В помощь учителю [1]

Наш опрос
Как часто вы используете компьютер на уроке в начальной школе в течение года?
Всего ответов: 198

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Гай » Педчтения

Формирование духовно- нравственных ценностей на уроках истории и обществознания. Панафидина Т.Н.
[ Скачать с сервера (122.5 Kb) ] 17.02.2011, 13:54

История это такой предмет который участвует в процессе формирования нравственных ценностей. Сегодня политика нашего государства направлена на сохранение суверенитета и целостности нашей страны. Задача учителя заключается в том, что бы вся деятельность была направлена на формирование у учащихся чувства  патриотизма. Воспитание патриотизма является чуть ли не самой актуальной в наше время. Именно люди, горячо любящие свою родину, все свою деятельность направляют на процветание.

Проблема гуманизации системы обучения в целом и преподавании истории и обществознания вполне закономерно выдвигается на первый план в школьной практике. Сегодня становится очевидным, что именно гуманитарное образование в первую очередь формирует личность школьника, готовит его жить в меняющемся мире, учит человека современным формам общения и умению принимать эффективные решения. Принцип гуманизации обучения закреплен в законодательстве об образованию в Российской Федерации. Философскую методологическую  основу этого принципа составляет признание творческой природы личности каждого ученика, наличие в ней внутренней активности. При организации учебной деятельности и урока в частности я ставлю перед собой задачу, что бы развивали не мы (учителя), а  он развивал себя сам. При таком подходе знания, умения и навыки сами по себе перестают быть главной целью   учебно-воспитательного процесса. Целью обучения становится  целостное развитие личности ученика, т.е. наиболее полное развитие заложенных в ней активно- творческих возможностей, ее интеллектуально- нравственной свободы. Процесс же приобретения знаний, формирование умений и навыков превращается из цели в средства развития личности обучаемого.

Главное условие для проявления внутренней активности у детей- представление свободы каждой личности и проявление своих способностей, а так же уважение достоинства каждого обучаемого.

Для реализации задач духовно – нравственного воспитания учащихся  на базе нашей школы организован школьный виртуальный музей. Краеведческая  работа - это один методов у путей приобщения к истокам истории родного края, а в целом пробуждения интереса к истории. Ребята сами участвовали в сборе материала и  экспонатов. На базе нашего музея проводятся музейные уроки, семинары, экскурсии. Учащиеся нашей школы приобщаются к традициям и культуре нашего края.

«Гордиться славой своих предков, - писал А.С.Пушкин,- не только можно, но и должно». Поэтому учащиеся занимаются большой исследовательской работой. Такие исследовательские  работы как «Табынская икона Божьей матери как защитница Оренбургской области», «Церковно-приходские школы Орского уезда Оренбургской губернии», «Трубицын забытый поэт Оренбуржья», которые пробуждают у учащихся интерес к народу с которым живешь, к его культурным и трудовым традициям.

Основные дидактические приемы и методические средства, адаптированные к новой системе и применяемые мной, следующие:

. на занятиях делается акцент на овладение материалом на уроке, а не дома( домашняя работа носит характер повторения);

. участвуют в работе( изучая материал, анализируя его, отвечая на тот или иной вопрос) все учащиеся на каждом уроке;

. основное внимание при обсуждении материла обращается не на фактологическую основу, а на его анализ, сравнение и осмысление, а также на обоснование своей точки зрения;

. итоговой формой проверки знаний учащихся являются творческие отчеты, сочинения, рефераты, презентации и т. д.

Курс «История Оренбургского края» знакомит учащихся с археологией края, историей основания, социально – экономическим развитием, с жизнью края в разные периоды, с выдающимися людьми, а также с культурой, традициями, обычаями, бытом, духовной жизнью края. Содержание курса позволяет показать связь и значение истории края в истории страны, подвести учащихся к важности и необходимости ее изучения, способствует развитию интереса. Воспитание уважения к его прошлому и настоящему.

«История Отечества» содержит большие возможности для патриотического и гражданского воспитания школьников. В ее учебных материалах можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения отчизне. История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому привлечение краеведческого материала на уроках истории необходимо и педагогически оправдано. Например, темы «Отмена крепостного права», «Столыпинская аграрная реформа», «Коллективизация», «Сельскохозяйственная политика Хрущева» аграрные реформы 1965 г., 1987 г. ,90-х годов дополняются краеведческим материалом. Учащиеся анализируют документы и материалы, проводят социологические исследования методом интервью, анкетирования и о результатах сообщают на уроке.

При изучении темы «Великая Отечественная война Советского Союза» ребята делают сообщения о солдатах, которые участвовали во всех сражениях войны.

Особый интерес у учащихся вызывают сообщения, подготовленные на основе рассказов родственников старшего поколения с подборкой фотографий из семейного архива.

При изучении тем по истории культуры России я использую местный этнографический материал. В ходе диалогового обсуждения выявляется общее и единичное в культуре  Оренбургского края.

На уроках посвященных проблемам современной России, активно использую материалы местных средств массовой информации.

Большую роль в гражданском образовании и воспитании учащихся играют уроки обществознания. Использование местного материала способствуют формированию активной гражданской позиции, толерантности, формированию у учащихся политико –правовой культуры.

Одним из уроков который  прослеживает принцип гуманизации и творческой активности является предложенный урок по предмету «Обществознания». Урок называется « Красота спасет мир». Этот урок,  является  уроком исследования и примером групповой деятельности учащихся. Такой урок стимулирует самостоятельную активность учащихся, дает возможность самим решать проблемы и искать радикальные способы их решения; умение прогнозировать и предвидеть результаты деятельности...
Категория: Педчтения | Добавил: region56
Просмотров: 4336 | Загрузок: 479 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 2.5/4
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Облако тегов

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024