История это такой предмет который участвует в процессе
формирования нравственных ценностей. Сегодня политика нашего государства
направлена на сохранение суверенитета и целостности нашей страны. Задача
учителя заключается в том, что бы вся деятельность была направлена на
формирование у учащихся чувства
патриотизма. Воспитание патриотизма является чуть ли не самой актуальной
в наше время. Именно люди, горячо любящие свою родину, все свою деятельность
направляют на процветание.
Проблема гуманизации системы обучения в целом и
преподавании истории и обществознания вполне закономерно выдвигается на первый
план в школьной практике. Сегодня становится очевидным, что именно гуманитарное
образование в первую очередь формирует личность школьника, готовит его жить в
меняющемся мире, учит человека современным формам общения и умению принимать эффективные
решения. Принцип гуманизации обучения закреплен в законодательстве об
образованию в Российской Федерации. Философскую методологическую основу этого принципа составляет признание
творческой природы личности каждого ученика, наличие в ней внутренней
активности. При организации учебной деятельности и урока в частности я ставлю
перед собой задачу, что бы развивали не мы (учителя), а он развивал себя сам. При таком подходе
знания, умения и навыки сами по себе перестают быть главной целью учебно-воспитательного процесса. Целью
обучения становится целостное развитие
личности ученика, т.е. наиболее полное развитие заложенных в ней активно-
творческих возможностей, ее интеллектуально- нравственной свободы. Процесс же
приобретения знаний, формирование умений и навыков превращается из цели в
средства развития личности обучаемого.
Главное условие для проявления внутренней активности у
детей- представление свободы каждой личности и проявление своих способностей, а
так же уважение достоинства каждого обучаемого.
Для реализации задач духовно – нравственного
воспитания учащихся на базе нашей школы
организован школьный виртуальный музей. Краеведческая работа - это один методов у путей приобщения
к истокам истории родного края, а в целом пробуждения интереса к истории.
Ребята сами участвовали в сборе материала и
экспонатов. На базе нашего музея проводятся музейные уроки, семинары,
экскурсии. Учащиеся нашей школы приобщаются к традициям и культуре нашего края.
«Гордиться славой своих предков, - писал А.С.Пушкин,-
не только можно, но и должно». Поэтому учащиеся занимаются большой
исследовательской работой. Такие исследовательские работы
как «Табынская икона Божьей матери как
защитница Оренбургской области», «Церковно-приходские
школы Орского
уезда Оренбургской губернии», «Трубицын забытый поэт
Оренбуржья», которые пробуждают у учащихся интерес к народу с которым
живешь, к его культурным и трудовым традициям.
Основные дидактические приемы и методические средства,
адаптированные к новой системе и применяемые мной, следующие:
.
на занятиях делается акцент на овладение материалом на уроке, а не дома(
домашняя работа носит характер повторения);
.
участвуют в работе( изучая материал, анализируя его, отвечая на тот или иной
вопрос) все учащиеся на каждом уроке;
.
основное внимание при обсуждении материла обращается не на фактологическую
основу, а на его анализ, сравнение и осмысление, а также на обоснование своей
точки зрения;
.
итоговой формой проверки знаний учащихся являются творческие отчеты, сочинения,
рефераты, презентации и т. д.
Курс «История Оренбургского края» знакомит учащихся с
археологией края, историей основания, социально – экономическим развитием, с
жизнью края в разные периоды, с выдающимися людьми, а также с культурой,
традициями, обычаями, бытом, духовной жизнью края. Содержание курса позволяет
показать связь и значение истории края в истории страны, подвести учащихся к
важности и необходимости ее изучения, способствует развитию интереса.
Воспитание уважения к его прошлому и настоящему.
«История Отечества» содержит большие возможности для
патриотического и гражданского воспитания школьников. В ее учебных материалах
можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения
отчизне. История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому
привлечение краеведческого материала на уроках истории необходимо и педагогически
оправдано. Например, темы «Отмена крепостного права», «Столыпинская аграрная
реформа», «Коллективизация», «Сельскохозяйственная политика Хрущева» аграрные
реформы 1965 г.,
1987 г.
,90-х годов дополняются краеведческим материалом. Учащиеся анализируют
документы и материалы, проводят социологические исследования методом интервью,
анкетирования и о результатах сообщают на уроке.
При изучении темы «Великая Отечественная война
Советского Союза» ребята делают сообщения о солдатах, которые участвовали во
всех сражениях войны.
Особый интерес у учащихся вызывают сообщения,
подготовленные на основе рассказов родственников старшего поколения с подборкой
фотографий из семейного архива.
При изучении тем по истории культуры России я
использую местный этнографический материал. В ходе диалогового обсуждения
выявляется общее и единичное в культуре
Оренбургского края.
На уроках посвященных проблемам современной России,
активно использую материалы местных средств массовой информации.
Большую роль в гражданском образовании и воспитании
учащихся играют уроки обществознания. Использование местного материала
способствуют формированию активной гражданской позиции, толерантности,
формированию у учащихся политико –правовой культуры.
Одним из уроков который
прослеживает принцип гуманизации и творческой активности является
предложенный урок по предмету «Обществознания». Урок называется « Красота
спасет мир». Этот урок, является уроком исследования и примером групповой
деятельности учащихся. Такой урок стимулирует самостоятельную активность
учащихся, дает возможность самим решать проблемы и искать радикальные способы
их решения; умение прогнозировать и предвидеть результаты деятельности...
|