Мир "Гармония"Четверг, 23.11.2017, 15:42

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Нормативно-правовая база [2]
Семинары [9]
Педчтения [109]
Уроки [12]
Внеклассные мероприятия [3]
Проекты [2]
В помощь учителю [1]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 202

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Гай » Педчтения

Формирование коммуникативных УУД первоклассников на уроках и во внеурочной деятельности. Ханова С.Д.
[ Скачать с сервера (56.5Kb) ] 05.05.2015, 14:21

Формирование коммуникативных УУД первоклассников на уроках и во внеурочной деятельности

Ханова Светлана Давлетовна,
учитель начальных классов
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №6»
г. ГАЯ Оренбургской области

Формирование УУД  во многом зависит от педагогически правильного взаимодействия учителя и ученика, эффективности их коммуникативной деятельности. Это выражается и в формулировке вопросов и в точности комментариев учителя, направленных непосредственно на формирование  универсальных действий.

Можно без преувеличения сказать, что все предметы начальной школы имеют потенциальные предпосылки для развития коммуникативных и речевых действий в силу их универсального, т.е. максимально обобщенного, характера.

Ведущая педагогическая идея заключается  в создании оптимальных условий для формирования коммуникативных  универсальных учебных действий младших школьников посредством организации творческой  деятельности на уроках и во внеурочной деятельности. Также применяются принципы:

  • уважение и терпимость к другим
  • личная свобода и равенство
  • справедливое отношение к другим
  • участие в жизни общества
  • коллективная творческая воспитательная деятельность
  • творческое самоуправление учащихся
  • сотрудничество с родителями

Задача учителя:

Воспитание разносторонне развитой, образованной и коммуникационно-компетентной личности.

Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются:

-общение со взрослыми и сверстниками;

– владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

– приемлемое отношение к процессу сотрудничества;

– ориентация на партнера по общению;

– умение слушать собеседника;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;

умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Коммуникативная компетентность имеет несколько составляющих

Коммуникативная              Коммуникативное                  Коммуникативные

      способность                                   знание                                 умения

Коммуникативные УД формируются, когда:

-   ученик учится отвечать на вопросы;

-   ученик учится задавать вопросы;

-   ученик учится вести диалог;

-   ученик учится пересказывать сюжет;

- учащихся учат слушать

Виды заданий на уроках литературного чтения.

- Рассказ от первого лица

- Повествование от имени предмета, героя

- Комплимент ( сказать комплимент литературному герою)

- Сказка в заданном ключе (введение в сказку нового персонажа)

- Изменение сказочной развязки (придумать другое окончание сказки)

- Слушание чтения учителя

- Подготовка устных рассказов ( о литературных героях, о личных впечатлениях по следам прочитанного)

- Инсценирование и драматизация

- Устное словесное рисование

- Творческий пересказ текста от лица разных героев –персонажей

Виды заданий на уроке русского языка.

  • Для осуществления  цели опыта посредством творческой деятельности  на уроках русского языка и литературного чтения  в системе ведется работа по формированию монологической и диалогической речи, обогащению словарного запаса учащихся. В процессе обучения эффективно используются индивидуальные, фронтальные, парные и групповые  формы организации работы на уроке. Одним из видов творческой, как индивидуальной, так и групповой формы деятельности, является проектная деятельность учащихся.

Правила ведения диалога

  • Любое мнение ценно;
  • Ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания;
  • Повернись так, чтобы видеть лицо говорящего;
  • Хочешь говорить- подними руку;
  • Обращение начинается с имени;
  • Критика должна быть тактичной;
  • Голос -  твой божественный дар, умей им владеть.

Виды работ на уроке русского языка

  • Работа над фразеологизмами; работа над формированием культуры речи; проба пера; создание групповых проектов;

Виды заданий на уроке математики:

ромашка; магические квадраты; занимательные рамки; составим поезд; лестница;

угадай число; почтовый ящик; магазин; угадай слово; радисты и др.

Развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие

К данному направлению формирования коммуникативных универсальных учебных действий относится система заданий, нацеленных на организацию общения учеников в паре или группе (все задания, относящиеся к этапу первичного применения знаний; к работе над текстовой задачей, осуществляемой методом мозгового штурма и т.д.)

Задания для формирования коммуникативных универсальных учебных действий на разных уроках:

составь задание партнёру;

представь себя в роли учителя и составь задание для класса;

составь рассказ от имени героя;

составь рассказ от имени неодушевлённого предмета (например, от имени школьной парты, от имени разделительного мягкого знака и т.п.)

отзыв на работу товарища;

групповая работа по составлению кроссворда;

«отгадай, о чём или о ком говорим»;

диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

«подготовь рассказ…»;

«опиши устно…»;

«объясни…» и т.д.

Эффективными для развития коммуникативных способностей считаются следующие вопросы:

  • Тренинговые вопросы
  • Учащиеся усваивают алгоритм выполнения учебных действий.
  • Конструктивные вопросы.
  • Требуют поиска ответа с опорой на имеющийся уже опыт, а также самостоятельной формулировки ответа.
  • Альтернативные вопросы.
  • Используются при тестированном опросе, когда нужно выбрать правильный ответ и доказать его.
  • Наводящий вопрос.
  • Вопрос-подсказка. С его помощью ученик быстрее ориентируется и формулирует ответ.

Способствуют развитию коммуникативных умений творческие игры:

- игры учебного характера

- детские игры

- ролевые игры

- игры, имитирующие телевизионные игры

Развитию коммуникативных универсальных действий способствуют и внеурочные занятия, а также внеклассные мероприятия

Внеурочная деятельность.

Кружок «Час общения» (формы проведения – беседы, диалог, речевая игра, ролевые игры, тестирование, инсценирование, практические занятия, конкурсы)

Кружок «Мои первые проекты» ( на первом этапе первоклассники создают групповые творческие проекты)

Внеклассная работа..

Мероприятия, проводимые совместно с родителями:

Посвящение в первоклассники» ; «Осенины – осени именины», «Каждой пичужке – кормушку!», «Прогулка в зимний лес» (презентация групп), «Мы вас поздравляем!» (совместный праздник для пап и мам), «Масленица», совместный с родителями спортивный праздник «Весёлые старты», лыжная эстафета по группам, «Прощание с первым классом»,поездка на природу.

Человек должен быстро ориентироваться в пространстве, быстро создать команду или войти в неё, то есть быть компетентным, прежде всего в плане общения.

Результативность.

       К концу первого класса  дети стали более дружелюбными по отношению друг к другу, научились неплохо общаться, стали обращаться за помощью не только к учителю или родителям, но и к своим товарищам по классу. Реже стали слышны плохие выражения,  дети уже не смеялись над ошибками учеников, стали более терпимее и переживали за успехи других ребят, иногда предлагали свою помощь. Немного научились работать в команде Но не всегда получалось распределять обязанности, не всегда все члены группы принимали участие в работе. Реже стали случаться конфликты между детьми, и в некоторых они старались разобраться сами. К концу года познакомились между собой все родители и сдружились, являя тем самым замечательную помощь для учителя во всех мероприятиях. Но остаётся ещё немало проблем по формированию коммуникативных компетенций, над решением которых продолжается работа во втором классе.

Источники информации

  1. А.Г. Асмолова  «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», пособие для учителя
  2. О.А.Пестова «Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках  литературного чтения»
Категория: Педчтения | Добавил: region56
Просмотров: 698 | Загрузок: 12 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Облако тегов

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2017