Формирование коммуникативных УУД первоклассников на уроках и во внеурочной деятельности
Ханова Светлана Давлетовна,
учитель начальных классов
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №6»
г. ГАЯ Оренбургской области
Формирование УУД во многом зависит от педагогически правильного взаимодействия учителя и ученика, эффективности их коммуникативной деятельности. Это выражается и в формулировке вопросов и в точности комментариев учителя, направленных непосредственно на формирование универсальных действий.
Можно без преувеличения сказать, что все предметы начальной школы имеют потенциальные предпосылки для развития коммуникативных и речевых действий в силу их универсального, т.е. максимально обобщенного, характера.
Ведущая педагогическая идея заключается в создании оптимальных условий для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством организации творческой деятельности на уроках и во внеурочной деятельности. Также применяются принципы:
- уважение и терпимость к другим
- личная свобода и равенство
- справедливое отношение к другим
- участие в жизни общества
- коллективная творческая воспитательная деятельность
- творческое самоуправление учащихся
- сотрудничество с родителями
Задача учителя:
Воспитание разносторонне развитой, образованной и коммуникационно-компетентной личности.
Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются:
-общение со взрослыми и сверстниками;
– владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
– приемлемое отношение к процессу сотрудничества;
– ориентация на партнера по общению;
– умение слушать собеседника;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Коммуникативная компетентность имеет несколько составляющих
Коммуникативная Коммуникативное Коммуникативные
способность знание умения
Коммуникативные УД формируются, когда:
- ученик учится отвечать на вопросы;
- ученик учится задавать вопросы;
- ученик учится вести диалог;
- ученик учится пересказывать сюжет;
- учащихся учат слушать
Виды заданий на уроках литературного чтения.
- Рассказ от первого лица
- Повествование от имени предмета, героя
- Комплимент ( сказать комплимент литературному герою)
- Сказка в заданном ключе (введение в сказку нового персонажа)
- Изменение сказочной развязки (придумать другое окончание сказки)
- Слушание чтения учителя
- Подготовка устных рассказов ( о литературных героях, о личных впечатлениях по следам прочитанного)
- Инсценирование и драматизация
- Устное словесное рисование
- Творческий пересказ текста от лица разных героев –персонажей
Виды заданий на уроке русского языка.
- Для осуществления цели опыта посредством творческой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения в системе ведется работа по формированию монологической и диалогической речи, обогащению словарного запаса учащихся. В процессе обучения эффективно используются индивидуальные, фронтальные, парные и групповые формы организации работы на уроке. Одним из видов творческой, как индивидуальной, так и групповой формы деятельности, является проектная деятельность учащихся.
Правила ведения диалога
- Любое мнение ценно;
- Ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания;
- Повернись так, чтобы видеть лицо говорящего;
- Хочешь говорить- подними руку;
- Обращение начинается с имени;
- Критика должна быть тактичной;
- Голос - твой божественный дар, умей им владеть.
Виды работ на уроке русского языка
- Работа над фразеологизмами; работа над формированием культуры речи; проба пера; создание групповых проектов;
Виды заданий на уроке математики:
ромашка; магические квадраты; занимательные рамки; составим поезд; лестница;
угадай число; почтовый ящик; магазин; угадай слово; радисты и др.
Развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие
К данному направлению формирования коммуникативных универсальных учебных действий относится система заданий, нацеленных на организацию общения учеников в паре или группе (все задания, относящиеся к этапу первичного применения знаний; к работе над текстовой задачей, осуществляемой методом мозгового штурма и т.д.)
Задания для формирования коммуникативных универсальных учебных действий на разных уроках:
составь задание партнёру;
представь себя в роли учителя и составь задание для класса;
составь рассказ от имени героя;
составь рассказ от имени неодушевлённого предмета (например, от имени школьной парты, от имени разделительного мягкого знака и т.п.)
отзыв на работу товарища;
групповая работа по составлению кроссворда;
«отгадай, о чём или о ком говорим»;
диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
«подготовь рассказ…»;
«опиши устно…»;
«объясни…» и т.д.
Эффективными для развития коммуникативных способностей считаются следующие вопросы:
- Тренинговые вопросы
- Учащиеся усваивают алгоритм выполнения учебных действий.
- Конструктивные вопросы.
- Требуют поиска ответа с опорой на имеющийся уже опыт, а также самостоятельной формулировки ответа.
- Альтернативные вопросы.
- Используются при тестированном опросе, когда нужно выбрать правильный ответ и доказать его.
- Наводящий вопрос.
- Вопрос-подсказка. С его помощью ученик быстрее ориентируется и формулирует ответ.
Способствуют развитию коммуникативных умений творческие игры:
- игры учебного характера
- детские игры
- ролевые игры
- игры, имитирующие телевизионные игры
Развитию коммуникативных универсальных действий способствуют и внеурочные занятия, а также внеклассные мероприятия
Внеурочная деятельность.
Кружок «Час общения» (формы проведения – беседы, диалог, речевая игра, ролевые игры, тестирование, инсценирование, практические занятия, конкурсы)
Кружок «Мои первые проекты» ( на первом этапе первоклассники создают групповые творческие проекты)
Внеклассная работа..
Мероприятия, проводимые совместно с родителями:
Посвящение в первоклассники» ; «Осенины – осени именины», «Каждой пичужке – кормушку!», «Прогулка в зимний лес» (презентация групп), «Мы вас поздравляем!» (совместный праздник для пап и мам), «Масленица», совместный с родителями спортивный праздник «Весёлые старты», лыжная эстафета по группам, «Прощание с первым классом»,поездка на природу.
Человек должен быстро ориентироваться в пространстве, быстро создать команду или войти в неё, то есть быть компетентным, прежде всего в плане общения.
Результативность.
К концу первого класса дети стали более дружелюбными по отношению друг к другу, научились неплохо общаться, стали обращаться за помощью не только к учителю или родителям, но и к своим товарищам по классу. Реже стали слышны плохие выражения, дети уже не смеялись над ошибками учеников, стали более терпимее и переживали за успехи других ребят, иногда предлагали свою помощь. Немного научились работать в команде Но не всегда получалось распределять обязанности, не всегда все члены группы принимали участие в работе. Реже стали случаться конфликты между детьми, и в некоторых они старались разобраться сами. К концу года познакомились между собой все родители и сдружились, являя тем самым замечательную помощь для учителя во всех мероприятиях. Но остаётся ещё немало проблем по формированию коммуникативных компетенций, над решением которых продолжается работа во втором классе.
Источники информации
- А.Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», пособие для учителя
- О.А.Пестова «Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках литературного чтения»
|