Формирование умений постановки учебной задачи в процессе обучения младших школьников
Учитель начальных классов МОУ «АСОШ № 1» п.Адамовка
Оренбургской области Кочелаева Н.И.
Цель: познакомить с приемами и ситуациями постановки учебных задач.
Послушай – и ты узнаешь,
Посмотри – и ты поймёшь,
Сделай – и ты научишься.
Китайская пословица
I. Вступительное слово
Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические краски, этюды и приемы.
Каждый учитель не раз задавал себе вопрос, идя на урок: будет ли урок интересным, сможет ли он вовлечь их в работу?
Любой урок начинается с ситуации. Поэтому моя цель рассказать о приемах и ситуациях постановки учебной задачи в развивающем обучениив развиващем ёмы постановки учебной задачи в развивающем обучении".
II. 1шаг: Презентация педагогического опыта.
В Федеральном компоненте государственного стандарта подчеркивается необходимость создания качественно новой личностно ориентированной развивающей модели начальной школы. Поэтому развивающая функция обучения приоритетна, так как позволяет
· сформировать у учащихся «умение учиться»,
· обеспечивает умственное развитие,
· формирует познавательную активность.
Поэтому я буду говорить о развивающем обучении. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание - развивающее обучение?
Ассоциации: проанализировать. Все, что вы перечислили, действительно относится к развивающему обучению. Я вспоминаю словосочетание учебная задача. Наверное, потому что все обучение построено именно на решении учебных задач.
Ребенок становится маленьким ученым, делающим свое собственное открытие. Задача учителя создавать такие учебные ситуации, когда у ребенка появиться потребность в открытии. Поэтому ситуации играют большую роль постановки учебной задачи. Во-первых, ситуация позволяет заинтересовать учащегося в предстоящей деятельности.
Во-вторых, от правильно созданной ситуации зависит, смогут ребята поставить учебную задачу или нет.
Итак, мы на первом этапе: Послушай – и ты узнаешь.
Можно ли обойтись на уроке без ситуаций? Конечно, прийти на урок и сказать: «Сегодня мы будем говорить о роде имён существительных. Будем учиться решать задачи на движение. Учиться находить периметр или площадь фигур» но будет ли урок интересным? Позволит ли начало урока с объявления темы заинтересовать, включить в познавательный поиск?
2 шаг: Представление системы учебных занятий.
Приведу примеры ситуаций, которые, я использую на уроке.
- Урок математики. Ситуация выбор.
Ребятам предлагается найти каждой фигуре формулу нахождения периметра. В результате работы, оказывается, что для шестиугольника нет формулы. Задача урока найти формулу нахождения периметра шестиугольника.
- Урок окружающего мира. Ситуация неопределенность.
Я загадала понятие. Это понятие тема нашего урока. Слева слова, которые связаны с этим понятием. Справа слова, которые не относятся. Догадайтесь что это? ?
-Необходимы организму |
-Удивительная жидкость |
-Содержатся в овощах, мясе, молочных продуктах, фруктах... |
-Растения |
-Детям от 30 до 70мг употреблять надо |
-Живая природа |
Если ребята не смогли назвать понятие витамины, можно дать подсказку: есть А, В, С, Д. или назвать понятие в конце урока.
Я чаще всего использую в своей работе ситуации конфликт и неожиданность. Ни что так не привлекает внимание и не стимулирует поиск, как удивительное, необычное.
Урок русского языка. Ситуация несоответствие.
Помогите проверить орфограмму в слове хв . стуны. Ребята предлагают проверить так: Костя– хвост, Ира – хвастун, Даша – хвастаться. Рассуждая, ребята сделают вывод, что способ проверки Кости не подойдёт, потому что слова хвост и хвастуны разные по значению. Слово хвастун не подходит, т.к. безударная гласная не в сильной позиции. А вот можно ли проверить словом хвастаться мы не знаем. Гласная в слове в сильной позиции, но мы не знаем что это за изменение? С 1 класса ребята узнали, чтобы проверить безударную гласную проверить у слов, называющих предмет, надо слово изменить по числу или падежу. Задача урока узнать, что это за изменение. Эта задача решается на протяжении нескольких уроков. И ребята узнают, что это не изменение слово, а родственное слово, поэтому такой способ проверки подходит.
Урок русского языка. Ситуация неожиданность.
Сидят на ветке воробьи,
Болтают про дела свои,
Вспорхнули с ветки воробьи!
Что вы заметили? Ребята обратят внимание на слово ветка. На первой строке это слово написано с «е», на последней строке – с «и». Почему одно слово написано с разными окончаниями ребята - объяснить не могут. Так можно познакомить с падежами.
Урок окружающего мира.
Изучая, природную зону арктических пустынь, можно начать с ситуации: Глубокая ночь. В городе работают магазины, открыты школы. Почему? Не все ребята знают о полярной ночи. Поэтому такая ситуация вызовет интерес к изучаемой теме.
Приемы создания проблемной ситуации
Прием создания проблемной ситуации |
Вопросы и предложения для противоречия |
Вопросы и предложения для формулирования проблемы |
1.Предъявить противоречивые факты |
Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты видите? |
Какой вопрос возникает? |
2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием |
Сколько мнений? |
Какова будет задача урока? |
3.Обнажить представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» |
Что вы предполагали сначала? Что получилось? |
Сформулируйте проблему |
4.Дать практическое задание, не выполнимое вообще. |
Можете ли вы выполнить задание? В чем затруднение? |
Почему нельзя выполнить задание? Что неизвестно? |
5.Дать практическое задание, не сходное с предыдущим. |
Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее? |
Почему задание не выполнено? Что неизвестно? Какова цель урока? |
6.Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим. Показать неприменимость старых знаний |
Что хотели сделать? Что сделали? Какие знания применили? Задание выполнено? |
Какова будет тема урока? |
3 шаг: Проведение имитационной игры.
Переходим к следующему этапу: Посмотри – и ты поймёшь. Предлагаю вам «роль» учеников. Представьте себя на уроке математике во 2 классе.
-Что записано?
-Что надо сделать? (найти значения выражений)
-В каких выражениях получились разные значения? (на первой строке, потому что считали по-разному)
-Как считали?
-Как правильно? (не знаем)
-Чем выражения первой строки отличаются от второй? (несколько действий)
-Что надо узнать?
-Какова цель урока? (узнать порядок действий в выражениях)
4 шаг: Моделирование.
Наверное, самый сложный этап: Сделай – и ты научишься.
Используя, ситуацию конфликт для урока русского языка по теме: «Правописание мягкого знака после шипящих у имен существительных женского рода единственного числа» поставьте учебную задачу.
По этой теме мною был проведен урок. Мы с ребятами начали урок с минутки чистописания. В неё я включила буквы: Щ, Ш. С ребятами мы выяснили, чем они похожи (согласные, обозначают шипящий звук).
В эту группу букв можно ёще добавить буквы Ж, Ч. Затем я зачитывала строчки из стихотворений, а ребята выписывали слова с шипящей. Слова записывали у доски несколько человек. И оказалось, что одно слово, но записано по-разному. Мы с ребятами решили выяснить: как правильно писать слова с шипящим на конце? Строчки из стихотворений были такие:
Мой весёлый звонкий мяч…
Тишь, безлюдье кругом
Не шумит камыш…
|