Мир "Гармония"Пятница, 19.04.2024, 18:23

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Нормативно-правовая база [0]
Семинары [0]
Педчтения [26]
Уроки [6]
Внеклассные мероприятия [0]
Проекты [0]
В помощь учителю [0]

Наш опрос
Как часто вы используете компьютер на уроке в начальной школе в течение года?
Всего ответов: 198

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Адамовский район » Педчтения

Формирование умений постановки учебной задачи в процессе обучения младших школьников Кочелаева Н.И.
[ Скачать с сервера (95.0 Kb) ] 17.02.2010, 09:58
Формирование умений постановки учебной задачи в процессе обучения младших школьников
 
Учитель начальных классов МОУ «АСОШ № 1» п.Адамовка
Оренбургской области Кочелаева Н.И.
 
     Цель: познакомить с приемами и ситуациями постановки учебных задач.
Послушай – и ты узнаешь,
Посмотри – и ты поймёшь,
Сделай – и ты научишься.
Китайская пословица
     I. Вступительное слово
     Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические краски, этюды и приемы.
     Каждый учитель не раз задавал себе вопрос, идя на урок: будет ли урок интересным, сможет ли он вовлечь их в работу?
     Любой урок начинается с ситуации. Поэтому моя цель рассказать о приемах и ситуациях постановки учебной задачи в развивающем обучениив развиващем ёмы постановки учебной задачи в развивающем обучении".
     II. 1шаг: Презентация педагогического опыта.
     В Федеральном компоненте государственного стандарта подчеркивается необходимость создания качественно новой личностно ориентированной развивающей модели начальной школы. Поэтому развивающая функция обучения приоритетна, так как позволяет
 · сформировать у учащихся «умение учиться»,
 · обеспечивает умственное развитие,
 · формирует познавательную активность.
     Поэтому я буду говорить о развивающем обучении. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание - развивающее обучение?
    Ассоциации: проанализировать. Все, что вы перечислили, действительно относится к развивающему обучению. Я вспоминаю словосочетание учебная задача. Наверное, потому что все обучение построено именно на решении учебных задач.
     Ребенок становится маленьким ученым, делающим свое собственное открытие. Задача учителя создавать такие учебные ситуации, когда у ребенка появиться потребность в открытии. Поэтому ситуации играют большую роль постановки учебной задачи. Во-первых, ситуация позволяет заинтересовать учащегося в предстоящей деятельности.
     Во-вторых, от правильно созданной ситуации зависит, смогут ребята поставить учебную задачу или нет.
     Итак, мы на первом этапе: Послушай – и ты узнаешь.
    Можно ли обойтись на уроке без ситуаций? Конечно, прийти на урок и сказать: «Сегодня мы будем говорить о роде имён существительных. Будем учиться решать задачи на движение. Учиться находить периметр или площадь фигур» но будет ли урок интересным? Позволит ли начало урока с объявления темы заинтересовать, включить в познавательный поиск?
     2 шаг: Представление системы учебных занятий.
     Приведу примеры ситуаций, которые, я использую на уроке. 
     - Урок математики. Ситуация выбор.
     Ребятам предлагается найти каждой фигуре формулу нахождения периметра. В результате работы, оказывается, что для шестиугольника нет формулы. Задача урока найти формулу нахождения периметра шестиугольника.
     - Урок окружающего мира. Ситуация неопределенность.
     Я загадала понятие. Это понятие тема нашего урока. Слева слова, которые связаны с этим понятием. Справа слова, которые не относятся. Догадайтесь что это? ? 
    
-Необходимы организму -Удивительная жидкость
-Содержатся в овощах, мясе, молочных продуктах, фруктах... -Растения
-Детям от 30 до 70мг употреблять надо -Живая природа
     Если ребята не смогли назвать понятие витамины, можно дать подсказку: есть А, В, С, Д. или назвать понятие в конце урока.
     Я чаще всего использую в своей работе ситуации конфликт и неожиданность. Ни что так не привлекает внимание и не стимулирует поиск, как удивительное, необычное. 
     Урок русского языка. Ситуация несоответствие.
     Помогите проверить орфограмму в слове хв . стуны. Ребята предлагают проверить так: Костя– хвост, Ира – хвастун, Даша – хвастаться. Рассуждая, ребята сделают вывод, что способ проверки Кости не подойдёт, потому что слова хвост и хвастуны разные по значению. Слово хвастун не подходит, т.к. безударная гласная не в сильной позиции. А вот можно ли проверить словом хвастаться мы не знаем. Гласная в слове в сильной позиции, но мы не знаем что это за изменение? С 1 класса ребята узнали, чтобы проверить безударную гласную проверить у слов, называющих предмет, надо слово изменить по числу или падежу. Задача урока узнать, что это за изменение. Эта задача решается на протяжении нескольких уроков. И ребята узнают, что это не изменение слово, а родственное слово, поэтому такой способ проверки подходит. 
     Урок русского языка. Ситуация неожиданность.
                             Сидят на ветке воробьи,
                             Болтают про дела свои,
                             Вспорхнули с ветки воробьи!
     Что вы заметили? Ребята обратят внимание на слово ветка. На первой строке это слово написано с «е», на последней строке – с «и». Почему одно слово написано с разными окончаниями ребята - объяснить не могут. Так можно познакомить с падежами. 
     Урок окружающего мира.
    Изучая, природную зону арктических пустынь, можно начать с ситуации: Глубокая ночь. В городе работают магазины, открыты школы. Почему? Не все ребята знают о полярной ночи. Поэтому такая ситуация вызовет интерес к изучаемой теме.
     Приемы создания проблемной ситуации
Прием создания проблемной ситуации
Вопросы и предложения для противоречия
Вопросы и предложения для формулирования проблемы
1.Предъявить противоречивые факты
Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты видите?
Какой вопрос возникает?
2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием
Сколько мнений?
Какова будет задача урока?
3.Обнажить представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку»
Что вы предполагали сначала? Что получилось?
Сформулируйте проблему
4.Дать практическое задание, не выполнимое вообще.
Можете ли вы выполнить задание? В чем затруднение?
Почему нельзя выполнить задание? Что неизвестно?
5.Дать практическое задание, не сходное с предыдущим.
Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее?
Почему задание не выполнено? Что неизвестно? Какова цель урока?
6.Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим. Показать неприменимость старых знаний
Что хотели сделать? Что сделали? Какие знания применили? Задание выполнено?
Какова будет тема урока?
     3 шаг: Проведение имитационной игры.
     Переходим к следующему этапу: Посмотри – и ты поймёшь. Предлагаю вам «роль» учеников. Представьте себя на уроке математике во 2 классе.
 -Что записано?
 -Что надо сделать? (найти значения выражений)
 -В каких выражениях получились разные значения? (на первой строке, потому что считали по-разному)
 -Как считали?
 -Как правильно? (не знаем)
 -Чем выражения первой строки отличаются от второй? (несколько действий)
 -Что надо узнать?
 -Какова цель урока? (узнать порядок действий в выражениях)
     4 шаг: Моделирование.
     Наверное, самый сложный этап: Сделай – и ты научишься.
     Используя, ситуацию конфликт для урока русского языка по теме: «Правописание мягкого знака после шипящих у имен существительных женского рода единственного числа» поставьте учебную задачу.
     По этой теме мною был проведен урок. Мы с ребятами начали урок с минутки чистописания. В неё я включила буквы: Щ, Ш. С ребятами мы выяснили, чем они похожи (согласные, обозначают шипящий звук).  
     В эту группу букв можно ёще добавить буквы Ж, Ч. Затем я зачитывала строчки из стихотворений, а ребята выписывали слова с шипящей. Слова записывали у доски несколько человек. И оказалось, что одно слово, но записано по-разному. Мы с ребятами решили выяснить: как правильно писать слова с шипящим на конце? Строчки из стихотворений были такие: 
                                                                                Мой весёлый звонкий мяч… 
                                                                                Тишь, безлюдье кругом 
                                                                                Не шумит камыш…
Категория: Педчтения | Добавил: region56
Просмотров: 4221 | Загрузок: 421 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Облако тегов

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024