Разработка концепции развития универсальных учебных
действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам,
отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному
информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном
потенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное
развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение
учиться.
В связи с тем, что приоритетным направлением новых
образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего
среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития
универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей
фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного
содержания конкретных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы
образования является формирование универсальных учебных действий,
обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и
самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного
присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН)
рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных
действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с
активными действиями учащихся. Качество усвоения знаний определяется
многообразием и характером видов универсальных действий.
Эта
концепция в начальной школе призвана конкретизировать требования к результатам
начального общего образования и дополнить традиционное содержание
образовательно-воспитательных программ.
Остановимся на математике. В начальной школе
этот предмет является основой развития у
учащихся познавательных действий, в первую очередь логических, включая и
знаково-символические, а также таких, как планирование (цепочки действий по
задачам), систематизация и структурирование знаний, перевод с одного языка на
другой, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий,
аксиоматика, формирование и элементов системного мышления, выработка
вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования
общего приема решения задач как универсального учебного действия.
В
результате изучения курса математики выпускники начальной школы научатся
использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов,
процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений.
Учащиеся овладеют основами логического мышления, пространственного
воображения и математической речи,
приобретут необходимые вычислительные навыки.
Ученики научатся применять математические знания и
представления для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения
математических знаний в повседневных ситуациях.
Выпускники начальной школы получат представления о числе как результате
счета и измерения, о принципе записи чисел. Научатся выполнять устно и
письменно арифметические действия с числами; находить неизвестный компонент
арифметического действия; составлять числовое выражение и находить его
значение. Учащиеся накопят опыт решения текстовых задач....
|