Научить ребёнка читать –
задача не из разряда лёгких. На это тратятся месяцы тяжёлого упорного труда
учителя, родителей, ребёнка. И редкий ребёнок обходится без психологических
травм в этот период. А затем не один год тратятся силы на «привитие любви» к
чтению, к книгам, к художественному слову.
В 1994 году мне довелось
побывать на курсах удивительного человека – Зайцева Николая Александровича,
который предлагает свою систему обучения чтению. Эта система так и называется –
кубики Зайцева.
Она состоит из двух
таблиц и кубиков. В таблицах представлены 236 основных складов русского языка,
называемых в научно-методической литературе также единицами письма и чтения
(каковыми они и являются).
Кубики разного размера и
цвета.
В зависимости от сорта
кубиков вкладываются разные наполнители, и кубики приобретают «голос». Теперь,
каждый ребёнок, потрясая кубик, сразу же ответит вам – глухой звук или звонкий
обозначает буква на кубике. (звонкий – железом, глухой - деревом)
Мало того, цвет буквы
укажет ребёнку гласный или согласный звук обозначается этой буквой. Если буква
написана Синей краской – Согласный; если буква Голубая – Гласный звук, а если Зелёная
– это Знаки (твёрдый или
мягкий).
Знакомство детей с кубиками и таблицами происходит сразу на первом
занятии. Дети рассматривают таблицы, гремят кубиками, трогают их до тех пор,
пока не заинтересуются или звуком, или цветом, или размером кубика. Тут же
выясняется, что из кубиков или на таблице можно сложить абсолютно любое слово
русского языка (добавлю, что за одно занятие можно успеть сложить 150-200
слов). И это не только не утомляет детей, а вовлекает их в колоссальную
работу-игру. С чего начать? Конечно, с имени ребёнка. Попутно дети выясняют,
кто какие буквы знает. Затем составим слово по желанию детей, стараясь не
упустить ни одного. Слово составили – прочитаем хором, учитель указкой следит,
показывает. Потом читают по одному, следя указкой, как учитель. А кто откажется
составить из кубиков своё любимое лакомство? Менять задания можно бесконечно! Составляя
слова, дети проводят огромный анализ слов, звуков. А так как в работе с
кубиками участвуют и зрительная, и слуховая, и тактильная память, то забыть
что-либо практически невозможно. На втором этапе работы задания сложнее.
Сначала по таблице пропеваютсявсе
звуки, затем озвучивается каждый кубик. Это зарядка для глаз, развитие техники
чтения. Новые задания, игры придумываются тут же, на ходу. И что самое ценное –
дети активно участвуют в этом творческом процессе. Объяснять некоторые
орфограммы практически нет нужды. Так, например, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЖИ-ШИ. Слова с
этими сочетаниями сразу пишутся грамотно, т.к. нет кубика, где рядом стоят Щ с
Ю, Ч с Ю, Ж и Ш с Ы., а слова-исключения можно объяснить чуть позже. Не менее
важен тот факт, что занятия проводятся в постоянном движении. Таблицы повешены
выше уровня глаз, поэтому при чтении с таблицы ребёнку приходится волей-неволей
выпрямить спину, поднять голову. Всё занятие проводится в постоянном движении:
принести-унести кубик, подойти к таблице, прочитать слово, разбиться на
команды…
В заключении хочется сказать, что, хотя эта система выстроена гармонично и
продумана до мелочей, без вдохновения и фантазии взрослого, взявшегося ее
применять, сами по себе кубики чуда не сотворят.