Использование на уроках физики методических приемов, способствующих повышению качества образования. Пеньшина Г.Н. - Педчтения - Гай - Каталог файлов - Персональный сайт
Мир "Гармония"Пятница, 02.12.2016, 20:57

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Нормативно-правовая база [2]
Семинары [9]
Педчтения [109]
Уроки [12]
Внеклассные мероприятия [3]
Проекты [2]
В помощь учителю [1]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 201

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Гай » Педчтения

Использование на уроках физики методических приемов, способствующих повышению качества образования. Пеньшина Г.Н.
[ Скачать с сервера (783.5Kb) ] 05.05.2015, 09:36

Одним из инструментов, обеспечивающих формирование УУД (регулятивных, познавательных и коммуникативных) при обучении физике является ментальная карта (mind map) [3, 4]. Существуют и другие переводные варианты этого названия: карта ума, интеллект-карта, карта памяти, мыслительная карта, диаграмма связей. При этом техника построения карт, являющихся визуальным отображением мыслительных процессов, называется майндмэппинг(mind mapping).

Концепция ментальных карт опирается на теорию радиантного (от лат. radians– излучающий) мышления Тони Бьюзена и использует представления о физиологии работы левого и правого полушарий мозга человека, при этом структура ментальной карты удивительным образом напоминает схему строения нейрона коры головного мозга.

Центральный раздел и отходящие от него к углам карты подразделы (ветви или лучи карты) оформляются линиями разного цвета, ветви карты могут дополнительно нумероваться. Толщина линий следующих подразделов уменьшается от центра к периферии, указывая на приоритетность вынесенной на карту информации. В литературе подробно описаны приёмы построения карт как традиционным способом (с использованием фломастеров или карандашей и бумаги) [6], так и технологическим (с помощью компьютерных программ) [5], следуя которым, не сложно составить карту учебника, темы или параграфа. Такая карта может использоваться в качестве навигатора по ключевым словам.

Рассмотрим пример составления карты к материалу параграфа: структура и содержание параграфа задают структуру карты. Построение начинаем с центрального образа карты, представленного рисунком или ключевым словосочетанием. Количество ветвей карты определяем в соответствии с делением параграфа на микротемы, ключевые слова каждой микротемы выносим на соответствующие ветви. В итоге карта представляет собой систему хранения и извлечения информации. Заданная структура и индивидуальное кодирование информации обеспечивают быстроту визуального считывания.

Идея составления ментальных карт на уроках физики возникла в ходе апробации учебника Н.С. Пурышевой, Н.Е. Важеевской «Физика. 7 кл.» (М.: Дрофа, 2008) и представляла попытку переноса опыта работы учителей иностранного языка с аутентичным текстом (рекламные объявления, статьи из журналов и газет, включая интернет-сайты) на предметную область «Физика». В значительной степени этому способствовало использование ситуационных задач, разработанных О.А. Крысановой.

Особенности построения учебника (нумерация «смысловых доз» – микротем, наличие обобщающих таблиц и схем) и аутентичные тексты ситуационных задач – позволили по-новому организовать работу с текстом научного стиля: учебник для обучающихся становится необходимым подспорьем в работе с информацией, так как обеспечивает систематизацию самостоятельно добываемых знаний путём выделения структуры изучаемого материала. Корректируя карту в результате многократного моделирования ситуации в уме в поисках решения проблемы, школьник учится предвидеть результаты своих действий и оценивать их последствия. Использование ментальных карт при опережающем ознакомлении с материалом параграфа позволяет не только задать цель прочтения, но и оценить способность обучающихся к выявлению значимой информации в тексте научного стиля. Выполнение задания по составлению ментальной карты в качестве домашней работы накануне изучения темы представляет собой самостоятельное первичное прочтение текста. Наличие карты свидетельствует о выполнении домашней работы, а её содержание отражает индивидуальное прочтение и интерпретацию материала параграфа в структурированном виде. Так как карта позволяет визуализировать процессы мышления обучающегося, то значительно упрощается процесс проверки домашней работы. На рисунке представлена карта к § 1 «Что изучает физика» по учебнику А.В. Пёрышкина.

Учитель физики МАОУ «СОШ №10»
г. Гая Оренбургской области,
 Пеньшина Галина Николаевна,
высшая  квалификационная категория

Весь материал находится в прикрепленном файле!!!

Категория: Педчтения | Добавил: region56
Просмотров: 143 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Облако тегов

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2016