Мир "Гармония"Четверг, 25.04.2024, 23:54

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Нормативно-правовая база [0]
Семинары [0]
Педчтения [26]
Уроки [6]
Внеклассные мероприятия [0]
Проекты [0]
В помощь учителю [0]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 202

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Адамовский район » Педчтения

Использование нетрадиционных техник в изодеятельности. Укасова Г. Т.
[ Скачать с сервера (627.3 Kb) ] 12.05.2015, 07:27

« Использование нетрадиционных техник в изодеятельности»

Укасова Гульнара Тыншпековна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад №5
«Дюймовочка»
Адамовка 2015 г.

«Мир будет счастлив только тогда,

когда у каждого человека будет

 душа художника, иначе говоря,

когда каждый будет находить

радость в своем труде»

Роден

Я часто задумываюсь, почему все дети любят рисовать? Как правило, они начинают это делать раньше, чем говорить. Причем для них важен сам процесс: рука движется, оставляет след, нажал сильнее – след толще, нажал слабее – след тоньше, остановился – ничего не происходит. Все, что попадает в руки ребенка, подвергается всестороннему испытанию. О чем это говорит? О том, что дети – исследователи, мыслители и открыватели.

Современные требования к развитию и воспитанию детей заставляют нас, педагогов, искать новые пути работы, которые будут способствовать проявлению индивидуальности каждого ребенка во всех видах деятельности. Актуальность работы состоит в том, что современное быстро прогрессирующее общество требует от человека оригинальных и инновационных идей, не шаблонные, привычные действия, а подвижность, гибкость мышления, быстрая ориентация и адаптация к новым условиям, творческий подход к решению проблем. Креативная деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы. Создавая творческие произведения, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства. Поэтому важно начинать формирование творческих способностей уже в дошкольном возрасте. Новые федеральные государственные стандарты дошкольного образования предполагают, что в процессе личностного становления ребенок постепенно приобретает самостоятельность как способность к автономному существованию и социальную активность, как способность не только поддерживать свои отношения со средой, но и создавать новые. Одним из путей я считаю применение нетрадиционных техник рисования, которые способствуют развитию творческого воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти ребенка. Именно в изобразительной деятельности каждый ребенок может проявить свою индивидуальность. Знакомство с нетрадиционными техниками рисования способствует становлению художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему.

 •   В процессе работы,  у детей формируются мыслительные операции , навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.

•   На занятиях по рисованию, решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества.

Именно желание увидеть и раскрыть творческие способности каждого ребенка повлияло на выбор темы  по самообразованию: «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования».

На мой взгляд, изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в рисунках свои впечатления от окружающего мира.

Целью моей работы было формирование  у детей старшего дошкольного возраста  представлений о нетрадиционных техниках рисования и умении использовать их в своем творчестве. Я предполагала, что занятия по рисованию с использованием нетрадиционных

техник рисования способствуют развитию специальных художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста и  поставила перед собой следующие задачи:

- знакомить детей с особенностями рисования нетрадиционными техниками;

-проводить диагностику по выявлению художественных творческих способностей детей старшего возраста;

- развивать эти способности.

В начале моей педагогической карьеры я видела в детских работах одноплановость, бесцветность, отсутствие аккуратности, одним словом, рисунки были однообразны и бедны в цветовом решении и творческом, потому что работа «по образцу» не предполагала развития  творчества детей. А  рисование  - для ребенка радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать. Но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывать перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Я поняла, что нестандартные подходы к организации  изобразительной деятельности  удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремления заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка. Позволяет почувствовать краски,  их характер и настроение. Начиная с раннего возраста, я побуждаю детей к творчеству, учу видеть мир в живых красках.

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, поэтому   вначале я с детьми обыгрываю сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек, предметов, сопровождая рисование эмоциональным комментарием, используя художественное слово. Такой подход позволяет заинтересовать малыша, дольше удерживать внимание, создать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности. Прежде, чем приступить к непосредственному взаимодействию с детьми, я изучила существующий теоретический опыт по выбранной мною проблеме, различные техники рисования, самостоятельно их опробовала, создала необходимую материальную базу: приобрела литературу, палитры, краски, разные по размеру кисти,  разработала альбом  «Природные памятники Адамовского района», подготовила материал для нетрадиционных техник рисования: ватные палочки, пробки, палочки, обернутые поролоном и начала работу с детьми, которая продолжается в течение 8 лет.

Чтобы научить детей рисовать, необходимо обогатить их представление об окружающей действительности, о предметах, которые впоследствии будут воплощены в их работах. Большое влияние на детей оказывает  та местность, в которой они живут, красота природы, традиции народов, пейзажи, которые они наблюдали во время экскурсий в степь, к плесу, к глиняному и каменному карьерам.

Характерной особенностью нетрадиционных техник рисования является кажущаяся легкость, с которой из- под руки ребенка появляется рисунок.

 

Обыкновенной  ватной  палочкой методом «тычка» у малыша «вырастает» воздушная, словно живая ветка сирени, палочка с поролоном помогает изобразить  цыпленка пушистым, «мягким» и будто живым, а печатанье листьями позволяет увидеть не только красоту, но величие и мощь дерева. Одновременное использование мною двух приемов рисования: «монотипия» и «по мокрому» позволило детям изобразить свой любимый плес. Работа Соловьева Павла, выполненная в этой технике, заняла 1 место в районном конкурсе «Пусть всегда будет солнце»2011г, в котором мы являемся постоянными участниками.

Изучение природы родного края и природных  памятников Адамовского района тесно связано с занятием рисованием. Свои впечатления мы с детьми зарисовываем, используя нетрадиционные техники рисования: рисование «Вишневой колки» пальчиком, горы «Шонкал» - печатание мятой бумагой, морозного узора – свечой, методом «печать от руки» - лебедь, солнце, деревья, методом «кляксографии»- «цветущая весна».

Благодаря сложившейся системе работы, работы детей стали не шаблонными, неоднотипными. В каждой работе проявляется индивидуальность ребенка. Умение видеть мир по- своему. Свой опыт работы с применением нетрадиционных техник рисования я представила воспитателям нашего сада  и на районном методическом объединении .Моя воспитанница Балчугова Саша заняла 1 место районном конкурсе «Пусть всегда будет солнце»  2009г .Третьяков Рома занял 2 место, в номинации «Конкурс рисунков, эскизов и макетов районного проекта»Малый уголок Великой России»,посвященного110-летию поселка Адамовка.2012.гСарманова Анелия заняла 1 место в районном конкурсе «Пусть всегда будет солнце»и дипломом 2 степени на 9 областном конкурсе»Пусть всегда будет солнце» На  кустовом  конкурс «Воспитатель года-2011» мною было представлен мастер класс «Пейзаж у озера» и  занятие  «Солнечный свет». 1 место. На районном конкурсе я представила занятие «Морозный узор» 2 место. На региональном конкурсе педагогического мастерства «Гармония-2013» 3 место. За значительные успехи в работе по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста и подготовку победителя областного конкурса награждена благодарственным письмом Министерства образования Оренбургской области. В детском саду мы с детьми  организуем выставки для родителей, что доставляет радость и детям, и родителям. Обобщая свой опыт, хотелось бы сказать, что нет детей неталантливых, просто надо найти способ раскрыть те возможности, которые даны каждому ребенку от природы.

Для диагностики творческих способностей дошкольников мною были использованы опросник  Дж.Рензулли, субтесты Д.П. Гилфорда и методика О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур». При первичной диагностике было выявлено, что творческие способности дошкольников сформированы недостаточно (рис. 1). Далее был составлен проект  по формированию творческих способностей детей, основанный  на развитии творческого воображения и мышления как компонентов творческих способностей. Также в него включены игры и упражнения, формирующие эмоциональную сферу и мероприятия для родителей воспитанников и педагогов детского сада.

Таким образом, осуществление широкого включения в педагогический процесс, разнообразных игр и упражнений на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и в оформлении помещения детского учреждения наполнит жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия, вызывает чувство радости и желания «творить». Работа по формированию творческих способностей будет эффективнее при комплексной работе  включающей в себя работу не только с дошкольниками, но и с родителями и педагогами. Не вызывает сомнений, что именно формирование творческих способностей у дошкольников поможет нам «превратить» каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.

Литература

  1. Афанасьев С. П., Коморин С. В., Веселые конкурсы для больших и маленьких. – М.; АСТ-ПРЕСС СКД, 2004.
  2. Виноградова Н. Ф., Козлова С. А., Наша Родина: пособие для воспитателя детского сада. – М.; Просвещение, 1984.
  3. Давыдова Г. Н., Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003 , 2007.»
  4. Зязюн И.А., Онтология педагогического творчества // педагогическая техника,-2006 г.
  5. Кузьменко И. В., Развитие творческого потенциала школьников в условиях введения ФГОС начального общего образования // Научный поиск.-2012.

 

Категория: Педчтения | Добавил: region56
Просмотров: 693 | Загрузок: 15 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Облако тегов

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024