Моделирование как средство осуществления деятельностного подхода на уроках литературного чтения по УМК «Начальная школа XXI века».
Учитель начальных классов МОУ «СОШ № 6» г. Гая Оренбургской области Бабенышева Т.Н.
Моделирование как средство осуществления деятельностного подхода на уроках литературного чтения по УМК «Начальная школа XXI века»
К концу обучения ребёнок младшего школьного возраста XXI века должен отличаться от своих сверстников конца XX века отношением к той деятельности, которой он занимается в школе. Д.Б. Эльконин подчёркивал, что своеобразие и значение учебной деятельности в том, что ребёнок изменяет себя сам. Это означает, что младший школьник не равнодушен к той деятельности, которой занимается, заинтересован ею, осознаёт важность получения знаний, умеет высказывать простые высказывания и находить доказательства для их подтверждения, способы элементарно оценить свою деятельность, видит успехи, определяет причины неудач и ошибок, умеет применять свои знания в нестандартной ситуации, проявляет самостоятельность и инициативу. Такое возможно, если у школьника формируют учебную деятельность, учат учить себя ( учить+ся), осознавать личную ответственность за результаты обучения.
Важную роль в формировании учебной деятельности младших школьников имеют учебники нового типа, материалы которых позволяют детям выполнять предметные и формировать умственные действия, обеспечивают возможность дискуссий.
Рассмотрим проблему формирования учебной деятельности на уроках литературного чтения. Актуальность этой проблемы состоит в том, что в настоящее время отмечается снижение интереса к урокам чтения.
Основными причинами снижения познавательного интереса к урокам литературного чтения являются:
· Низкий уровень сформированности общеучебных умений и навыков;
· Низкий уровень чтения
· С приходом в первый класс исчезает слушание книг, преобладавшее в детском саду (изменяется позиция взрослого: «Ты уже большой, читай сам!»
· на уроках обучения грамоте отрабатывается навык чтения, а слушание и работа с детской книгой отодвигаются на второй план;
Программа « Начальная школа XXI века» позволяет актуализировать развитие познавательных интересов учащихся к чтению, способствует формированию необходимых читательских знаний и умений, а также способов деятельности.
Авторы УМК разработали курс «Литературное чтение». Это не чтение и не литература. Это сплав решения двух важнейших для начальной школы целей: научить читать и одновременно с этим развивать интерес к чтению и книге, научить работать с произведением, ориентироваться в тексте и книге. Конечно научить ребенка читать и пользоваться умением читать как средством своего развития- это труднейшие задачи, которые стоят перед учителем. От учителя начальных классов в значительной мере зависит, полюбят ли дети чтение или останутся равнодушными к литературе, станут ли они друзьями книги и постоянными её читателями. Для этого нужны уроки, которые бы показали дорогу к книге.
В УМК «Начальная школа XXI века» уже с первых уроков грамоты дети овладевают системой действий, умений и навыков работы с произведением, а на уроках слушания и читательскими умениями. В I классе в течение всего учебного года проводятся уроки литературного слушания. Значение таких уроков состоит прежде всего в развитии восприятия художественного текста, в обогащении опыта читателя- слушателя, в знакомстве с книгой и литературоведческими представлениями. Уроки слушания помогают решать важнейшую задачу обучения- научить детей слушать и слышать художественное слово, речь учителя и одноклассников, формировать специальные читательские умения:
правильно называть произведение и книгу;
находить и называть фамилию автора и заголовок;
определять тему чтения и жанр произведения.
Особенность данного проекта - новый предмет «Литературное слушание». Ещё А.С. Макаренко писал: «Знакомство с книгой должно начинаться с чтения вслух… Желательно, чтобы такое чтение сделалось привычным и постоянным праздником среди рабочих дней».
Существует несколько направлений деятельности ученика на уроке литературного чтения: использование проблемных вопросов, творческих заданий, кроссвордов; использование нетрадиционных форм урока; дифференциация
Среди этих форм работы наиболее необычной является моделирование. Дети любят и всегда ждут уроки литературного слушания. Это связано с тем, что моделирование
· учитывает возрастные особенности и обеспечивает смену деятельности в течение 30 минут
· позволяет каждому ученику возможность работать в соответствии со своими возможностями
· создаёт игровую ситуацию при овладении читательскими умениями
Моделирование – это введение система заместителей (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схем, планов и моделей обложек книг. Модель учащиеся могут нарисовать, вырезать из бумаги, т.е. слушание и говорение сочетаются с практической деятельностью первоклассников. Это позволяет проанализировать произведение более наглядно и доступно для юного слушателя, также даёт возможность включить каждого ребёнка в активный процесс и в формирование специальных читательских умений (умение ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного произведения).
Заместители вводятся постепенно по мере знакомства с разными жанрами. Дополнительным заместителем служит цвет. Он раскрывает тему произведения.
В первом классе мы составляем модель обложки после прочтения произведения учителем, в дальнейшем можно использовать готовые модели, а также рисованные обложки для повторения и сравнения произведения.
Начитанность предполагает знание детьми названий произведений и фамилий их авторов, умение определять темы и жанры. Эти знания и умения даны как обязательные в государственном стандарте. Однако из опыта работы знаем, что 70% выпускников начальных классов не владеют ими . Моделирование- реальный путь решения этой проблемы. Работа по моделированию обложки организуется следующим образом: у каждого ребёнка на столе находится четверть альбомного листа. Дети кладут его вертикально и слушают произведение, которое читает учитель, при этом не называя произведения. В наших печатных тетрадях есть готовые прямоугольные шаблоны, дети работают в них цветными карандашами.
Предлагаю упражнения по формированию специальных читательских умений.
Я даю ученикам следующие задания:
1) дополни модель обложки названием произведения и фамилией автора
2) дополни модель названием произведения
3) рассмотри заместители жанров и назови любой рассказ, любое стихотворение, любую сказку
При моделировании происходит развитие таких психических процессов, как внимание, память, логическое, абстрактное мышление, восприятие. Начиная с 1 класса, я регулярно провожу проверочные работы и тесты по пособию Л. А. Ефросининой «Оценка знаний» Диагностика позволяет оценить каждого ученика в овладении читательской деятельностью и в литературном развитии и скорректировать работу над ошибками.
И в заключение скажу о перспективах.
Во 2 классе мы продолжаем совершенствовать полученные умения. Дети учатся самостоятельно знакомиться с произведением и книгой; пользоваться словарями и книгами-справочниками; самостоятельно отбирать книги для чтения.
В 3 классе выделяются следующие умения: самостоятельно определять темы, жанры; работа с оглавлением, предисловием, послесловием; отбор произведений по теме и жанру; авторской принадлежности.
В 4 классе совершенствуются такие умения, как определение названий и основного содержания изученных произведений; имени, отчества ,фамилии их авторов(вводятся литературные диктанты);работа с элементами книг(обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация),со справочной литературой.
В стандартах второго поколения большое внимание уделяется реализации деятельностного подхода. На наш взгляд УМК «Начальная школа XXI» позволяет формировать навыки учебного труда, умение сотрудничать, самостоятельно добывать информацию.
|