Мир "Гармония"Суббота, 25.11.2017, 08:48

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Нормативно-правовая база [2]
Семинары [9]
Педчтения [109]
Уроки [12]
Внеклассные мероприятия [3]
Проекты [2]
В помощь учителю [1]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 202

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Гай » Педчтения

Обеспечение современных подходов к формированию навыков смыслового чтения. Харитонова О.В.
[ Скачать с сервера (67.0Kb) ] 07.05.2015, 12:23

«Обеспечение современных подходов к формированию навыков смыслового чтения»

Учитель начальных классов
МАОУ «СОШ № 3»

г. Гая Оренбургской области
Харитонова Ольга Витальевна

«Чтение должно стать для ребенка
очень тонким инструментом овладения
знаниями и вместе с тем источником
богатой духовной жизни»
В.А. Сухомлинский
«Если в начальной школе дети мало
читали, мало мыслили, у них складывалась
структура малодеятельного мозга»
В.А. Сухомлинский

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.

Школы России переходят на новые образовательные стандарты. Проблема чтения не могла не найти своё отражение и в этом нормативном документе. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики. Это станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательской культурой.

Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.

Поэтому первостепенная задача учителя начальных классов: каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения. Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.

Смысловая:

  • понимание содержания и смысла читаемого.

Техническая:

  • способ чтения,
  • темп чтения,
  • правильность чтения,
  • выразительность.

Многолетний опыт работы в школе показывает, что учитель начальных классов, обучая детей чтению, большее внимание уделял технической стороне чтения. И для оценки навыка чтения в школах применялся контрольный срез, который так и называется «Проверка техники чтения». При этом многие годы при оценке навыка уделяется первостепенное внимание параметрам «способ чтения», «темп чтения», «правильность чтения», «выразительность», а параметр «осознанность чтения» рассматривается на самом последнем месте, т.е. первостепенной считается техническая сторона чтения.

Образовательные стандарты нового поколения заставляют нас по-новому взглянуть на само определение значение слова «чтение».

Чтение следует рассматривать как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Поэтому техническую сторону следует рассматривать как подчинённую первой (смысловой), обслуживающей её.

Не случайно Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента:

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; [1, с. 9].

Что такое «смысловое чтение»? В Примерной основной образовательной программе начального общего образования под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации» [2, с. 98].

Смысловое  чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.

Исходя из  определения «смыслового чтения», можно сформулировать основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью:

  • умение осмысливать цели чтения;
  • умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
  • умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;
  • умение определять основную и второстепенную информацию;
  • умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
  • умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.

По мнению психологов, процесс, направленный на понимание, очень сложен: в него включены внимание, память, воображение  и мышление, эмоции и воля, интересы и много других психических особенностей читателя.    Психологи выделяют несколько уровней понимания текста, которые связаны с вычитыванием разных видов текстовых информаций: фактуальной, подтекстовой, концептуальной.

  Первый, самый поверхностный – это понимание фактов, того, о чём говорится, воспроизведение описаний событий, героев, места и времени действия, т.е. вычитывание только фактуальной информации.

Следующий уровень характеризуется пониманием не только того, о чём говорится, но и установление связей, отношений, причин, следствий, скрытых за словами текста, а именно – подтекста.

Третий уровень предполагает осознание читателем общего настроения произведения, отношения автора к описанным событиям, персонажам, его оценок, а также осознание своего собственного отношения к тому, что написано и как написано, т.е. вычитывание концептуальной информации.

Зная и понимая это, учитель должен создать благоприятные условия для овладения школьниками приёмами понимания текстов разных стилей и жанров, приёмами совершенствования техники чтения, умело использовать на уроке различные типы и виды чтения.

К основным типам чтения относятся: коммуникативное чтение вслух и про себя, учебное и самостоятельное.

Основными видами чтения являются: ознакомительное, поисковое или просмотровое, изучающее и вдумчивое.

Ознакомительное чтение направлено на извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста.

Поисковое или просмотровое чтение предполагает нахождение конкретной информации, конкретного факта.

Изучающее чтение имеет цель извлечь полную и точную информацию с последующей интерпретацией содержания текста. Такое чтение требует от читателя умений:

  • сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме;
  • выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
  • сопоставлять иллюстративный материал с текстовой информацией;
  • переносить информацию текста в виде кратких записей;
  • различать темы и подтемы научного текста;
  • ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию.

Вдумчивое (медленное, рефлексивное, художественное) чтение как

наиболее востребованный вид чтения заключается в овладении также целым комплексом умений:

  • предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
  • понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения;
  • анализировать изменения своего эмоционального состояние в процессе чтения и др.

Когда следует учителю начинать работать над формированием навыка смыслового чтения?

Как только школьник начал овладевать технической стороной чтения. Ужев период обучения грамоте следует уделять внимание и совершенствованию технической стороны чтения и параллельно работать над смысловой стороной чтения. Ребёнок должен понимать, зачем он читает. На данном этапе учитель озвучивает ребёнку цель чтения. Читаю, чтобы узнать новое слово, понять его смысл, построить с ним словосочетание. Понять смысл одного предложения, небольшого текста – это первые шаги по выработке навыка смыслового чтения.

Как правило, в этот период в основном учитель использует на уроках коммуникативное чтение вслух, учебный и самостоятельный тип чтения. Проверить понятийную сторону чтения на данном этапе можно через алгоритм: вопрос учителя - ответ ученика.

Данные типы чтения используются и в последующие годы обучения, но к ним добавляется и чтение про себя. Выбор вида чтения, безусловно, зависит от цели чтения, а от этого в свою очередь зависит и выбор механизма чтения. Жанровое и стилевое разнообразие текстов, с которым сегодня встречаются обучающиеся, требуют от нас, учителей, продуманной организации детского чтения, прежде всего на уроке. Поэтому на уроке окружающего мира или математики следует использовать механизм чтения отличный от механизма, который используется на уроке литературного чтения, где в основном читаются тексты художественные.

Государственный федеральный образовательный стандарт предполагает по завершении каждого года обучения выполнение обучающимися итоговой контрольной работы. Данную работу, можно рассматривать, как показатель сформированности умения работать с текстом, т.е. проверить уровень сформированности навыков смыслового чтения.

Важно уже в первом классе не упустить тех детей, которые показали низкий уровень выполнения работы, организовать совместно с педагогом-психологом работу по ликвидации трудностей.

Для формирования навыка смыслового чтения в условиях нового стандарта помогают следующие технологии:

проблемно-диалогическая технология дает ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. На уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.

Поиск решения – этап формулирования нового знания.

  • технология формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения)

Вместо быстрого чтения вслух учим вычитывать смыслы и глубоко понимать текст.

Технология продуктивного чтения возможна при работе с любым текстом на любом уроке,включает в себя 3 этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения. Прогнозирование по названию, имени автора, иллюстрации.

  1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
    Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
  2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.( Использование приемов понимания текста).

  1. Первичное чтение текста.

    Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя)  в  соответствии с особенностями  текста,  возрастными  и  индивидуальными возможностями учащихся.
     Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
     Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

  1. Перечитывание текста.

Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

  1. Беседа по содержанию текста.

Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

  1. Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения. Возвращение к имени автора, названию, иллюстрации. Творческое задание. Обобщающая беседа.

  1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпре-таций (истолкований, оценок)  произведения  с  авторской  позицией.  Выявление и формулиро-вание основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

  1. Знакомство с писателем.

Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

  1. Работа с заглавием, иллюстрациями.

Обсуждение  смысла заглавия.  Обращение  учащихся  к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

  1. Творческие задания, опирающиеся  на  какую-либо  сферу  читательской  деятельности  учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

       Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом  должны  быть  однообразны по своей структуре и организации.

       Со временем дети усваивают себе алгоритм работы и используют его при самостоятельной деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования также предполагает обеспечение преемственности всех ступеней общего образования.

Следовательно, работа по формированию навыка смыслового чтения не должна прерываться при переходе обучающихся начальной школы на следующую ступень обучения. Учитель – предметник в рамках своего предмета должен проводить работу по развитию и совершенствованию навыков смыслового чтения.

Список использованных источников

 

  1. http://festival.1september.ru/articles/509967/ -Ефимова Степанида Иннокентьевнаучитель начальных классов
  2. http://standart.edu.ru/ Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования //
  3. http://www.prosv.ru/umk/perspektiva
  4. school2100.ru Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после //
  5. Анисимов В.М., Андреева К.Е., Сокорутова Л.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. Якутск: 2001.
  6. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. – М. : Просвещение, 2009. – 201 с.
  7. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников – М.: 1997.
  8. Светловская Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое?// Начальная школа, 2005. №2.
Категория: Педчтения | Добавил: region56
Просмотров: 434 | Загрузок: 13 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Облако тегов

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2017