Учитель начальных классов МБОУ СОШБ №2 с. Акъяр
Оренбургской области Байгужина Р. З.
Новые задачи, поставленные сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение образовательных стандартов. Однако сегодня все более значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов, обеспечивающий развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.
В своем Послании президент РФ Дмитрий Медведев отметил: "Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире". Никто, наверно, не возразит, что именно начальная школа – это особый этап в жизни ребенка. Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего обучения.
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования определил качественно новую личностно-ориентированную развивающую модель массовой начальной школы, призванную обеспечить достижение следующих основных целей:
· развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
· духовно-нравственное и эстетическое воспитание;
· освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
· охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
· сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Приоритетным направлением начального общего образования определено формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность дальнейшего обучения. Основной результат образования рассматривается на основе деятельностного подхода как достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов. И в этом еще одна отличительная особенность новых стандартов. Реализация этой особенности в образовательном процессе требует его новой организации на основе планирования совместной деятельности учителя и учащихся.
Повышенное внимание в планируемых результатах уделяется учебным моделям, учитывающим возрастную специфику. Так, например, в математике предполагается, что дети научатся активно работать с предметными моделями чисел, арифметических действий, геометрических тел и фигур. Работая индивидуально и совместно, они будут, в частности, раскрашивать поверхности геометрических тел, получать отпечатки их вершин, граней, ребер, сечений, делать двухмерные развертки объемных тел и на этой основе получат начальные представления о планиметрии, заложат базу для формирования пространственного мышления.
Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. К примеру, если на уроке русского языка отрабатывается такая форма устного высказывания, как интервью, то потом эта форма активно используется на уроках окружающего мира.
Одним из активных инструментов учебно-познавательной деятельности выступают информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). На этой ступени обучения ИКТ используются для формирования первичных навыков работы с информацией. Дети начинают осваивать ИКТ-средства, приобретают навыки работы с общепользовательскими инструментами (прежде всего с текстовым редактором и редактором презентаций), с различными мультимедийными источниками, с некоторыми инструментами коммуникации (прежде всего с Интернетом).
Сегодня вполне очевидно, что школа должна обеспечивать не столько общекультурное, социальное и личностное развитие в процессе освоения ребенком знаний, умений, компетенций, навыков, сколько личностное развитие в рамках учебного процесса. Универсальные учебные действия нового стандарта должны способствовать не накоплению знаний, умений, а развитию личности (ее когнитивной и эмоциональной сферы, нравственности). Это - умение учиться, познавать мир, умение сотрудничать, быть толерантным. Иными словами, универсальные учебные действия, разработанные в рамках новых стандартов, и составляют конкретные обобщенные действия, которые лежат в основе генеральных способностей человека.
В стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Примечательно, что новые стандарты предъявляют требования не только к качеству образования, но и к условиям, которые необходимо создать в школе. Нынешние стандарты будут личностно-ориентированными, направленными на взаимодействие семьи и школы. Такое сотрудничество особенно важно на начальном этапе обучения, когда в становлении личности ребенка, благополучном вхождении его в образовательную среду огромную роль играют родители.
В 2010 году мне набирать первоклассников и работать уже по новому стандарту. А значит, заранее нужно быть готовым к тем изменениям, которые нас ждут с введением нового стандарта. Что же больше всего меня заинтересовало в новом стандарте? В чем я увидела принципиальное отличие новых стандартов для начальной школы от существующих? Это организация внеучебной деятельности учащихся начальной школы.
Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Согласно проекту Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеучебной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеучебную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах отличных от урочной системы обучения.
Все мы, учителя, работающие с детьми, не имели возможность заниматься внеучебной деятельностью в том количестве, в котором мы могли, и хотели ребята. В лучшем случае мы могли вести только 1 кружок, а вся остальная внеучебная деятельность за счёт своего личного времени без всякой оплаты. В базисный учебный план стандарта второго поколения добавлена внеучебная деятельность по 10 ч в неделю во всех классах начальной школы
Кроме того, для реализации в школе доступны следующие виды внеучебной деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество, социальное творчество, трудовая деятельность, спортивно-оздоровительная и туристско-краеведческая деятельность. В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений выделены основные направления внеучебной деятельности:
-спортивно-оздоровительное
-художественно-эстетическое
-научно-познавательное
-военно-патриотическое
-общественно-полезная деятельность
-проектная деятельность
Обозначенные выше направления внеучебной деятельности следует рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ. А разработку и реализацию конкретных форм внеучебной деятельности школьников основывать на выделенных девяти видах внеучебной деятельности.
Выделяют уровни результатов внеучебной деятельности: школьник знает и понимает общественную жизнь, школьник ценит общественную жизнь, школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Жизнь ребенка не заканчивается уроками в школе. Ребенок может заниматься в школе во второй половине дня спортом, изобразительным искусством, театром и так далее. Это будет только на пользу, это не нагрузка, а разгрузка, поскольку ребенок будет заниматься только тем, что ему интересно. А значит, мы, помимо прочего, ослабим напряжение, которое вызывают обязательные уроки.
Мы знаем, что многие учителя и классные руководители занимаются со своими учениками во второй половине дня — и театром, и музыкой, и спортом. И мы знаем, сколько нужно ежедневно времени до или после уроков, чтобы выполнить задания, подобрать нужный материал, оформить работы. И не всегда найдутся родители, которые помогут своему ребёнку и учителю. Вся эта работа держится на голом энтузиазме педагога. Так почему же не дать ему возможность заниматься этим с ребятами в рамках организованной внеучебной деятельности.
Где-то выбивают деньги на кружки, но оплата кружков и уроков все равно разная, ведь кружков в учебном плане нет. И получается, что ребенок ставится в зависимость от того, в какую школу он попал, какие кружки там ведутся или не ведутся, реализует ли он свои интересы во внеучебной деятельности. В условиях, когда объем информации удваивается, важно не просто передать знания ученику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. На уроках и внеучебной деятельности сейчас основное внимание надо уделять развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Поэтому уже с первого класса необходимо включать ребенка на выполнение индивидуального, маленького, сообразно возрасту ребенка, но собственного проекта.
Наша школа активно включилась в работу внедрения, образовательных стандартов 2 поколения. Учителя начальных классов занимаются с ребятами проектной деятельностью, готовят их к участию в конференции юных исследователей. Результаты этой работы представлены в этом слайде. Мы успешно участвуем в сетевых проектах, есть победы регионального и российского уровня. Это победы ребят за прошлый и нынешний учебный год.
В заключение необходимо отметить, что решающее значение для успешной реализации всего предлагаемого комплекса идей и педагогических решений принадлежит учителям. От того, как они позиционируют себя в образовательном процессе, умеют ли организовывать учебную деятельность, которая позволит вооружить каждого ребенка действенным инструментом познания, стремятся ли научить каждого своего ученика, готовы ли сами учиться и повышать квалификацию, зависит очень многое.