Учебный план федеральных государственных
образовательных стандартов второго поколения предусматривает обязательное
изучение иностранного языка со второго класса. Для изучения иностранного языка
выделяется два часа в неделю. В настоящее время не во всех школах нашего города
ведётся обучение иностранному языку в начальной школе. Но уже на следующий год
должно быть организовано обучение иностранному языку в экспериментальных
классах, а ещё через год это коснётся и всех остальных школ.
Являясь руководителем городского методического
объединения учителей иностранного языка,
я планирую его работу по таким приоритетным направлениям, как подготовка
учащихся к ЕГЭ по иностранному языку, работа с одарёнными детьми, организация
внеурочной деятельности по предмету и др. С недавних пор, одним из приоритетных
направлений стало обучение иностранному языку в начальной школе в условиях
введения ФГОС второго поколения.
В соответствии с этим было
проведено заседание ГМО учителей
иностранного языка, работающих в начальной школе, по теме «Обучение
иностранному языку в начальной школе в условиях введения ФГОС второго поколения». На этом заседании были рассмотрены такие
вопросы, как особенности организации обучения иностранному языку в начальной
школе, примерная программа по иностранному языку в начальной школе, планируемые
результаты начального общего образования по иностранному языку, планируемые
результаты междисциплинарной программы формирования универсальных учебных
действий, а также планируемые результаты междисциплинарной сквозной программы
«Чтение: работа с информацией».
Квалифицированные учителя иностранного
языка должны быть способны работать в условиях альтернативной и вариативной
образовательной системы, владеть методикой анализа учебника иностранного языка,
обеспечивающей адекватный выбор и грамотное использование учебника иностранного
языка в процессе обучения, а также достижение оптимальных результатов при
работе с учебником.
Современный период развития методики
преподавания иностранного языка характеризуется повышенным интересом ученых и
практиков к учебнику иностранного языка. Объяснить это можно тем, что учебник
является основным средством обучения, неотъемлемым компонентом учебного
процесса. В настоящее время наблюдается наличие огромного рынка отечественных и
зарубежных учебников, который ставит перед учителем иностранного языка
непростую задачу правильного выбора учебника иностранного языка. Выбирая тот
или иной учебник и учебно-методический комплекс, учителю следует исходить из
особенностей образовательного учреждения, возрастных и индивидуальных
особенностей своих учащихся, специфики своей методической подготовки.
Практика показывает, что многие учителя испытывают
трудности при оценке учебника иностранного языка, в определении пригодности для
работы в конкретных условиях обучения. Поэтому каждый учитель иностранного
языка должен уметь правильно выбрать необходимый учебник.
Требования к учебнику можно объединить в несколько
основных групп критериев: содержание,
методический аппарат, качество издания, санитарно-гигиенические нормы.
Содержание – это знания, умения, компетенции, которым
данный учебник должен научить, или которые он должен сформировать.
Возможные
критерии:
Методический аппарат – это то, как, какими
средствами в учебнике реализуются цели обучения: способ изложения материала,
задания, уровневая дифференциация.
Возможные критерии:
Качество издания:
Санитарно-гигиенические нормы:
Исходя из этого, с учителями иностранного языка был
проведён семинар-практикум по теме «Методика анализа учебника иностранного
языка».
Конечно, критерии оценивания учебника иностранного
языка требуют учёта специфики предмета «иностранный язык», а именно наличие
заданий, формирующих умения и компетентности, предусмотренные стандартом для
работы над фонетикой, лексикой, грамматикой, аудированием, говорением, чтением,
письмом (Приложение 1)
Данная работа помогла педагогам осознать, что учебник - основное средство обучения иностранному
языку, компонент процесса обучения, управляющий деятельностью учителя и
учащихся, отражающий определенный концептуальный подход к обучению иностранному
языку, цели, принципы, содержание обучения, а грамотный анализ и выбор
учебно-методического комплекта – это важное качество современного учителя
иностранного языка.
|