Опыт реализации инклюзивной формы обучения в общеобразовательной школе. Ракова А.Б. - Педчтения - Гай - Каталог файлов - Персональный сайт
Мир "Гармония"Пятница, 02.12.2016, 20:55

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Нормативно-правовая база [2]
Семинары [9]
Педчтения [109]
Уроки [12]
Внеклассные мероприятия [3]
Проекты [2]
В помощь учителю [1]

Наш опрос
Как часто вы используете компьютер на уроке в начальной школе в течение года?
Всего ответов: 197

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Гай » Педчтения

Опыт реализации инклюзивной формы обучения в общеобразовательной школе. Ракова А.Б.
[ Скачать с сервера (79.5Kb) ] 05.05.2015, 09:54

«Опыт реализации инклюзивной
формы обучения в общеобразовательной школе»

Заместитель директора  по НМР
МАОУ "СОШ № 10» г.Гая Оренбургской области

Ракова Антонина Борисовна

Наши дети учатся в школе. Они учатся и используют полученные знания по-разному. Тем не менее, цель образования заключается в достижении всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Так ли это? Действительно ли каждый ребенок может получить образование и достичь определенного общественного статуса? Сейчас все больше и больше говорят об инклюзии.

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. В основу инклюзивного образования  положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Инклюзия — это попытка придать уверенность в своих силах учащимся с ограниченными возможностями здоровья. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в школе.

Инклюзия отличается от интеграции, которая стала попыткой вернуть учащихся с особыми потребностями в систему общего образования. При  интеграционном  подходе  ребенок  с особыми  образовательными  потребностями   адаптируется  к  системе образования,  которая  при  этом   остается  неизменной,  а  при  инклюзивном подходе  система  образования  проходит  цикл  преобразований  и  приобретает возможность   адаптироваться  к  особым  образовательным  потребностям учащихся.

МАОУ "СОШ № 10" г. Гая, является региональной площадкой по развитию и внедрению инклюзивного образования. Кроме того, в МАОУ "СОШ № 10" была создана адаптивная среда, позволяющая обеспечить полноценную инклюзию  и личностную самореализацию ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении: надлежащие материально-технические условия, 11% педагогов школы прошли курсовую переподготовку по вопросам обучения детей - инвалидов и детей с ОВЗ, остальные обучились через модульные курсы интернет - холдинга "1 сентября", оборудовано 5 рабочих мест педагога для реализации электронного обучения, приобретена сенсорная комната, комната психологической разгрузки, полностью устранены архитектурные барьеры.

В учреждении обучаются дети с задержкой психического развития, один слабослышащий ребенок и  5 детей -  инвалидов с интеллектом норма. Также обучаются дети из стран ближнего зарубежья, в том числе двое школьников из Украины.

Интегрировано обучаются дети с ЗПР. Для них открыты отдельные классы на нескольких параллелях. Дети  - инвалиды обучаются инклюзивно, двое из которых включены полностью, остальные - частично. Для последних разработан индивидуальный комбинированный учебный план: классно - урочное обучение, индивидуальное обучение на дому и электронное обучение с применением дистанционных образовательных технологий. 

Все дети с ОВЗ полностью адаптированы в учреждении, принимают активное участие во внеурочной деятельности, посещают учреждения дополнительного образования.

 В своей экспериментальной работе мы реализуем модель комбинированной инклюзии, в которой предполагается, что главной учебной средой для ребенка с «особыми» образовательными потребностями будет обычный класс. При этом ему оказывается необходимая помощь: предоставляются специальные учебные пособия, с ним проводят занятия  логопед, дефектолог, психолог. Однако главным человеком в его учебной жизни является, конечно, учитель.

Чтобы ребенок с особенностями развития органично вписался в обычный класс общеобразовательной школы, необходим совершенно другой, нестандартный подход к обучению.

Цели, которые мы перед собой поставили:

  • создать условия для социализации детей с различными нарушениями в среде обычных сверстников;
  • создать для ребенка с «особыми» образовательными потребностями условия для овладения знаниями, умениями и навыками, соответствующими Государственному образовательному стандарту;
  • сформировать у детей предпосылки самостоятельной учебной деятельности в виде общеучебных умений и  навыков.

Нам очень хотелось, чтобы на наших уроках все дети, в том числе и с ОВЗ, чувствовали себя комфортно, ощущали свою «успешность», чтобы учиться было радостно и интересно.

Все просто, если в классе обучается  ребенок с ОВЗ с интеллектом норма: для таких детей не требуется адаптации программы, нужна лишь некоторая корректировка. Очень сложно, если в классе обучается ребенок с интеллектуальной недостаточностью: требуется адаптация и корректировка образовательной программы, особая организация урока, специально подобранные задания.

В своей работе мы  выделили следующие виды организации учебной работы ребенка с ОВЗ на уроках:

  1. Ребенок участвует во фронтальной работе наравне с другими детьми.
  2. Ребенок участвует в работе больших групп (половина класса) на уроках – соревнования, уроках-играх, театрализациях.
  3. Ребенок участвует в работе малых групп (3-5 человека) при выполнении подгруппового задания, подготовке и защите проекта.
  4. Организация работы в паре (как правило, с «сильным» учеником). Такая работа эффективна на этапах проверки или взаимопроверки.
  5. Индивидуальная работа – как самостоятельная (на карточке), так и с помощью педагога сопровождения (тьютера).

На каждом уроке должны быть поставлены три четко определенные цели: образовательная, воспитательная и коррекционно-развивающая.

Образовательная цель должна определять задачи усвоения учебного программного материала, овладения детьми определенными учебными знаниями, умениями и навыками. Формулировка отражает содержание занятия. 

Воспитательная цель должна определять задачи формирования высших ценностей, совершенствования моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, развития социальной активности и т.д. 

Коррекционно-развивающая цель должна четко ориентировать педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами. Эта цель должна быть предельно конкретной и направленной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке. Реализация коррекционно-развивающей цели предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер и пр., включение заданий с опорой на несколько анализаторов и пр. 
Как определить коррекционно-развивающую цель? Педагог, планируя занятие, должен задуматься: «По каким направлениям будет проходить коррекционная работа на занятии в связи с изучаемым материалом?»

Примерные цели:

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; 

- развитие навыков каллиграфии; 

- развитие артикуляционной моторики. 

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: 

- развитие зрительного восприятия и узнавания; 

- развитие зрительной памяти и внимания;

- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов 

- развитие пространственных представлений ориентации; 

- развитие представлений о времени; 

- развитие слухового внимания и памяти;

- развитие фонетико-фонематических представлений, звукового анализа. 

3. Развитие основных мыслительных операций: 

- навыков соотносительного анализа; 

- навыков группировки и классификации на базе овладения основными родовыми

понятиями; 
         - умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; 

- умения планировать деятельность; 

- развитие комбинаторных способностей. 

4. Развитие различных видов мышления: - развитие наглядно-образного мышления; 

- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями). 
         5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы   (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т. д.). 

В поурочном планировании педагога инклюзивного класса важно отдельно отразить план деятельности на уроке (занятии) для каждого включенного ребенка. Рекомендуется составление общего плана для класса с включением в него блоков-заданий для детей с ОВЗ, нуждающихся в дифференцированном и индивидуальном подходе, дополнительном внимании. На уроке целесообразно проводить дифференцированное закрепление нового материала и проведение опроса, давать разноуровневое домашнее задание. Тема урока записывается общая.

 Мы сделали вывод, что при организации урока в инклюзивном классе учитель должен придерживаться следующих требований:

  1. Урок должен иметь четкий алгоритм. Привыкая к определенной последовательности, дети становятся более организованными.
  2. Каждое задание тоже должно отвечать определенному алгоритму действий.
  3. Урок в инклюзивном классе предполагает большое количество использования наглядности для упрощения восприятия материала: во-первых, это стимулирует элементарные умственные процессы; во-вторых, развивает устную речь; в-третьих, способствует лучшему закреплению изучаемого материала в памяти учащихся.

4. Одно из основных требований к уроку – это учет слабого внимания детей с ограниченными возможностями здоровья, их истощаемости и пресыщения однообразной деятельностью. Поэтому на уроке учитель должен менять разные виды деятельности:

а) начинать урок лучше с заданий, которые тренируют память, внимание;

б) сложные интеллектуальные задания использовать только на 10 - 30 - ой минуте урока;

в) чередовать задания, связанные с обучением, и задания, имеющие только коррекционную направленность (зрительная гимнастика, использование заданий на развитие мелкой моторики, развитие восприятия и мышления);

г) использовать сюрпризные, игровые моменты, моменты соревнования, интриги, ролевые игры, мини-постановки (т.е. всю ту деятельность, которая затрагивает эмоции детей и связывает знания с жизнью).

Самое главное в организации работы ребенка с ОВЗ на уроке заключается в том, чтобы учебную задачу, стоящую перед всем классом, он решал вместе со всеми детьми. При этом способы помощи детям со стороны педагогов могут быть разными.

Исходя из всего выше сказанного, конспект урока  составляется с учетом «особенных» детей, для этого отводится целая колонка, в которой описывается деятельность  таких детей на каждом этапе урока. Если учителю требуется помощь при подготовке урока, то  он консультируется с логопедом и дефектологом. Главная цель адаптации учебного материала – сделать его максимально доступным и интересным. Что для этого можно сделать:

  • максимально сократить объем текста, оставить только самую суть, содержание учебного материала должно соответствовать требованиям государственного стандарта;
  • эта «суть» должна быть выражена простыми предложениями, доступными для понимания ребенка с особыми образовательными потребностями;
  • из текста по возможности убрать научные термины,  их заменить на более простые понятия;
  • если вводится новое понятие, оно должно быть подробно и доступно;
  • учебный текст должен сопровождаться наглядностью, это очень важно, т.к. ученик с интеллектуальными нарушениями обладает преимущественно конкретным мышлением, отвлеченные понятия ему малодоступны;
  • по возможности в параграфе учебника найти текст (2-4 предложения), который ребенок с особыми образовательными потребностями мог бы самостоятельно прочитать вслух в классе, ответить на вопросы по тексту или выполнить иное задание;
  • вопросы и задания должны проследовать цель проверить понимание прочитанного, закрепить полученные знания, расширить словарный запас, развить речь, развить внимание, память, мышление.
  • текст набирается шрифтом №16, заголовки – шрифтом №18 и выделяются цветом. Вопросы и задания также выделяются цветом или цветным фоном, изучаемые термины  и новые понятия печатаются более крупным и жирным шрифтом.

Методы и приемы - это средства, при помощи которых учитель добивается решения задач урока или занятия. Комбинировать или менять средства и методы на уроке нужно так, чтобы при этом происходила смена видов деятельности учащихся, чтобы менялся доминантный анализатор, чтобы во время работы было задействовано как можно больше анализаторов - слух, зрение, моторика, память и логическое мышление в процессе восприятия материала. Учет особенностей учащихся предполагает соотнесение не только формы и содержания занятия, его методов и приемов проведения, но и личностный, а не нормативный характер оценки достижений ученика. Конечно, работая с детьми с ограниченными  возможностями, необходимо учитывать  и их психологические особенности. Хотелось бы отметить моменты, на которые следует сделать акцент:

1. При чтении необходимо помочь ребенку открыть учебник, найти нужную страницу, показать, где мы будем читать, во время чтения показать, где мы читаем (дети не могут удерживать внимание). Такие моменты встречаются в любом классе, но в этом случае ребенок может, но не хочет по каким-то причинам следить за ходом урока и заслуживает порицания. В инклюзивном классе детям трудно следить за ходом урока, поэтому им необходима помощь.

2. В ходе урока, приходится сокращать время на выполнение заданий (если это вопросы к тексту – то обсудить можно 3, 4 вопроса, текст тоже целесообразно прочитать не в полном объеме, так как дети очень быстро устают).

3. При ответах на вопросы, отвечающему необходимо дать немного больше времени на обдумывание (реакция детей может быть замедленна)

4. Письменные работы, тесты занимают гораздо больше времени (необходима помощь учителя – найти тетрадь, открыть тетрадь, найти ручку и т.д.)

 Чтоб правильно оценить ребенка, можно предложить учитывать, такие аспекты:
            1. Старайтесь отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое.

2. Не обращайте внимание на несерьезные нарушения дисциплины.

3. Будьте готовы к тому, что поведение ребенка может быть связано с приемом медикаментов.

4. Придумайте какое-то «особое» слово, после произнесения вами которого ребенок поймет, что поступает не должным образом.

5. Используйте промежуточную оценку, чтобы отразить прогресс.

6. Разрешайте ребенку переписывать работу, чтобы получить лучшую отметку (в дальнейшем учитывать отметку за переделанную работу).

7. Используйте систему оценки: зачет-незачет, когда речь идет об оценке роста и развития ребенка.

Если «особому» ребенку трудно отвечать перед всем классом, то ему дается возможность представить выполненное задание в малой группе. Работа в группах позволяет таким ученикам раскрыться и учиться у своих товарищей.

Хороший результат дает и распределение учащихся по парам для выполнения проектов, чтобы один из учеников мог подать пример другому. 
Но ошибкой было бы все время помогать «особому» ребенку, ему надо позволить в каких-то случаях принять самостоятельное решение, похвалить и, таким образом, учить решать проблемы, справляться с ситуацией.

Особо следует сказать о создании благоприятного психологического климата в процессе обучения, отношений взаимного доверия и уважения между педагогом и учащимися, атмосферы предотвращения психотравмирующих ситуаций в классе. Доказано, что эмоциональная окраска сообщения воздействует сильнее, чем содержащаяся в нем информация. Искусство улыбки, доброжелательное выражение лица, интонация голоса, поощрение взглядом, избегание отрицательных, приказных форм, сравнений с другими детьми, поторапливаний, как можно частое включение в диалог местоимения «мы», декларирование одобрения и любви – это все слагаемые психогигиенического воздействия на ученика. 

Грамотная организация интегрированного обучения детей с задержкой психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью в среде нормально развивающихся сверстников – непростая задача для общеобразовательного учреждения. Приведенные направления организационной работы рекомендуются к реализации администрации и педагогам общеобразовательных школ. 

Дети с ограниченными возможностями не заслуживают того, чтобы от них отвернулись. Кто-то должен отдать им любовь и знания. Они и так в своей жизни познали столько трудностей, такие дети заслуживают поддержки и помощи. Инклюзия - это попытка придать уверенность в своих силах учащимся с ограниченными возможностями здоровья, тем самым мотивируя их пойти учиться в школу вместе с другими детьми: друзьями и соседями. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в школе.

 

Список использованной литературы

  1. Федеральный  закон  от  29  декабря  2012  г.  N  273-ФЗ  "Об образовании  в  Российской  Федерации"  (с  изменениями  и  дополнениями).  "Собрание  законодательства  РФ",  31.12.2012, N 53 (ч. 1)
  2. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 года  № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»
  3. Концепция  федерального  государственного  образовательного  стандарта  для  обучающихся  с  ограниченными  возможностями  здоровья.  Проект.  http://fdomgppu.ru/node/12484
  4. Зотова, A.M. Интеграция ребенка-инвалида в среду здоровых сверстников как метод социальной адаптации // Дефектология. 1997. -№6.-с. 21-25
  5. Интеграция детей-инвалидов в массовую школу: преодоление психологических барьеров и особенности обучения и воспитания. А. Кизима, Е. Есикова//Научно-методический журнал «Директор школы». №. 3. — 2008. — с. 68-74.
  6. Семаго, Н.Я.  Технология  определения  образовательного  маршрута  для  ребенка  с  ограниченными  возможностями  здоровья.  Информационно-методический  портал  по инклюзивному и специальному образованию «Образование без границ» Режим доступа: http://www.edu-open.ru

 Семаго, Н.Я.,  Семаго, М.М.,  Семенович, М.Л.,  Дмитриева, Т.П.,  Аверина, И.Е. Инклюзивное  образование:  от  методологической  модели  к  практике.  Инклюзивное образование Выпуск 3 Режим доступа: http://www.edu-open.ru

Категория: Педчтения | Добавил: region56
Просмотров: 191 | Загрузок: 7 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Облако тегов

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2016