Внеурочная деятельность является составной частью
учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени
учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как
деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей
учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной
деятельности.
Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной
деятельности объясняется не только включением ее в учебный план 1-4 классов, но
и новым взглядом на образовательные результаты.
Современная тенденция в деятельности учреждений
образования - совершенствование внеурочной деятельности. Сегодня к этому есть
целый ряд объективных и субъективных оснований:
Школа и учреждения дополнительного образования
обеспечивают подлинную вариативность образования, возможность выбора. Материалы
стандарта подводят к выводу:
- внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая
нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной
деятельности, сформировать учебную мотивацию;
- внеурочная деятельность способствует расширению образовательного
пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся;
- происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение,
поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего
периода обучения.
А это уже выход на заданный образовательный результат
- способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от
учебных. В общем, это и ситуации успеха для разных детей, и обеспечение
социализации.
Целью внеурочной деятельности является создание
условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного
выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Принципами организации внеурочной деятельности в нашей
школе стали:
- соответствие возрастным особенностям
обучающихся;
- преемственность с технологиями учебной
деятельности;
- опора на традиции и положительный опыт
организации внеурочной деятельности;
- опора на ценности воспитательной системы
школы;
- свободный выбор на основе личных
интересов и склонностей ребенка.
Данные принципы определяют способы организации
внеурочной деятельности:
Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на
добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями. Фиксация
участия осуществляется классным руководителем в карте занятости ребенка, по
итогам заполнения которой оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность.
Ориентиры в организации внеурочной деятельности в
экспериментальном первом классе нашей школы:
- запросы родителей, законных представителей первоклассников;
- приоритетные направления деятельности школы;
- интересы и склонности педагогов;
- возможности образовательных учреждений дополнительного
образования;
- рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей
ребёнка.
Запросы родителей - ориентация на работу во внеурочное
время по укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни.
Педагоги школы рассмотрели целесообразность введения образовательных программ,
аргументировали необходимость библиотечного часа и занятий в клубах.
Рассмотрены ожидаемые результаты внеурочной деятельности, которые прописаны в
стандарте. Выявлялись оптимальные условия внедрения стандартов, применение
современных технологий.
Таким образом, включение ребенка в систему
общешкольных дел воспитательной системы, изучение образовательных программ ВУД,
использование ресурса учреждений дополнительного образования позволяют
реализовать учебный план 1 классов в части «Внеурочная деятельность» в объеме
10 часов в неделю.
Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является
его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в
школе. Главным аспектом системы дополнительного образования является
преемственность и взаимосвязь программ дополнительного образования с
программами общеобразовательной средней школы. Согласно ФГОС в нашей школе внеурочная деятельность
состоит из следующих направлений:
Направление
внеурочной деятельности
|
Форма, название
|
Программа
|
Художественно-эстетическое
|
Клуб «Фантазия»
|
«Фантазия» (работа с
бумагой, бросовым и природным материалом)
|
Художественно-эстетическое
|
Театральный кружок
|
«Я вхожу в мир театра»
|
Проектная
деятельность
|
Кружок «Игровая
экология»
|
«Игровая экология»
|
Спортивно-оздоровительное
|
Аэробика
|
Оздоровительная
аэробика «Тонус»
|
Спортивно-оздоровительное
|
Клуб «Веселые старты»
|
«Веселые старты»
|
Гражданско-патриотическое
|
Кружок «Мой край»
|
«Знатоки родного
края»
|
Научно-познавательное
|
«Умные уроки»
|
|
1. Художественно-эстетическое направление представлено
театральным кружком и клубом «Фантазия». Их целью является раскрытие новых
способностей обучающихся в области творчества, развитие умения видеть жизнь
глазами творческого человека. По этому направлению в нашей школе работают
педагоги дополнительного образования, которые осуществляет свою работу в форме
игровых занятий, бесед, конкурсов, выставок.
2. Проектная деятельность осуществляется в кружке
«Игровая экология». Актуальность программы кружка обусловлена тем, что в
настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:
- у
обучающихся не сформированы инструментальные навыки и умения логического и
творческого мышления, необходимые при решении исследовательских задач;
- низкий
уровень развития у младших школьников способности самостоятельно мыслить,
искать новые сведения, добывать необходимую информацию;
- обучающиеся
привыкают работать в типовых ситуациях и не видят перспективу своего роста
в усвоении учебного содержания;
- младшие
школьники не получают возможности для реализации и удовлетворения
познавательной потребности;
- обучающиеся
не владеют приёмами поэтапного выполнения учебных исследований.
В связи с этим ведущей идеей программы является поиск
средств и способов такой организации учебного процесса, в ходе которого
произойдёт освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний
даже в повседневной практике взаимодействия с миром.
Экологическое воспитание личности младшего школьника является важнейшей частью
его мировоззренческой подготовки. Главной
целью экологического воспитания является формирование личности,
характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.
Формы организации занятий данного кружка разнообразны.
Это беседы, продуктивные (инновационные) игры, эксперименты, наблюдения,
экспресс-исследования, коллективные, групповые и индивидуальные исследования,
защита исследовательских работ, коллективные путешествия, посещение объектов с
исследовательской целью.
3. Спортивно-оздоровительное направление. Оно
представлено в нашей школе кружком «Аэробика» и клубом «Веселые старты». Цель:
укрепление здоровья, развитие двигательных способностей. Повышенная
двигательная активность - биологическая потребность развивающегося организма,
от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, не только их
физическое, но и общее развитие.
4. Гражданско-патриотическое направление
осуществляется в кружке «Мой край». Программа данного кружка определяет содержание,
основные пути развития гражданско-патриотического воспитания и направлена на
воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию
личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Работа
данного кружка осуществляется в форме бесед, сообщений, экскурсий в
краеведческий музей, тематических праздников, просмотра видеофильмов и др.
5.
Научно-познавательное направление представлено кружком «Умные уроки». Данный кружок ориентируется на развитие у
детей интуиции, пространственного и логического мышления, формирование у них
конструктивно-геометрических умений и навыков, способности читать и понимать
графическую информацию, а также комментировать её.
Формы организации занятий
разнообразны: логические игры, решение головоломок, тематические праздники,
викторины, конкурсы по математической смекалке и др.
Педагоги школы стараются сделать пребывание ребенка в
школе наиболее комфортным, так как только при этом условии можно говорить об
успешности образовательного процесса, укреплении эмоциональной сферы ребенка,
сохранении и приумножении здоровья детей.
Работа школы в условиях продлённого дня позволяет
использовать такое эффективное воспитательное средство, как режим, с помощью
которого упорядочена жизнь и деятельность обучающихся как в урочное, так и во
внеурочное время. Режим работы школы составлен с учетом продолжительности пребывания
ребенка в школе с 8.00 до 18.00. Работа школы регламентируется единым
расписанием учебных занятий, сна, самоподготовки, работы клубов и кружков. При
составлении режима дня учитываются гигиенические требования:
- сон;
- организация горячего питания;
- обязательное пребывание учащихся на воздухе;
- активный отдых при смене занятий (динамические паузы, спортивные
часы).
Образовательное пространство школы связано с
социальной средой и поддерживается следующими связями:
Мы ставим перед собой новые цели и задачи и ищем пути
их решения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, улучшению
условий воспитания и обучения, совершенствованию материальн
|