Пояснительная
записка.
В
современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в
связи с резким снижением процента практически здоровых детей, увеличением числа
имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого положения –
гиподинамия, нарушение экологии, общее состояние социальной среды, незнание своего
организма и незнание методов увеличения физических и психических возможностей,
которые необходимы для достижения «высот» будущему поколению.
В
целях благоприятной адаптации ребёнка к школе и сохранения здоровья необходимо,
чтобы физические возможности (резервы) организма ребёнка были адекватны уровням
умственной и физической нагрузки. Пребывание в школе – это период роста и
развития детей, организм которых особенно восприимчив к воздействию различных
факторов среды, в том числе неблагоприятных.
Специалисты
(педагог-организатор, логопед, психолог, соц. работник, учитель) проводят
ежегодно валеодиагностику учеников начальной школы, цель которой определение
резервных возможностей организма ребёнка к обучению в школе и выработка
индивидуального маршрута сопровождения в соответствии с его психофизическими
показателями. При обследовании состояния физических возможностей детей,
выявлено некоторое количество учащихся, несправляющихся с требованиями
стандартной программой обучения и достигло более 30%. А количество здоровых
детей всего 10%. И 4,5% от всех детей исследуемого возраста (начальное звено)
относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и развития.
Это дети, имеющие разные по степени и характеру выраженности нарушения в
физическом и психическом развитии в диапазоне от временных и легко устранимых
трудностей до постоянных отклонений. Дети, состояние здоровья которых
препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения
и воспитания. Для устранения такой проблемы и оказания помощи, в школах вводят
коррекционно-профилактические занятия по различным направлениям.
КОРРЕКЦИЯ
– это система педагогических и лечебных мероприятий, направленных на
преодоление или ослабление недостатков психологического и физического развития.
Цель
коррекционной программы в рамках стандартов.
Создание
системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в
освоении основной образовательной программы, коррекцию недостатков физическом и
психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. То есть, устранение
причин, из-за которых дети испытывают трудности в обучении в усвоении тех или
иных предметных ЗУНов.
Задачи
коррекционной программы.
Основные
направления работы в рамках коррекционной программы.
- выявление детей, нуждающихся в специализированной
помощи;
- выявление уровня актуального развития;
- определение зоны ближайшего развития
каждого ребёнка;
- определение особых образовательных
потребностей;
- подготовка подробного заключения о
состоянии развития и здоровья обследуемого ребёнка;
- разработка рекомендаций по выбору форм
обучения, адекватных возможностям данного ребёнка;
- рекомендации педагогам для обеспечения
индивидуального подхода;
-
мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной
общеобразовательной программы.
2. Коррекционно-развивающая работа.
- выбор оптимальных коррекционных программ
и методик, методов и приёмов обучения;
- организация и проведение специалистами
индивидуальных и групповых занятий;
- коррекция и развитие высших психических
функций;
- развитие эмоциональной и личностной
сфер, осуществление психокоррекционных мероприятий в отношении детей риска
поведенческих нарушений;
- профилактика физических интеллектуальных
и психологических перегрузок, эмоциональных срывов, школьной дезадаптации;
- формирование универсальных учебных
действий;
- развитие до необходимого уровня
психофизиологических функций, обеспечивающих учебную деятельность;
- формирование учебной мотивации.
3. Консультативная работа.
- выработка совместных обоснованных
рекомендаций по основным направлениям работы с ребёнком;
- консультирование специалистами педагогов
по выбору методов обучения;
- консультативная помощь семье.
4. Информационно-просветительская
работа.
- различные формы
просвещения педагогов, родителей, по вопросам сопровождения детей с ОВЗ;
- проведение
тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению
индивидуально-типологических особенностей детей с ОВЗ.
Задачи
руководителя.
Участники
программы.
Программа
предлагается для учащихся 1-4-х классов общеобразовательной школы и реализуется
в ходе УВП. В реализации программы участвуют все: учащиеся, родители, педагоги,
социальный педагог, психолог, медицинская сестра, логопед, педагог-организатор
по валеологии.
Ожидаемые
результаты.
В программе также даётся описание специальных
условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в
том числе:
- безбарьерной среды их жизнедеятельности;
- использование специальных образовательных программ
и методов обучения и воспитания;
- специальных методических пособий и дидактических
материалов;
- технических средств обучения коллективного и
индивидуального пользования;
- предоставление услуг ассистента (помощника),
оказывающего детям необходимую помощь и др.
В
случае невозможности комплексного усвоения воспитанником основной
общеобразовательной Программы из-за тяжести физических и (или) психических
нарушений, подтверждённых в установленном порядке
психолого-медико-педагогической комиссией, содержание коррекционной работы
формируется с акцентом на социализацию воспитанника и формирования
практически-ориентированных навыков.
Методика
преподавания в ходе реализации программы.
Виды занятий, применяемых в ходе
реализации программы.
- беседы, рассказы,
убеждения учителя;
- слушание;
- решение проблем;
- обсуждение
прочитанной литературы;
- исследование причин
(обучение установлению причинно-следственных связей).
- изготовление коллажа
на тему здоровья (сбор рисунков, вырезок из газет и журналов, фотографий);
- игры;
- ролевые игры;
- рассказывание
историй, сказок;
- импровизированные
сценки;
- дебаты;
- мозговой штурм или
мозговая атака;
- мини-лекция
(используется для введения новой темы урока);
- изготовление школьной
газеты, посвященной проблемам здоровья;
- анализ прессы
(создание антиреклам);
- моделирование;
- тренинги;
- проведение комплекса
гимнастики до занятий, динамических перемен, физминуток, спортивных праздников,
Дней здоровья, Уроков здоровья;
- опросы, анкетирование.
Коррекционно-развивающие
занятия педагога-организатора по валеологии.
Цель: коррекция и развитие
силы кисти у первоклассников с показателем динамометрии ниже нормы.
Задачи: - обучить приёмам развития
силы кисти;
- увеличить показатель динамометрии у
первоклассников.
Объект программы:
учащиеся 1-х классов.
Срок реализации:
11 занятий (2зан. в неделю)
|