Мир "Гармония"Пятница, 19.04.2024, 16:08

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Нормативно-правовая база [2]
Семинары [9]
Педчтения [109]
Уроки [12]
Внеклассные мероприятия [3]
Проекты [2]
В помощь учителю [1]

Наш опрос
Как часто вы используете компьютер на уроке в начальной школе в течение года?
Всего ответов: 198

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Гай » Педчтения

"Некоторые возможности учебника физики в реализации принципов деятельностного подхода к обучению" Бочарова И.В.
[ Скачать с сервера (107.0 Kb) ] 09.02.2010, 09:53
Некоторые возможности учебника физики в реализации принципов деятельностного подхода к обучению.
Учитель физики МОУ «Гимназия» г. Гая
Оренбургской области Бочарова И.В.
     Сегодня в преподавании необходимо перейти от объяснения нового к организации "открытия” его детьми. Это можно осуществить при помощи системы уроков на базе деятельностного подхода. Учитель при таком обучении является партнером. На уроке идет процесс взаимодействия учителя и ученика. Мне хотелось бы поделиться своим опытом реализации деятельностного подхода в обучении физике на примере работы с учебником.
     Деятельностный подход к постановке целей любого урока заключается в том, что помимо новых знаний учитель определяет действия, которые адекватны этим знаниям и выполнению которых предстоит научиться учащимся. Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на резуль­таты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. Большое число элементов знания, которые изучаются в школь­ном курсе физики, принято делить на следующие основные группы: понятия о физических объектах, физических явлениях, физических величинах; физические законы; научные факты; физические теории; измерительные приборы и технические устройства. Каждый элемент знания является результатом определенной деятельности, которую принято называть деятельностью по созданию знания. Таким образом, каждому элементу знания могут быть адекватны три вида деятельности: 1) «создание» знания; 2) распознавание ситуаций, соответствующих знанию; 3) воспроизведение ситуаций, соответствующих знанию.
     На основе таких представлений о знаниях и адекватных им видах деятельности учитель при подготовке любого урока может определить его образовательные цели. Для этого он конкретизирует указанные в таблице 1 виды деятельности. Например, на уроке по теме «Отражение и преломление света» учащиеся должны усвоить понятия «отражение света», «преломление света», а также научиться «создавать» указанные понятия. Содержание школьного курса физики представлено в программах и учебниках. Однако в них не раскрывается содержание действий по созданию и применению знаний. Поэтому учителю при подготовке любого урока необходимо раскрыть содержание видов деятельности, указанных в целях развития.
     При деятельностном подходе не выбирается метод обучения, а разрабатывается программа деятельности учителя и учащихся. Под программой деятельности учителя и учащихся будем понимать последовательность организующих действий учителя и действий учащихся, которые составляют содержание видов деятельности, указанных в целях развития. Эта программа может быть представлена кратко (свернуто) в виде структуры урока и отдельных его частей и развернуто в виде сценария урока с достаточно подробными рассуждениями учителя и ожидаемыми рассуждениями учащихся.
     Поскольку знания и опыт приобретаются человеком только через собственную деятельность, основными этапами урока естественно являются этапы, каждый из которых посвящается усвоению одного вида деятельности, указанного в целях развития.
     Каждый из основных этапов урока имеет свою структуру - ряд подэтапов. Обязательными подэтапами являются мотивация усвоения нового (осознается только то, что является целью деятельности!) и организация деятельности учащихся. В таблице 3 приведены обобщенная структура урока и пример ее конкретизации для урока на тему «Отражение и преломление света».
     При деятельностном подходе в обучении физике используются те же дидактические средства, что и при любых других подходах: экспериментальные установки, физические задачи, компьютерные программы и т.д. Однако имеется определенная специфика в под­боре традиционных дидактических средств, при организации урока на деятельностной основе. Так, при объяснении какого-либо физического явления достаточно проиллюстрировать это яв­ление на одной экспериментальной установке, с одним объектом. Если же организуется деятельность учащихся по созданию понятия о явлении, необходима серия экспериментов с разными объектами, при разных воздействиях и в разных условиях.
     Таким образом, суть деятельностного подхода в обучении физике состоит в том, что на любом занятии организуется деятельность самих учащихся по созданию и (или) применению отдельных элементов или системы физических знаний.
     Умение работать с учебной книгой является одним из важнейших умений, которым необходимо владеть учащимся школы.
     Учебник является необходимым условием и средством прочного усвоения учебного материала. Он создает для ребят возможность возвращаться к данному ма­териалу, для того чтобы глубже продумать и закрепить этот материал. Вопросы использования учеб­ника на уроке еще недостаточно исследованы. И факты показывают, что некоторые учащиеся не готовят домашние задания по учебнику, а отвечают на уроке, пользуясь только тем, что они узнали со слов учителя.
     Информационная функция учебной книги не единственная. Современный учебник не может не включать заданий, связанных с формированием у уча­щихся умения самостоятельно потреблять «готовое» знание, причем не только потреблять, но и продуктивно использовать его впоследствии для получения новой учебной информации.
     Идея организации самостоятельной работы учащихся над учебным материалом (как с целью его более качественного усвоения, так и с целью формирования у них навыков самостоятельно­го приобретения «готового знания») на мой взгляд, должна быть обязательно реализована в со­держании современного учебника.
     Рассмотрим некоторые приемы обучения учащихся умениям и навыкам работы с учебником на уроках. Составление плана прочитанного является сложным видом самостоятельной работы с учебником, требующим от учащихся не только знания материала, но и умения выделять основные мысли. Элементарные навыки составления простого плана учащиеся приобретают в начальных классах. Эти навыки школьникам необходимо закреплять, развивать и в дальнейшей учебе.
     Весьма ценным видом самостоятельных работ, развивающих не только память, но и логическое мышление учащихся, является выполнение заданий на сравнение изучаемых явлений.
     Обучение учащихся приемам сравнения изучаемых объектов является общедидактической задачей. Существует вопрос: что легче дается учащимся — установление различий сравниваемых явлений (объектов) или установление их сходства? Разумеется, сравнивая два изучаемых явления, мы стремимся найти в них то особенное, что отличает один объект от другого. В зависимости от сложности сравниваемых объектов сравнение можно начинать не с установления различия, а с установления сходства.
     Большое значение в практической работе имеет умение пользоваться таблицами, помещенными в учебнике. Например, руко­водствуясь таблицей плотностей, учащиеся могут определить, во сколько раз масса детали, изготовленной из стали, больше массы такой же детали, изготовленной из алюминия. Изобразить 1 м3 железа, меди, алюминия, дерева, пробки при помощи диаграммы, составить задачи, используя значение плотности. Учащиеся, работая с учебником, должны систематически вести конспект кратких записей. Они могут записывать значение новых слов и формул на отдельную страницу в тетради.
     Таким образом, самостоятельная работа с учебником на уроке имеет разные формы и является важной составной частью учебного процесса.
     Мы пользуемся технологиями, все механизмы которых направлены на формирование спе­циальных, предметных знаний, умений и навыков. Но при этом не можем не заметить, что у многих учащихся не формируются общеучебные умения, особенно информационные. При новых технологиях обучения это не отбрасывается, но меняется роль информации: она необходима не столько для запоминания и усвоения, сколько для использования самими учениками в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта. Учитель выступает здесь в роли садовника, создающего питательную среду для роста личных образовательных результатов у всех учащихся. Создаются проекты, презентации самими учащимися, которые помогают им лучше усвоить материал. И тогда, учащиеся, которые вообще не открывают учебники и даже не считают нужным приносить их на уроки, в большин­стве своём очень быстро начинают создавать продукт, который используется на уроке.
     Нельзя сразу перестроить работу учителя и учащихся. Поэтому я сначала пробую настроить учащихся на работу с учебником в классе и дома. Вот некоторые полезные приёмы. Самое простое действо, знакомое всем ученикам с начальной школы, - вставить пропущенные слова в предложения. В роли предложений можно взять ключевые фразы из домашнего параграфа. Например, 7й кл., тема «Давление газа», автор учебника А. В. Перышкин). Учащимся предлагается такая карточка:
     Давление газа
1. Молекулы газа _________движутся.
2. При своем движении они ____________друг с другом.
3. Давление газа на стенки сосуда вызывается __________молекул газа.
4. Давление газа по всем направлениям _____________.
5. Давление газа в закрытом сосуде тем _____, чем _____ температура.
     Задания можно усложнять по мере овладения уме­ниями: от простой проверки чтения домашних параграфов переходить к анализу фрагментов текстов обобщающего или систематизирующего характера, вводить фразы творческого характера, требующего креативного мышления учащихся.
     Вот, пример, «работы в поиске»: учащимся на уроке предлагается дать формулировку определённых понятий с использованием нескольких источников информации, которые находятся на рабочем столе учителя. Конечно, можно продикто­вать эти определения, но образовательный эффект тогда сводится к нулю.
     Сейчас на уроках используются такие формы подачи материала, как: лекция, объяснение учителя (ученика, приглашенного консультанта); работа с традиционными носителями информации (учебниками, справочниками, таблицами, аудио, видео-, теле-, диафильмами и т.п.); работа с компьютерными (пока не традиционными) носителями информации (мультимедийные энциклопедии, обучающие программы, виртуальные лаборатории и т.п.). Вариативность их использования чаще всего и характеризует профессиональный уровень современного учителя физики. Но если смотреть глубже, то понимаешь, что к этому приходишь путём проб и ошибок, так как нет целенаправленных методик формирования системы информаци­онных умений.
     Работа по привитию учащимся умений и навыков самостоя­тельной работы с учебником должна проводиться из урока в урок, по определенной, строго разработанной системе. Эту работу можно предлагать с различной дидактической целью и на раз­личных этапах урока: при изучении нового материала, при повто­рении и изучении некоторых теоретических вопросов, при изуче­нии принципа действия и устройства приборов и технических устройств, при подготовке к лабораторным работам, закреплении, обобщении и систематизации знаний учащихся.
     Правильная постановка вопросов в процессе рассматривания рисунков имеет большое дидактическое значение. Задача учителя заключается в том, чтобы своими вопросами направлять внима­ние учащихся на то, что является главным в данном рисунке. Работа с рисунками учебника может заключаться, например, в их сравнении для лучшего понима­ния учебного материала. Она может сопровождаться чтением текста учебника, в котором описывается то, что изображено на рисунке. Это показывает, что рисунок и текст учебника — единое целое.
     В заключение следует отметить, что при всем многообразии видов самостоятельной работы учащихся с учебной литературой успех обусловлен опре­деленными дидактическими условиями. Первое условие — нали­чие у учащихся знаний, позволяющих понять цель задания, его содержание и последовательность выполнения. Второе условие — присутствие в содержании задания нового материала, придаю­щего заданию исследовательское направление, вызывающего познавательный интерес учащихся и требующего самостоятель­ного решения. Третье условие — необходимость фиксации ре­зультатов самостоятельной работы в записях, рисунках, черте­жах, схемах. Четвертое условие — работа с учебником должна сочетаться с другими видами самостоятельной работы на уроке. Пятое условие — самостоятельная работа ученика соответствен­ным образом оценивается учителем в конце урока — это стимул для проявления школьниками старательности при выполнении заданий.
     Деятельностный подход обусловлива­ет изменение общей парадигмы образова­ния, которая находит отражение в пере­ходе:
- от определения цели школьного обуче­ния как усвоения знаний, умений, навыков к определению этой цели как формирования умения учиться, как компетенции, обеспечи­вающей овладение новыми компетенциями;
- от изолированного изучения учащими­ся системы научных понятий, составля­ющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в кон­текст решения значимых жизненных задач, т.е. от ориентации на учебно-предметное со­держание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порож­дения смыслов;
- от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;
- от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учеб­ного сотрудничества в достижении целей обучения
Что дает введение стандарта
     Педагогам-практикам: ориентиры и приоритеты в области
- отслеживания достижения целей образования (планируемых результатов),
- отбора содержания образования и организации образовательного процесса,
- организации системы внутренней оценки (текущей, промежуточной, итоговой) достигаемых результатов. 
     Родителям: ориентиры и приоритеты в области
- особенностей организации образовательного процесса и условий его осуществления,
- требований к ожидаемым результатам обучения ученика, системы оценивания и аттестации,
- организации системы непрерывного образования.
     И теперь воспитание понимается и реализуется не как надстройка над жизнью детей или встраиваемые в жизнь детей воспитательные мероприятия, но как организованная жизнь (по принципу единства жизни и воспитания), которая творится самими детьми с помощью родителей и педагогов.
Литература
1. Третьякова С.В. «Проблемы работы с учебником», Физика № 15/04 , приложение к газете «Первое сентября».
2. Оспенникова Е.В. «Электронный учебник. Каким ему быть?» «Наука и Школа», № 5, 2003 г.
3. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений С.Е. Каменецкий, Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская и др.; Под ред. С.Е. Каменецкого, Н. С. Пурышевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 368 с.
4. Буряк В. К. Самостоятельная работа учащихся: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1984. — 64 с.
5. Интернет сайт. http// edu.tomsk.ru/teacher-help/phis1
Категория: Педчтения | Добавил: region56
Просмотров: 2430 | Загрузок: 214 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Облако тегов

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024