Некоторые возможности учебника физики в реализации принципов деятельностного подхода к обучению.
Учитель физики МОУ «Гимназия» г. Гая Оренбургской области Бочарова И.В.
Сегодня в преподавании необходимо перейти от объяснения нового к организации "открытия” его детьми. Это можно осуществить при помощи системы уроков на базе деятельностного подхода. Учитель при таком обучении является партнером. На уроке идет процесс взаимодействия учителя и ученика. Мне хотелось бы поделиться своим опытом реализации деятельностного подхода в обучении физике на примере работы с учебником.
Деятельностный подход к постановке целей любого урока заключается в том, что помимо новых знаний учитель определяет действия, которые адекватны этим знаниям и выполнению которых предстоит научиться учащимся. Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. Большое число элементов знания, которые изучаются в школьном курсе физики, принято делить на следующие основные группы: понятия о физических объектах, физических явлениях, физических величинах; физические законы; научные факты; физические теории; измерительные приборы и технические устройства. Каждый элемент знания является результатом определенной деятельности, которую принято называть деятельностью по созданию знания. Таким образом, каждому элементу знания могут быть адекватны три вида деятельности: 1) «создание» знания; 2) распознавание ситуаций, соответствующих знанию; 3) воспроизведение ситуаций, соответствующих знанию.
На основе таких представлений о знаниях и адекватных им видах деятельности учитель при подготовке любого урока может определить его образовательные цели. Для этого он конкретизирует указанные в таблице 1 виды деятельности. Например, на уроке по теме «Отражение и преломление света» учащиеся должны усвоить понятия «отражение света», «преломление света», а также научиться «создавать» указанные понятия. Содержание школьного курса физики представлено в программах и учебниках. Однако в них не раскрывается содержание действий по созданию и применению знаний. Поэтому учителю при подготовке любого урока необходимо раскрыть содержание видов деятельности, указанных в целях развития.
При деятельностном подходе не выбирается метод обучения, а разрабатывается программа деятельности учителя и учащихся. Под программой деятельности учителя и учащихся будем понимать последовательность организующих действий учителя и действий учащихся, которые составляют содержание видов деятельности, указанных в целях развития. Эта программа может быть представлена кратко (свернуто) в виде структуры урока и отдельных его частей и развернуто в виде сценария урока с достаточно подробными рассуждениями учителя и ожидаемыми рассуждениями учащихся.
Поскольку знания и опыт приобретаются человеком только через собственную деятельность, основными этапами урока естественно являются этапы, каждый из которых посвящается усвоению одного вида деятельности, указанного в целях развития.
Каждый из основных этапов урока имеет свою структуру - ряд подэтапов. Обязательными подэтапами являются мотивация усвоения нового (осознается только то, что является целью деятельности!) и организация деятельности учащихся. В таблице 3 приведены обобщенная структура урока и пример ее конкретизации для урока на тему «Отражение и преломление света».
При деятельностном подходе в обучении физике используются те же дидактические средства, что и при любых других подходах: экспериментальные установки, физические задачи, компьютерные программы и т.д. Однако имеется определенная специфика в подборе традиционных дидактических средств, при организации урока на деятельностной основе. Так, при объяснении какого-либо физического явления достаточно проиллюстрировать это явление на одной экспериментальной установке, с одним объектом. Если же организуется деятельность учащихся по созданию понятия о явлении, необходима серия экспериментов с разными объектами, при разных воздействиях и в разных условиях.
Таким образом, суть деятельностного подхода в обучении физике состоит в том, что на любом занятии организуется деятельность самих учащихся по созданию и (или) применению отдельных элементов или системы физических знаний.
Умение работать с учебной книгой является одним из важнейших умений, которым необходимо владеть учащимся школы.
Учебник является необходимым условием и средством прочного усвоения учебного материала. Он создает для ребят возможность возвращаться к данному материалу, для того чтобы глубже продумать и закрепить этот материал. Вопросы использования учебника на уроке еще недостаточно исследованы. И факты показывают, что некоторые учащиеся не готовят домашние задания по учебнику, а отвечают на уроке, пользуясь только тем, что они узнали со слов учителя.
Информационная функция учебной книги не единственная. Современный учебник не может не включать заданий, связанных с формированием у учащихся умения самостоятельно потреблять «готовое» знание, причем не только потреблять, но и продуктивно использовать его впоследствии для получения новой учебной информации.
Идея организации самостоятельной работы учащихся над учебным материалом (как с целью его более качественного усвоения, так и с целью формирования у них навыков самостоятельного приобретения «готового знания») на мой взгляд, должна быть обязательно реализована в содержании современного учебника.
Рассмотрим некоторые приемы обучения учащихся умениям и навыкам работы с учебником на уроках. Составление плана прочитанного является сложным видом самостоятельной работы с учебником, требующим от учащихся не только знания материала, но и умения выделять основные мысли. Элементарные навыки составления простого плана учащиеся приобретают в начальных классах. Эти навыки школьникам необходимо закреплять, развивать и в дальнейшей учебе.
Весьма ценным видом самостоятельных работ, развивающих не только память, но и логическое мышление учащихся, является выполнение заданий на сравнение изучаемых явлений.
Обучение учащихся приемам сравнения изучаемых объектов является общедидактической задачей. Существует вопрос: что легче дается учащимся — установление различий сравниваемых явлений (объектов) или установление их сходства? Разумеется, сравнивая два изучаемых явления, мы стремимся найти в них то особенное, что отличает один объект от другого. В зависимости от сложности сравниваемых объектов сравнение можно начинать не с установления различия, а с установления сходства.
Большое значение в практической работе имеет умение пользоваться таблицами, помещенными в учебнике. Например, руководствуясь таблицей плотностей, учащиеся могут определить, во сколько раз масса детали, изготовленной из стали, больше массы такой же детали, изготовленной из алюминия. Изобразить 1 м3 железа, меди, алюминия, дерева, пробки при помощи диаграммы, составить задачи, используя значение плотности. Учащиеся, работая с учебником, должны систематически вести конспект кратких записей. Они могут записывать значение новых слов и формул на отдельную страницу в тетради.
Таким образом, самостоятельная работа с учебником на уроке имеет разные формы и является важной составной частью учебного процесса.
Мы пользуемся технологиями, все механизмы которых направлены на формирование специальных, предметных знаний, умений и навыков. Но при этом не можем не заметить, что у многих учащихся не формируются общеучебные умения, особенно информационные. При новых технологиях обучения это не отбрасывается, но меняется роль информации: она необходима не столько для запоминания и усвоения, сколько для использования самими учениками в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта. Учитель выступает здесь в роли садовника, создающего питательную среду для роста личных образовательных результатов у всех учащихся. Создаются проекты, презентации самими учащимися, которые помогают им лучше усвоить материал. И тогда, учащиеся, которые вообще не открывают учебники и даже не считают нужным приносить их на уроки, в большинстве своём очень быстро начинают создавать продукт, который используется на уроке.
Нельзя сразу перестроить работу учителя и учащихся. Поэтому я сначала пробую настроить учащихся на работу с учебником в классе и дома. Вот некоторые полезные приёмы. Самое простое действо, знакомое всем ученикам с начальной школы, - вставить пропущенные слова в предложения. В роли предложений можно взять ключевые фразы из домашнего параграфа. Например, 7й кл., тема «Давление газа», автор учебника А. В. Перышкин). Учащимся предлагается такая карточка:
Давление газа
1. Молекулы газа _________движутся.
2. При своем движении они ____________друг с другом.
3. Давление газа на стенки сосуда вызывается __________молекул газа.
4. Давление газа по всем направлениям _____________.
5. Давление газа в закрытом сосуде тем _____, чем _____ температура.
Задания можно усложнять по мере овладения умениями: от простой проверки чтения домашних параграфов переходить к анализу фрагментов текстов обобщающего или систематизирующего характера, вводить фразы творческого характера, требующего креативного мышления учащихся.
Вот, пример, «работы в поиске»: учащимся на уроке предлагается дать формулировку определённых понятий с использованием нескольких источников информации, которые находятся на рабочем столе учителя. Конечно, можно продиктовать эти определения, но образовательный эффект тогда сводится к нулю.
Сейчас на уроках используются такие формы подачи материала, как: лекция, объяснение учителя (ученика, приглашенного консультанта); работа с традиционными носителями информации (учебниками, справочниками, таблицами, аудио, видео-, теле-, диафильмами и т.п.); работа с компьютерными (пока не традиционными) носителями информации (мультимедийные энциклопедии, обучающие программы, виртуальные лаборатории и т.п.). Вариативность их использования чаще всего и характеризует профессиональный уровень современного учителя физики. Но если смотреть глубже, то понимаешь, что к этому приходишь путём проб и ошибок, так как нет целенаправленных методик формирования системы информационных умений.
Работа по привитию учащимся умений и навыков самостоятельной работы с учебником должна проводиться из урока в урок, по определенной, строго разработанной системе. Эту работу можно предлагать с различной дидактической целью и на различных этапах урока: при изучении нового материала, при повторении и изучении некоторых теоретических вопросов, при изучении принципа действия и устройства приборов и технических устройств, при подготовке к лабораторным работам, закреплении, обобщении и систематизации знаний учащихся.
Правильная постановка вопросов в процессе рассматривания рисунков имеет большое дидактическое значение. Задача учителя заключается в том, чтобы своими вопросами направлять внимание учащихся на то, что является главным в данном рисунке. Работа с рисунками учебника может заключаться, например, в их сравнении для лучшего понимания учебного материала. Она может сопровождаться чтением текста учебника, в котором описывается то, что изображено на рисунке. Это показывает, что рисунок и текст учебника — единое целое.
В заключение следует отметить, что при всем многообразии видов самостоятельной работы учащихся с учебной литературой успех обусловлен определенными дидактическими условиями. Первое условие — наличие у учащихся знаний, позволяющих понять цель задания, его содержание и последовательность выполнения. Второе условие — присутствие в содержании задания нового материала, придающего заданию исследовательское направление, вызывающего познавательный интерес учащихся и требующего самостоятельного решения. Третье условие — необходимость фиксации результатов самостоятельной работы в записях, рисунках, чертежах, схемах. Четвертое условие — работа с учебником должна сочетаться с другими видами самостоятельной работы на уроке. Пятое условие — самостоятельная работа ученика соответственным образом оценивается учителем в конце урока — это стимул для проявления школьниками старательности при выполнении заданий.
Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:
- от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению этой цели как формирования умения учиться, как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями;
- от изолированного изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач, т.е. от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов;
- от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;
- от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения
Что дает введение стандарта
Педагогам-практикам: ориентиры и приоритеты в области
- отслеживания достижения целей образования (планируемых результатов),
- отбора содержания образования и организации образовательного процесса,
- организации системы внутренней оценки (текущей, промежуточной, итоговой) достигаемых результатов.
Родителям: ориентиры и приоритеты в области
- особенностей организации образовательного процесса и условий его осуществления,
- требований к ожидаемым результатам обучения ученика, системы оценивания и аттестации,
- организации системы непрерывного образования.
И теперь воспитание понимается и реализуется не как надстройка над жизнью детей или встраиваемые в жизнь детей воспитательные мероприятия, но как организованная жизнь (по принципу единства жизни и воспитания), которая творится самими детьми с помощью родителей и педагогов.
Литература
1. Третьякова С.В. «Проблемы работы с учебником», Физика № 15/04 , приложение к газете «Первое сентября».
2. Оспенникова Е.В. «Электронный учебник. Каким ему быть?» «Наука и Школа», № 5, 2003 г.
3. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений С.Е. Каменецкий, Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская и др.; Под ред. С.Е. Каменецкого, Н. С. Пурышевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 368 с.
4. Буряк В. К. Самостоятельная работа учащихся: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1984. — 64 с.
5. Интернет сайт. http// edu.tomsk.ru/teacher-help/phis1
|