"Организация работы по идеологическому воспитанию старшеклассников" Мазуренко С.В. - Педчтения - Гай - Каталог файлов - Персональный сайт
Мир "Гармония"Суббота, 03.12.2016, 16:37

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Нормативно-правовая база [2]
Семинары [9]
Педчтения [109]
Уроки [12]
Внеклассные мероприятия [3]
Проекты [2]
В помощь учителю [1]

Наш опрос
Как часто вы используете компьютер на уроке в начальной школе в течение года?
Всего ответов: 197

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Гай » Педчтения

"Организация работы по идеологическому воспитанию старшеклассников" Мазуренко С.В.
[ Скачать с сервера (84.5Kb) ] 08.02.2010, 12:18
Организация работы по идеологическому воспитанию старшеклассников
Зам.директора по ВР МОУ «СОШ №3» г. Гая
Оренбургской области Мазуренко С.В
     Идеология призвана мобилизовать и объединить общество, способствовать гражданскому согласию, если в ее основе лежат общечеловеческие ценности и национальные интересы.
     Идеологическое воспитание подрастающего поколения должно быть ориентировано на познание и принятие личностью основ государственной идеологии, осознание основных идей и принципов, на которых строится идеология государства, принятие национальной идеи.
     В послании Президента Д.А. Медведева сказано: «Система образования в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа. Передает новым поколениям ценности нации». Основной акцент президент сделал на школьном образовании, говоря о том, что «оно представляет собой один из определяющих и самых длительных этапов жизни каждого человека, является решающим как для индивидуального успеха, так и для долгосрочного развития всей страны».
     В Послании Президента Д.А. Медведева названы ценности, устои общества, нравственные ориентиры, которые делают нас единым народом, Россией и от чего мы не откажемся ни при каких обстоятельствах. Перечислим их:
· Справедливость.
· Это свобода – личная, индивидуальная свобода. Свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий. И свобода общая, национальная. Самостоятельность и независимость Российского государства.
· Жизнь человека, его благосостояние и достоинство.
· Межнациональный мир. Единство разнообразных культур. Защита малых народов.
· Семейные традиции. Любовь и верность. Забота о младших и старших.
· Патриотизм. Вера в Россию, глубокая привязанность к родному краю, к нашей великой культуре.
     Именно эти ценности – основа развития нашей воспитательной среды. На них следует ориентироваться в поведении и поступках, взаимодействии друг с другом, при выборе способов решения той или иной проблемы.
     Социально-экономические, научно-технические и социально-культурные изменения, происходящие в нашей стране, вызвали к жизни образовательные стандарты второго поколения, которые нацеливают учащихся на:
· развитие готовности и способности к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности;
· формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей;
· формирование образа мира, ценностно-смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного морального выбора;
· развитие толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений;
· развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, а так же готовности к самостоятельным поступкам и действиям;
· освоение основных социальных ролей, норм и правил.
     В основе стандарта второго поколения должен лежать новый тип взаимоотношений между личностью, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений покоится на принципе взаимного согласия личности, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования.
     Воспитание всегда ориентировалось, прежде всего, на подрастающее поколение, молодежь. В сложившейся ситуации в стране образовался вакуум в целенаправленном воздействии со стороны государства и его общественных институтов на молодое поколение. Данный вакуум заполнила стихия – спонтанное влияние среды, новых ценностей социального бытия, а также хлынувший на молодежь поток неконтролируемой информации, как со стороны запада, так и собственных СМИ.
     Сегодня идейно-воспитательная работа осуществляется не с чистого листа, она имеет фундамент в виде сохранения позитивного воспитательного опыта, накопленного ранее. Обеспечивается государственной властью, приоритетом национальных интересов, инвестициями в здоровье человека, в его профессиональное, культурное и личностное развитие.
   Структура управления процессом идеологической и воспитательной работы предполагает скоординированное взаимодействие Министерства образования, управлений и учреждений образования с заинтересованными ведомствами, государственными и общественными организациями, а также органами ученического самоуправления, родительской общественностью.
     Выделим основные цели нашей работы в школе по идеологическому воспитанию:
· Создать систему целенаправленной деятельности педагогического коллектива и школьного самоуправления по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского и патриотического долга перед Родиной;
· Развить гуманные чувства милосердия и уважения к ветеранам войны и труда;
· Активизировать интернациональное воспитание учащихся;
· Скоординировать взаимодействие участников педагогического процесса, государственных и общественных организаций, семьи самих учащихся по обеспечению условий для эффективной идеологической и идейно-воспитательной работы в школе.
     Основными направлениями работы для осуществления выбранных целей являются:
· Информационное (обзорные и тематические информационные часы, проводимые в школе с использованием возможностей социума);
· Воспитание осознанного отношения к информации представляемой СМИ (умение анализировать, делать позитивные выводы);
· Идеологическое воспитание (ориентировано на познание и принятие личностью основ государственной идеологии, осознание основных идей и принципов, стремление к качественным преобразованиям в обществе);
· Идейно-политическое воспитание (ориентировано на осмысление политики государства, учет интересов независимости и безопасности государства; ознакомление и аргументированная оценка деятельности партий и движений на внешнем и внутреннем уровне, формирование политических взглядов и убеждений); · Гражданско-патриотическое воспитание (ориентировано на формирование чувства любви и уважения к своей Родине, приумножение авторитета страны через собственные достижения в обучении, труде, спорте, общественной жизни, осознание роли государства и общества, понимание того, что основная цель государства – обеспечить успешное развитие человеческого потенциала);
· Идейно-нравственное воспитание (призвано сформировать у подрастающего поколения моральные качества, нравственность, коллективизм, трудолюбие, уважение к традициям и общественным нормам; направлено на освоение личностью базовых компонентов культуры, творческого и инициативного отношения к труду и общественной жизни, на развитие навыков межличностного общения и приоритет общечеловеческих ценностей, развитие у подрастающего поколения навыков здорового образа жизни, способности противостоять алкоголю, курению, наркотикам и сквернословию, насилию, негативному влиянию средств массовой информации и рекламы).
· Национальное и интернациональное воспитание (способствует ознакомлению с традициями, идеями и культурой народов нашей страны, приобщению к их национальному наследию, уважение интересов других наций, терпимое отношение к другой позиции и другому мнению, умение вести диалог и отстаивать собственные интересы).
    Используемые принципы идеологической и идейно-воспитательной работы в школе:
· Принцип профессионализма и компетентности предполагает подготовку и понимание педагогическим коллективом сущности, содержания и основных направлений идеологической и идейно-воспитательной работы в зависимости от возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся.
· Принцип преемственности предполагает постепенное и поэтапное ознакомление учащихся с основами научных знаний и последовательное формирование на их основе научного мировоззрения. Постепенное увеличение объема знаний и формирование на их основе идеалов, ценностей, убеждений учащихся. Реализация идей, норм, позиций личности в конкретной деятельности, в поведении, в поступках.
· Принцип целостности и системности предполагает активное включение в идеологическую и идейно-воспитательную работу всех субъектов педагогического процесса.
     Необходимо активное привлечение к работе и сотрудничество с государственными, общественными организациями и объединениями, другими учреждениями и социальными институтами, где учащиеся могут получить навыки проявления социальной активности, общения, убеждения, развития лидерских качеств, выражения социально-приемлемых форм поведения.
· Деятельностный принцип. Максимально приблизить идейно-воспитательную работу к конкретным делам, поступкам, акциям, действиям. Результаты этих форм активности должны быть осязаемы для учащихся и других людей, они должны иметь реальную пользу для конкретного человека, общности людей. Деятельностный подход предполагает максимум активности в планировании, проектировании, организации дел со стороны учащихся и минимум со стороны взрослых.
     Условия, способствующие эффективности идеологической и идейно - воспитательной работы в школе: · Достаточный уровень информированности педагогических работников по основным вопросам государственной политики и идеологии.
· Высокий уровень убежденности и пропагандистского мастерства, знания жизни, искренность лиц, осуществляющих или привлекаемых к идеологической и воспитательной работе. · Поддержка кружков и клубов школы.
· Использование и дальнейшая разработка современных активных и интерактивных форм работы, где учащиеся становятся основными субъектами разработки проекта или мероприятия, а затем вовлекают в него как можно большее количество сверстников (рейтинговые соревнования между классами, создание общешкольных проектов).
· Создание в школе соответствующей среды, оформление стендов школы и уголков классов, развитие СМИ (газета «Большая перемена», сайт школы), формирование норм и традиций школы, отражающих основные принципы и содержание государственной идеологии («День знаний», «Последний звонок», «День Родной школы», «День учителя», «9 Мая», выборы президента школы, тематические классные часы и др.).
· Создание условий для проявления и поддержки инициатив учащихся школы, привлечение родителей и других заинтересованных лиц к участию в них (облагораживание детской дворовой площадки родителями и учащимися).
· Организация деятельности школьного самоуправления (Государство «ШКИМ», включающее в себя города, под управлением президента школы и кабинета министров).
· Активное использование атрибутики и символики школы и государствав идейно-воспитательной работе, формирование авторитета и уважения к государственным символам, ознакомление с правилами их использования.
· Формирование здорового образа жизни.
· Проявление заботы о каждом учащемся школы как неотъемлемой частицы коллектива.
      Применяемые формы и методы идейно - воспитательной работы со старшеклассниками в школе:
     1. Организационные мероприятия:
· Формируется материал для проведения мониторинга состояния идеологической работы в школе со старшеклассниками;
· Разрабатываются критерии оценки эффективности идеологической работы с учащимися; · Применяются анкеты и опросники для старшеклассников по изучению ценностных ориентаций, интересов и их потребностей;
· На методических объединениях классных руководителей и сборах мэров городов школьного самоуправления рассматриваются вопросы по актуальным проблемам государственной политики;
· В школе проводится контроль за состоянием и содержанием наглядной агитации государственной символики (стендов, информационных бюллетеней и т. д.);
· В выпусках школьной газеты «Большая перемена» организован выход информации, отражающей вопросы государственной политики, деятельности детских общественных организаций, коллектива педагогов и родителей в реализации идеологии РФ;
· Старшеклассники принимают участие во встречах, организованных в городе и школе, с представителями местных органов власти, сотрудниками правоохранительных органов и других ведомств по вопросам идеологического воспитания;
· Участие в работе городской школы «Лидер»; · Старшеклассники принимают участие в работе городского Совета старшеклассников;
· Участие старшеклассников в городском волонтерском движении;
· Использован потенциал классных часов, внеклассных мероприятий, клубной работы для систематического и своевременного ознакомления учащихся с актуальными вопросами внутренней и внешней политики нашего государства.
     2. Учебно-методическая работа:
· В содержании учебных дисциплин обществоведческого цикла предусмотрено рассмотрение вопросов развития государственной политики и идеологии;
· Внедряются современные активные формы идеологического просвещения и воспитания учащихся и их родителей;
· Организована работа школьных кружков и клубов по интересам (работают клубы «Подросток и закон», «Друг», «Здоровье», «Веселые старты», «Патриот»);
· Организована работа школьного Виртуального музея;
· Организована работа в рамках взаимодействия с учреждениями дополнительного образования и других учебных заведений, направленная на формирование социальной активности школьников (социальные проекты, участие в конкурсах и общественно-значимых акциях).
· Разрабатываются и популяризируются совместные мероприятия с участием родителей учащихся, проводится привлечение детей к изучению семьи и ее роли в истории государства (организован «Клуб бабушек», проведение традиционных мероприятий: «Мой отец», КВН между детьми и родителями, «Веселые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья»);
· Популяризация национальных традиций страны, города, школы, семьи (создание проектов «Традиции моей семьи», «Генеологическое древо моей семьи», «Традиции народов нашей страны», «Без березы не мыслю России», «Всегда ли вкусная еда является полезной», выполнение рейтинговых заданий классов по поиску информации о ветеранах педагогического труда и ВОВ, первостроителях города, воинах-интернационалистах, выпуск фотоальбома лучших семей школы, выпуск Почетной книги родителей).
    3. Взаимодействие с различными министерствами, ведомствами и учреждениями:
· Привлечение старшеклассников к участию в молодежных городских акциях;
· Проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий, приуроченных к наиболее важным событиям в жизни школы, города общества и государства;
· Организация рекламной кампании по популяризации социальной активности, здорового образа жизни, социально приемлемых норм поведения (проведение в школе активных перемен, проведение мероприятий социальным педагогом и педагогом-организатором по валеологии);
· Организация участия старшеклассников в обустройстве территории города и школы.
Категория: Педчтения | Добавил: region56
Просмотров: 3516 | Загрузок: 199 | Рейтинг: 1.7/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Облако тегов

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2016