Одной из главных задач,
стоящих перед учителем начальных классов, является задача научить ребенка
писать слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более
эффективным – задача сложная, требующая от современного учителя большой
творческой работы.
Курс русского языка под
редакцией М.С. Соловейчик не стал исключением. В программе в особую группу, в
силу их значимости для начального обучения, выделены орфографические умения.
Одним из пунктов, является умение, писать слова с непроверяемыми орфограммами.
Ознакомившись с ними, поняла, многое нужно менять в своей работе. Надо
отметить, что в содержании курса, значительное место занимает орфография. Но ее
изучение осуществляется в органичном единстве с решением всех других задач – и
не только обучение, но и развитие, воспитание младших школьников. Авторы курса создают
условия для того, чтобы на всех этапах изучения темы ребенок выступал не как
слепой исполнитель воли учителя, а был человеком, активно и осознанно
действующим, был, как говорят психологи, «субъектом учебной деятельности».
Таким образом, в работе
над словарными словами, недостаточно, чтобы ученик познакомился с грамматическим
явлением как таковым. Важно добиться того, чтобы знания закрепились, чтобы
ученик мог их «переносить» на другие встречающиеся ему явления языка. То есть,
в качестве исходного можно рассмотреть следующее положение: в языке все стороны
взаимосвязаны, поэтому и процесс обучения школьников целесообразно организовать
так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике,
орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису. Чтобы все
стороны слова (его лексическое значение, грамматические признаки, морфемный
состав, а так же произношение и написание) рассматривались в единстве.
Работу по изучению слов с
непроверяемыми написаниями я начала, когда приступила к занятиям по программе
УМК «Гармония». Словарные слова дети запоминают при помощи мнемосистемы
«связей», которая заключается в следующем:
1) запоминание происходит
легче, если человек мысленно представляет себе предметы, явления и действия,
которые обозначают слова;
2) объединенные в группы
предметы должны «оживать», «двигаться».
Словарные слова
распределены на группы, каждая группа имеет свой сюжет. Метод не нов, он
предложен педагогом-новатором, народным учителем Софьей Николаевной Лысенковой.
В работе над словарными
словами можно выделить несколько этапов:
Первый этап – ознакомительный - на нем происходит знакомство детей
с группой слов. Работу по предъявлению слов провожу следующим образом:
1) рассматривание таблицы
слов, установление значения, работа с толковым словарем;
2) проговаривание слов
хором или индивидуально с целью определения места ударения, количества слогов,
произнесение по порядку всех звуков;
3) чтение напечатанного
слова орфографически и орфоэпически с карточки или в орфографическом словаре,
установление разницы в произношении и написании;
4) решение
орфографических задач, например: какую букву надо проверить при письме и
почему? Запись слов в словариках с постановкой ударения, с выделением букв,
которые надо при письме запомнить.
Обязательно соблюдаем
принятые в курсе русского языка под редакцией М.С. Соловейчик технологии
списывания.
Второй этап – тренировочно-закрепительный. Цель его: правильность и осознанность
написания слов. На него уходит 3-4 дня и более. На этом этапе существует много
способов по запоминанию слов с трудными написаниями. Вот некоторые из них:
1) выпиши из словаря
слова на тему: «Школа», «Животные», «Птицы».
2) находка авторов курса,
одно из упражнений, достаточно частых в учебнике, - составление «в помощь
учителю» словарного диктанта.
3) выпиши 4-5 слов на
определенную букву: п, с, к и т.д.
4) выпиши слова с мягким
знаком.
5) выборочный диктант
(дети из текста записывают только словарные слова).
6) составление не больших
рассказов на темы: «Наш огород», «Учебные вещи», «Транспорт».
Можно привести много
разных приемов работы со словарными словами на уроке. Главное, чтобы они не
были однообразными.
Третий этап – учетно-контрольный. Цель его: проверить умение учащихся
правильно писать изученные слова в письменной работе. Для этого проводятся
разные виды слуховых диктантов: словарные диктанты, проверочные и контрольные
диктанты по темам русского языка, куда обязательно включаются слова с
непроверяемыми написаниями, и творческие работы.
Четвертый этап – итогово-аналитический, в результате которого я вывожу
траекторию продвижения класса по усвоению и написанию слов с непроверяемыми
написаниями.
Таким образом, можно
сделать вывод: систематическая и целенаправленная работа над трудными словами
вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному, и
успешному запоминанию.
Библиографический список
1. Лысенкова С. Н. «Жизнь
моя – школа, или право на творчество» М.: Новая школа, 1995.
2. Соловейчик М. С. Программа к курсу «Русский язык» для 1-4 классов
общеобразовательных учреждений Смоленск: Ассоциация XXIвек, 2006.