Работа над словами с непроверяемыми написаниями. Дмитриева Т.Г. - Семинары - Гай - Каталог файлов - Персональный сайт
Мир "Гармония"Пятница, 02.12.2016, 20:55

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Нормативно-правовая база [2]
Семинары [9]
Педчтения [109]
Уроки [12]
Внеклассные мероприятия [3]
Проекты [2]
В помощь учителю [1]

Наш опрос
Как часто вы используете компьютер на уроке в начальной школе в течение года?
Всего ответов: 197

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Гай » Семинары

Работа над словами с непроверяемыми написаниями. Дмитриева Т.Г.
[ Скачать с сервера (31.0Kb) ] 09.11.2009, 10:33

Дмитриева Татьяна Григорьевна

МОУ «СОШ №3» г. Гая Оренбургской области

Работа над словами с непроверяемыми написаниями

Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является задача научить ребенка писать слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.

Курс русского языка под редакцией М.С. Соловейчик не стал исключением. В программе в особую группу, в силу их значимости для начального обучения, выделены орфографические умения. Одним из пунктов, является умение, писать слова с непроверяемыми орфограммами. Ознакомившись с ними, поняла, многое нужно менять в своей работе. Надо отметить, что в содержании курса, значительное место занимает орфография. Но ее изучение осуществляется в органичном единстве с решением всех других задач – и не только обучение, но и развитие, воспитание младших школьников. Авторы курса создают условия для того, чтобы на всех этапах изучения темы ребенок выступал не как слепой исполнитель воли учителя, а был человеком, активно и осознанно действующим, был, как говорят психологи, «субъектом учебной деятельности».

Таким образом, в работе над словарными словами, недостаточно, чтобы ученик познакомился с грамматическим явлением как таковым. Важно добиться того, чтобы знания закрепились, чтобы ученик мог их «переносить» на другие встречающиеся ему явления языка. То есть, в качестве исходного можно рассмотреть следующее положение: в языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и процесс обучения школьников целесообразно организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису. Чтобы все стороны слова (его лексическое значение, грамматические признаки, морфемный состав, а так же произношение и написание) рассматривались в единстве.

Работу по изучению слов с непроверяемыми написаниями я начала, когда приступила к занятиям по программе УМК «Гармония». Словарные слова дети запоминают при помощи мнемосистемы «связей», которая заключается в следующем:

1) запоминание происходит легче, если человек мысленно представляет себе предметы, явления и действия, которые обозначают слова;

2) объединенные в группы предметы должны «оживать», «двигаться».

Словарные слова распределены на группы, каждая группа имеет свой сюжет. Метод не нов, он предложен педагогом-новатором, народным учителем Софьей Николаевной Лысенковой.

В работе над словарными словами можно выделить несколько этапов:

Первый этап – ознакомительный - на нем происходит знакомство детей с группой слов. Работу по предъявлению слов провожу следующим образом:

1) рассматривание таблицы слов, установление значения, работа с толковым словарем;

2) проговаривание слов хором или индивидуально с целью определения места ударения, количества слогов, произнесение по порядку всех звуков;

3) чтение напечатанного слова орфографически и орфоэпически с карточки или в орфографическом словаре, установление разницы в произношении и написании;

4) решение орфографических задач, например: какую букву надо проверить при письме и почему? Запись слов в словариках с постановкой ударения, с выделением букв, которые надо при письме запомнить.

Обязательно соблюдаем принятые в курсе русского языка под редакцией М.С. Соловейчик технологии списывания.

Второй этап – тренировочно-закрепительный. Цель его: правильность и осознанность написания слов. На него уходит 3-4 дня и более. На этом этапе существует много способов по запоминанию слов с трудными написаниями. Вот некоторые из них:

1) выпиши из словаря слова на тему: «Школа», «Животные», «Птицы».

2) находка авторов курса, одно из упражнений, достаточно частых в учебнике, - составление «в помощь учителю» словарного диктанта.

3) выпиши 4-5 слов на определенную букву: п, с, к и т.д.

4) выпиши слова с мягким знаком.

5) выборочный диктант (дети из текста записывают только словарные слова).

6) составление не больших рассказов на темы: «Наш огород», «Учебные вещи», «Транспорт».

Можно привести много разных приемов работы со словарными словами на уроке. Главное, чтобы они не были однообразными.

Третий этап – учетно-контрольный. Цель его: проверить умение учащихся правильно писать изученные слова в письменной работе. Для этого проводятся разные виды слуховых диктантов: словарные диктанты, проверочные и контрольные диктанты по темам русского языка, куда обязательно включаются слова с непроверяемыми написаниями, и творческие работы.

Четвертый этап – итогово-аналитический, в результате которого я вывожу траекторию продвижения класса по усвоению и написанию слов с непроверяемыми написаниями.

Таким образом, можно сделать вывод: систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному, и успешному запоминанию.

Библиографический список

1. Лысенкова С. Н. «Жизнь моя – школа, или право на творчество» М.: Новая школа, 1995.

2. Соловейчик М. С. Программа к курсу «Русский язык» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006.
Категория: Семинары | Добавил: region56
Просмотров: 2806 | Загрузок: 216 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Облако тегов

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2016