Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами художественной литерату - Педчтения - Ясный - Каталог файлов - Персональный сайт
Мир "Гармония"Суббота, 03.12.2016, 16:40

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Нормативно-правовая база [0]
Семинары [1]
Педчтения [4]
Уроки [2]
Внеклассные мероприятия [0]
Проекты [0]
В помощь учителю [4]

Наш опрос
Как часто вы используете компьютер на уроке в начальной школе в течение года?
Всего ответов: 197

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Ясный » Педчтения

Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами художественной литерату
[ Скачать с сервера (79.5Kb) ] 12.05.2015, 08:53

Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами художественной литературы

Пофтальная Оксана Александровна
воспитатель коррекционной группы
МДОАУ №4 « Д/с «Золушка» комбинированного вида»
г. Ясный, Оренбургской области

 

Ни для кого не секрет, что эмоции играют важную роль в нашей жизни. Общаясь друг с другом, мы по-разному проявляем свои эмоции, делимся своими чувствами.

Но порой бывает очень не просто сказать, что же мы на самом деле чувствуем или какую эмоцию сейчас испытываем. Даже если человек осознает, что у него есть сейчас какое-то чувство, иногда бывает очень затруднительно высказать это на словах.

 Вы мне можете возразить. В таком случае предлагаю вам для начала вспомнить и назвать те, чувства и эмоции, которые вы знаете? Чаще всего мы с вами пользуемся основными, базовыми эмоциями и чувствами. А их намного больше, чем вы себе представляете. По моим подсчётам их 166.(см Приложение 1)

Открытие? Для меня это было также. Ну а сможете ли вы опираясь на данный список распознать эти состояния по фразам. Н-р: «Эх, я в ваши годы! Ах,… Школьные годы чудесные?» (грусть светлая), или - «Куда уж тебе. Ну-ну. Шнурки завяжи сначала. Мелким слова не давали!» (насмешливость). Или: « Хорошо! Я это сделаю! Вперёд! Смелее! За мной! (уверенность в себе). Сложно?

Итак, можно сделать вывод о том, что порой даже нам взрослым довольно сложно назвать, прочувствовать, и управлять нахлынувшими чувствами и эмоциями в соответствующих ситуациях. Можете представить, как трудно приходится дошколенку, и уж тем более дошкольнику с особенностями в развитии не владеющему знаниями в распознавании нахлынувших эмоций, не способным контролировать своё поведение в различных ситуациях.

Незрелость эмоциональной сферы таких детей обуславливает своеобразие формирования их поведения и личностных особенностей. Работая с детьми, с задержкой психического развития (ЗПР) я заметила, что им свойственно эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, порой и агрессивность, тревожность, что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром.

Развитие эмоциональной сферы ребенка с ЗПР – задача не из лёгких. Как же помочь ребенку с особенностями в развитии научиться распознавать и управлять своими эмоциями?

На этот вопрос есть общий, безусловно, правильный ответ. Мы сами, наш пример, нравственный аспект в жизни взрослых и вся окружающая действительность учит этому. А вот как сделать этот стихийный процесс целенаправленным? Только правильно организованная педагогическая работа в этом направлении поможет не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников.

Поэтому, в нашем ДОУ такая работа ведётся совместно с педагогом-психологом, который на своих занятиях знакомит детей с чувствами и эмоциями, и способами их выражения. Моя задача, как воспитателя - помочь детям использовать полученные знания в повседневной жизни.

На мой взгляд, одним из средств развития у дошкольников с ЗПР эмоциональной сферы может стать художественная литература.

Именно через художественные произведения, обращенные к сердцу ребенка, он получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Восприятие художественных произведений оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, а процесс ознакомления с художественной литературой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.

В процессе работы с детьми с особенностями в развитии, возникла идея о включении в воспитательно-образовательный процесс использование таких художественных произведений, которые бы способствовали развитию эмоций и чувств у дошкольников. На следующем этапе я осущетсвила подбор художественных произведений, способствующих благотворному развитию эмоциональной сферы дошкольников.

Опираясь на задачи, которые предлагает в своей программе «Подготовка к школе детей с задержкой психического развитии» (С.Г.Шевченко): «Ознакомление с художественной литературой» (автор И.Н. Волкова), мною был разработан перспективный план по ознакомлению дошкольников с эмоциями с помощью художественных произведений. (См Приложение 2). Задачи, которого заключаются в формировании у детей с задержкой интереса к книге, умение воспринимать и понимать прочитанный текст, учить отвечать на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказывать небольшие отрывки, развивать умение сопереживать, сочувствовать, давать им элементарную характеристику и оценку их поступков.

При составлении перспективного планирования, были взяты за основу базовые эмоции, которые рассматриваются полярно, как положительная и отрицательная эмоция, и соответствующее произведение, в котором отражена та или иная эмоция, а так же игровые упражнения и этюды на закрепление изученной эмоции.

Несколько слов об особенностях организации и проведении моих занятий по знакомству детей с художественной литературой.

В первую очередь, это свободная атмосфера занятий, позволяющая детям располагаться вокруг читающего воспитателя так, как им удобно. Это создание особого эмоционального настроя, позволяющего детям испытывать радость от встречи с книгой.

Н-р: В начале занятия используется приветствие с детьми «Клубочек»: воспитатель держит в руках клубок и передавая ребёнку слева от неё произносит фразу « Я рада тебя видеть (имя)!» приняв клубочек, ребёнок передаёт её своему соседу. Такое приветствие можно использовать на занятии по изучаемой эмоции – радость.

Во-вторых – особенности в методике, когда совместно, обсуждаем с детьми содержание прочитанного, использую не столько вопросы на запоминание и воспроизведение сюжета, сколько на понимание смысла и выражение своих эмоциональных впечатлений, «Какое настроение после чтения у тебя возникло? Что тебе понравилось больше всего?» и т.д. Воспитатель включает детей в активную «переработку» прочитанного текста, стимулируя работу детского ума и сердца, например, использует прием «примеривание на себя», спрашивая: «Что бы ты сделал, как поступил?» или, предлагает сделать прогноз событий: «Как ты думаешь, что произошло дальше? А что было бы, если бы…?».

Таким образом, необходимо создавать «проблемные ситуации», чтобы ребенок мог по-детски, самостоятельно решать вопросы нравственного плана.

В-третьих, это активное проживание детьми текста произведения, чему помогает полная или частичная драматизация, разыгрывание отдельных эпизодов,.

Как я уже говорила, дети с особенностями в развитии эмоционально нестабильны, упрямы, вспыльчивы, а порою даже агрессивны по отношению к сверстникам.

Когда возникает ситуация конфликта на помощь приходит проигрывание сказки. Разыгрывая сказку, дети как бы проживают её, принимая на себя определенную роль. Иногда лишь достаточно просто напомнить детям, что они в данной ситуации так же ведут себя как тот или иной герой. «Вы сейчас себя ведёте, как две упрямые козы». (Упрямство обеих ничем хорошим не закончилось). Это помогает им задуматься и вспомнить чем же закончился тот безнравственный поступок и на основании этого прийти к выводу вести себя так же как тот герой, или сделать по-другому. И опять же встаёт проблемный вопрос. «Так, что вам необходимо сделать?» (научиться договариваться) повторное чтение наиболее понравившихся детям отрывков, создание самодельных книг по сюжетам произведений, игрушек или поделок.

Эмоциональное проникновение в произведение начинается с поэтического воспитания - со стихов незатейливого содержания. Стихи детьми воспринимаются легко, это говорит о том, что это им близко, и связано с их жизненным опытом.

Например, изучая такую эмоцию, как «радость» детям читается стихотворение С. Михалкова «Песенка друзей» хорошо знакомое, как детская песенка, несущая в себе позитивные и радостные нотки, способствуя быстрому запоминанию текста. Продолжая рассматривать эту эмоцию на основе другого стихотворения автором, которого является К.И. Чуковский «Радость» после прочтения с детьми можно проиграть этюд на «Тихую и громкую радость»

Для проникновения в мир чувств героев, стремление вызвать сопереживание к ним помогает любимый детям жанр - сказки. Народные и авторские сказки отечественных и зарубежных писателей не только радуют детей своими вымыслами и волшебством, но и закладывают основы нравственности. Рассматривая полярную эмоцию радости- грусть, помогают упражнения из психогимнастики Чистяковой М.И, (этюд «Потерялся») дети ярко проживают ту печаль и грусть, которую испытывал герой русской народной сказки Алёнушка» Сестрица Аленушка и братец Иванушка» упражняясь, дети обучаются азбуке выражения эмоций и пантомимой «заколдованный ребёнок».

Учитывая возрастные особенности детей: их быструю утомляемость или наоборот повышенную возбудимость слабую концентрацию внимания, подбирать текст необходимо с опорой на наглядность, когда слово и образ дополняют друг друга.

Для полноценного и эмоционально-окрашенного восприятия художественных произведений использую слушание аудио-сказок, драматизацию произведений, как особую технологию игрового моделирования. Театрализованная игра способствует развитию социальных навыков поведения, развивает способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях.

Подвижные игры вызывают эмоционально-бодрое настроение, такие игры как «Два петушка», «Кошки-мышки», «Веретено», «Реченька» учат подчиняться правилам, организуют, дисциплинируют и сплачивают играющих. Подвижные игры в занятии стараюсь так же подбирать в соответствии с темой занятия Н-р: Игра «Реченька « будет уместна при знакомстве со сказкой «Гуси-лебеди», а игра «Кошки мышки» при знакомстве с произведением С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке» и «Сказка об умном мышонке» и т.д.

Результативность работы по развитию эмоциональной сферы не всегда проявляется быстро и не бывает такой наглядной как при обучении счету или чтению.

Однако на практике после проведения занятий постепенно стали появляться положительные результаты. Дети стали больше интересоваться книжными новинками, рассматривать иллюстрации, обыгрывать эпизоды из сказок, те, кто за два года обучения овладел навыком чтения, самостоятельно читают любимые книги. У детей стала проявляться эмоциональная отзывчивость (сочувствие, сопереживание, сострадание) не только к героям художественных произведений, но и к окружающим людям.

Наиболее существенным недостатком в результативности служит то, что дети в нашу группу попадают на два или один год обучения, а так же имеющиеся у детей органические нарушения.

Включение таких занятий в образовательный процесс с детьми с ЗПР являются эффективными и позволяют корректировать психофизическое развитие и поведение детей. Совместная с педагогом деятельность, восприятие художественного произведения, занимательные формы взаимодействия способствуют созданию благоприятного эмоционального фона для контактов с детьми, детей друг с другом и обогащают эмоциональную сферу ребёнка с особенностями в развитии.

Несмотря на то, что работа по развитию эмоциональной сферы традиционно считается прерогативой психологической службы, на сегодняшний день задачей воспитателя является забота об эмоциональном благополучии ребёнка, его эмоциональном комфорте, развитие эмоционально стабильной личности, для его успешной адаптации в будущем.

Данный опыт является творческим преобразованием современных подходов к вопросу эмоционального развития дошкольников и возможности активного включения в педагогический процесс специально подобранной художественной литературы рядовым воспитателем детского сада, для эмоционального развития дошкольников.

«…Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка…»

В.А. Сухомлинский

Список литературы

1. Гриценко, З.А. «Пришли мне чтения доброго...»: Пособие для чтения и рассказывания детям 4-6 лет / З.А. Гриценко. – 2-е изд. _М.: Просвещение, 2003.-144с.

2. Гриценко, З.А. «Ты детям сказку расскажи...» Методика приобщению детей к чтению / А. Гриценко. – М.: Линка- Пресс, 2003.-176с.

3. Чистякова, М.И. Психогимнастика / - М.: Просвещение, 1990.-128с.

4. С. Томилова «Полная хрестоматия для дошкольников». Издательство «АСТ Астрель»,2011.-704с.

5.С.В.Рябцева, И.В. Спиридонова «Формирование психологической готовности к школе. Тренинговые занятия для детей старшего дошкольного возраста.-М.:Издательство «Скрипторий2003»,2011.-80с.

Категория: Педчтения | Добавил: region56
Просмотров: 321 | Загрузок: 6 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Облако тегов

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2016