Развитие у детей дошкольного возраста творческого мышления и самостоятельности в соответствии с ФГОС ДО. Петрова В.Ф. - Педчтения - Гай - Каталог файлов - Персональный сайт
Мир "Гармония"Пятница, 02.12.2016, 20:56

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Нормативно-правовая база [2]
Семинары [9]
Педчтения [109]
Уроки [12]
Внеклассные мероприятия [3]
Проекты [2]
В помощь учителю [1]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 201

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Гай » Педчтения

Развитие у детей дошкольного возраста творческого мышления и самостоятельности в соответствии с ФГОС ДО. Петрова В.Ф.
[ Скачать с сервера (27.2Kb) ] 05.05.2015, 10:10

Развитие у детей дошкольного возраста творческого мышления и самостоятельности в соответствии с ФГОС ДО

Воспитатель МАДОУ «Детский сад №16 «Ромашка»
Петрова Валентина Федоровна первая квалификационная категория

1. В настоящее время перед дошкольным образованием стоит задача воспитания самостоятельного и творчески мыслящего человека. Потому, что современная школа ещё до сих пор сохраняет однообразный, не творческий подход к усвоению знаний, вследствие  чего у детей теряется интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия,  и в них гаснет способность к творчеству.

2.В свете введения ФГОС в систему образования, одной из главных задач дошкольного образования является задача развития у детей творческого мышления и самостоятельности.

3. Согласно ФГОС  в ДОУ должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

● поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

 ● возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.

4.

В нашем ДОУ эти условия реализуются, в том числе, посредством познавательно-исследовательской деятельности и организации предметно – развивающей среды, обеспечивающей творческую активность ребенка и способность наиболее полно реализовать себя.

Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду.

В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут осуществляться все виды деятельности ребёнка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.

Приглашаю Вас на экскурсию!

Сейчас, я, хотела бы вас познакомить  подробнее с составляющими самостоятельную инициативную деятельность, на примере нашего дет. сад., гр. «Васильки».

И так рассмотрим:

1. САМООБСЛУЖИВАНИЕ И ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ БЫТОВОЙ ТРУД.

Мы,  стараемся  предоставить детям больше самостоятельности в трудовой деятельности. ПривлекаЯ их  к участию в планировании работы. В большинстве  случаев - это совместное обсуждение организационных вопросов, связанных с предстоящей коллективной работой. Дети решают, какой материал нужно подготовить, где и как лучше его разместить, как распределить работу между собой. Коллективно обсуждаем, с чего начать работу, как лучше и быстрее ее сделать.
Так, к коллективной уборке групповой комнаты готовимся накануне, намечаем, что будем делать, и готовим все необходимое. Дети любят этот труд, так как работать в коллективе им веселее и работа лучше спорится. Все знают, что по окончании работы сами же будут ее анализировать, причем оценка будет дана не только качеству, но и отношению каждого к труду. Каждый старается трудиться добросовестно, чтобы не краснеть перед товарищами, которые могут осудить плохую работу.

Еще пример. После беседы о работе ветеринара выяснилось, что для игры в «Ветеринарная клиника» у детей нет некоторых атрибутов. А так как они любили эту игру, то решили изготовить их самостоятельно. Стали думать, что из чего и как можно сделать. Дружно обсудили все и принялись за работу. После этого дети сами не раз объединялись для изготовления атрибутов к другим играм.

Для воспитания самостоятельности у детей в процессе трудовой деятельности большое значение имеет пример взрослых.

2. ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (КОНСТРУИРОВАНИЕ, РИСОВАНИЕ, ЛЕПКА, АППЛИКАЦИЯ).

При организации продуктивной деятельности на занятиях мы  всегда стараемся мотивировать достижение   цели (выражая уверенность в том, что ребенок желает и может успешно выполнить задание), определяем значимость деятельности (к примеру - изготовление поделок, дежурство по детскому саду и т.п.), выражаем личное переживание успеха (создавая эмоциональное предвосхищение результатов деятельности). Часто даем задания, которые дети выполняют небольшими группами. Дети уже знают, что кто-то один из них будет ответственным за качество выполнения задания и что они сами должны выбрать ответственного. Каждый раз ответственным предлагается выбрать другого члена группы - так, чтобы каждый из них побывал в этой роли.

Например недавно ребята нашей группы изготовили поделки для сотрудников детского сада, выполнив задание, дети сами отнесли поделки и подготовили слова для поздравления. Радость сотрудников детского сада послужила серьезным стимулом для последующей самостоятельной деятельности, способствовала усилению эмоционального предвосхищения результатов своей работы.

Для самостоятельной продуктивной деятельности в нашей группе был оборудован "Уголок творчества", который создан по принципу доступности  и мобильности.  В уголке собранны различные средства художественной деятельности и материалы (краски, мелки, карандаши, палитра, фасоль, шишки сосновые, шишки еловые, желуди,  манка, цветная бумага, тонированная бумага, бумага для граттажа, зубочистки, губки, клей, кисти, ножницы, и другие средства для нетрадиционной техники художественной деятельности).       

В режимные моменты также стараемся предоставить свободу, самостоятельность, инициативность продуктивных творческих действий, которые находят отражение в детских работах. Например, по теме  "Морские обитатели"  в совместной деятельности были изготовлены листы для граттажа, на которых затем процарапывались сюжеты о морских обитателях. По теме "Осень" дети рисовали осенний пейзаж, используя нетрадиционную технику "монотипия", дети наносили краску на листик с дерева на одной стороне поверхности и отпечатывали на лист бумаги, после этого они дополняли рисунок различными элементами. Это все способствует развитию воображения, уверенности, инициативности в освоении новых художественных способов.

3. КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Во время свободной деятельности мы стараемся максимально дать свободу выбора детям различных средств, с которыми работаем   в это время. Но особенно увлекательной для детей моей группы стала театрализованная деятельность. Перед театрализованной постановкой совместно с детьми мы изготавливаем атрибуты для постановки самостоятельно, хоть и под нашим руководством, изготавливают отдельные маски, самостоятельно выбирая цвет. Размер и способ изготовления.

В нашей группе оформлены театральные зоны, которые отличаются друг от друга: «кукольный театр», «настольный театр», «уголок ряженья». Создание таких зон подталкивают детей к самостоятельной творческой деятельности, к игре в театр. Дети отдают предпочтение уголку ряженья, объединяются в группы, придумывают сказки, распределяют роли, подбирают наряды и атрибуты, репетируют содержание инсценировки. Результатом этой игры становится коллективное представление для сверстников  группы.

Театральные зоны нашей группы оснащены книгами, театральными масками, элементами костюмов, наборами кукол, разнообразными видами театров, атрибутами и декорациями.

По моему убеждению, коллективная театрализованная деятельность направлена на самостоятельное творчество,способствует самопознанию и самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создаёт условия для социализации ребёнка, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов.

4. САМООРГАНИЗАЦИЯ

 В нашей группе создана особая предметно-развивающая среда, позволяющая свободно использовать ее компоненты, легко ее менять или дополнять в зависимости от собственных задач.

Предметно-развивающая среда организована нами таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам, поло-ролевому принципу, уровню развития детей.

Например, для самостоятельных игр оборудована игротека, в которой собраны игры на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, на узнавание по описанию, ориентировку по схемам, моделям, на осуществление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибки», игры-головоломки, «Чей домик?», «Лото», развивающие и логико-математические игры, шашки, и др.

В уголках книги литература по разнообразным темам расставлена в алфавитном

порядке на открытых полках, как в библиотеке или по темам в папках-уголках (сказки –символ –гномик, природоведческая литература –елочка, познавательная –знак вопроса, книги, принесенные из дома –домик и т. д.)

По нашему мнению, среда не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, обновлять, стимулировать творческую активность детей, побуждать к дополнению ее необходимыми для развертывания деятельности компонентами. Именно моделирование игры по выбору ребенка, его сценарию

способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий. 

Таким образом,  Организация образовательного процесса в форме самостоятельной деятельности –это не только создание условий предметной среды и деятельность детей без педагога, это целенаправленный, спланированный процесс, который предполагает обязательный результат.

При создании предметно-развивающей среды нашей группы мы руководствовались Федеральными государственными образовательными стандартами к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ и к условиям ее реализации.

Старались, чтобы все компоненты предметно-развивающей среды были связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Предметно-пространственный мир нашей группы включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности.  Мы считаем, такая среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта, способствует проявлению у  детей самостоятельности и развитию творческого мышления.

Категория: Педчтения | Добавил: region56
Просмотров: 203 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Облако тегов

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2016