Иностранный язык - один
из важных и относительно новых предметов в системе подготовки младшего
школьника в условиях поликультурного и полиязычного мира.
Изучение иностранного языка
будет способствовать формированию коммуникативной культуры школьников, их
общему речевому развитию, расширению кругозора, воспитанию чувств и эмоций.
В результате изучения
английского языка младшие школьники приобретут элементарную коммуникативную
компетенцию, т. е. способность и готовность общаться с носителями языка с
учетом их речевых возможностей и потребностей в разных формах: устной
(говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо).
У младших школьников
расширится лингвистический кругозор, они освоят начальные лингвистические
представления, доступные им и необходимые для овладения устной и письменной
речью на английском языке на элементарном уровне.
В процессе участия в
моделируемых ситуациях общения, ролевых играх в ходе овладения языковым
материалом английского языка у младших школьников будут развиваться речевые,
интеллектуальные и познавательные способности, личностные качества, внимание,
мышление, память и воображение.
Наряду с овладением
правилами речевого и неречевого поведения в процессе знакомства с жизнью своих
англоговорящих сверстников, с детским фольклором и доступными образцами детской
художественной литературы младшие школьники приобретут ощущение причастности к
универсальной детской культуре, дружелюбное отношение и толерантность к
представителям других стран.
Деятельностный характер
предмета «Иностранный язык» соответствует природе младшего школьника,
воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет
включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности,
свойственные ребенку данного возраста – игровую, познавательную, эстетическую.
Это дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе и формировать метапредметные общеучебные умения и навыки.
Не случайно в новом ФГОС
формирование универсальных
учебных действий обеспечивающих школьникам умение учиться, т.е. способность субъекта к
саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения
нового социального опыта, считается важнейшей ключевой задачей современной
системы образования.
Развитие учебных умений (УУ) на уроках
иностранного языка (ИЯ) имеет свою
специфику:
Сказать о младшем школьнике, что он
умеет учиться можно только тогда, когда
он правильно, в максимально короткое время
и наиболее рациональным способом
выполняет задание учителя.
Возникает противоречие между
необходимостью уметь учиться и отсутствием у учащихся нужных учебных умений,
обеспечивающих успешное владение ИЯ. Умение учиться будет складываться из
отдельных УУ – общеучебных и специальных. Структура учебной деятельности
ученика на уроках ИЯ такова: ученик общается с учителем, одноклассниками;
познает лингвистические закономерности ИЯ, знакомится с культурой своей страны
и страны изучаемого языка; учится общаться и познавать. Таким образом вся
учебная деятельность ученика на уроке ИЯ состоит из коммуникативно-учебной,
познавательно учебной и операционно-
учебной деятельности, являющейся необходимым условием успешного достижения
практических (коммуникативных) и общеобразовательных ( познавательных) целей.
Цели обучения реализуются через
заложенную в УМК систему упражнений. Поэтому для выделения перечня учебных
умений необходим анализ всех видов учебных заданий, упражнений и других средств
обучения, представленных в УМК для начальной школы. Эта процедура еще
проводится и список УМК готовится к опубликованию в будущем.
Для развития умения учиться в УМК,
реализующих новые ФГОС, следует разработать определенные средства. Арсенал таких средств ( у учителя и в учебнике) достаточно велик.
Среди них такое средство, как ПАМЯТКА.
Памятка не представляет собой нечто
совершенно новое, они использовались в учебном процессе и раньше. Однако
достаточного теоретического обоснования они не получили. Памятка – это описание
того как следует выполнять какое-либо задание или использовать то или иное
учебное средство. Памятка – вербальная модель приема учебной деятельности.
В учебном процессе используются разные
виды памяток, в зависимости от степени жесткости управления действиями ученика.
Памятка-алгоритм – в ней последовательность операций строго фиксирована. Памятка
– инструкция – предлагается желаемая последовательность операций. Памятка-совет
– рекомендует все возможные способы выполнения действий. Памятка – показ - ставит цель дать пример выполнения задания.
Памятка-стимул – раскрывает перспективы действий ученика.
В начальной школе примером таких памяток
может быть:
1) памятка – инструкция «Если спрашивают не тебя».
2) памятка-алгоритм «Вслед за диктором»
Новый ФГОС предполагают также и внеурочную
деятельность учеников.
Одним
из приемов такой работы выступает работа
с драматизацией, театрализованной деятельностью учеников. Прием драматизации –
одно из эффективных средств обучения ИЯ. Она реализуется в таких идеях ФГОС
как ценностно – ориентационная (
представление об ИЯ как средстве выражения мыслей чувств и эмоций),
эстетическая (развитие чувства прекрасного), трудовая (умение следовать
намеченному плану в учебном труде).
Драматизация
– уникальный способ реализовать и продемонстрировать все намеченные цели
изучения ИЯ (личностные, метапредметные и предметные).
В
начальной школе мы работаем над постановками мини- спектаклей. В рамках предметных недель мы продемонстрировали
такие пьесы как «Новая шляпа», «Маленькая рыжая курочка», «Где моя мама», «Зимние забавы», «Гарри и Гермиона».
Работа
над спектаклями, применение ИЯ развивает и критическое, и интуитивное мышление,
формирует навыки чтения, увеличивает словарный запас, улучшает темп, тон,
выразительность речи.
Кроме
того вызывает активизацию работы правого
– эмоционально-чувственного полушария головного мозга, которое в условиях
школьного обучения становится все менее задействованным. Применение драматизации обеспечивает
возникновение у учащихся положительно окрашенных эмоциональных состояний,
благоприятных для их учебной деятельности.
Литература:
Соловова Е.Н.
Автономия учащихся как основа развития современного непрерывного образования
личности// ИЯШ, 2004. № 4,5
|