Мир "Гармония"Пятница, 22.09.2017, 03:46

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Нормативно-правовая база [2]
Семинары [9]
Педчтения [109]
Уроки [12]
Внеклассные мероприятия [3]
Проекты [2]
В помощь учителю [1]

Наш опрос
Как часто вы используете компьютер на уроке в начальной школе в течение года?
Всего ответов: 198

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Гай » Педчтения

Реализация стратегий смыслового чтения на уроках английского языка при подготовке учащихся к ЕГЭ. Ахтямова Р.Б.
[ Скачать с сервера (59.5Kb) ] 05.05.2015, 14:01

Реализация стратегий смыслового чтения на уроках английского языка при подготовке учащихся к ЕГЭ

Ахтямова Рузания Мубаракшевна,
учитель английского языка
МБОУ    «СОШ №6» города Гая Оренбургской области

Обучение иностранному языку в школе преследует основную цель: развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка, то есть, овладение иностранным языком как средством общения. Коммуникация на языке осуществляется в двух формах: устной (звуковой) и письменной (графической).

Для осуществления коммуникации в устной и письменной форме необходимо овладение 4 основными видами речевой деятельности: аудированием, чтением, говорением, письмом.

Остановимся на чтении, как одном из главных видов речевой деятельности, направленных на развитие коммуникативной компетенции.

Чтение – рецептивный вид речевой деятельности. Это означает, что при чтении текста учащиеся извлекают информацию. Казалось бы, что чтение “автоматически” становится коммуникацией, то есть, передачей информации от автора к читателю. В действительности, это не так. Любая коммуникация мотивированна, то есть, извлекая информацию из текста, читатель всегда преследует определённую цель. Если этой цели нет, то чтение превращается в озвучивание текста и не имеет коммуникативного смысла.

В процессе чтения мы обычно решаем три основные задачи: ознакомиться с общим содержанием текста, выделить его содержательные области и извлечь максимально полную информацию. В зависимости от целевой установки различают ознакомительное, изучающее, просмотровое и поисковое чтение.

Ознакомительное чтение (Reading –for – gist, skim-reading или skimming) представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится всё речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определённой информации. Это чтение «для себя». При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нём основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно в нём говорится по данным вопросам. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию. Для этого вида чтения достаточно понимания 70% текста; главное – это умение выделить и понять ключевые слова. При обучении этому виду чтения необходимо научиться обходить незнакомые слова и не прерывать чтение, если оно встречается. Нужно также учиться догадываться о значении слов из контекста. Необходимо также помнить, что здесь не нужно фокусировать внимание на грамматических структурах текста и анализировать их. Главное – уметь обобщить содержание текста.  

Изучающее чтение (Reading-for-detailed-comprehension или reading-for-detail) предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое её осмысление, понимание всех основных и второстепенных фактов, их осмысление и запоминание. Это вдумчивое и неспешное чтение. Его целью является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного языка.     Объектом «изучения» при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материал. Именно изучающее чтение учит бережному отношению к тексту. Учащийся должен уметь оценить, прокомментировать, пояснить информацию, сделать из прочитанного вывод. Предполагается, что для овладения этим видом чтения учащийся должен уметь догадываться о значении слов по контексту, понимать логические связи в предложении и между частями теста.    

            Просмотровое чтение (Scanning) предполагает получение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Это беглое, выборочное чтение. При просмотровом чтении читатель собирает информацию о полезности текста, о том, понадобится ли ему эта информация для использования в дальнейшем, например, какой музей будет интереснее всего посетить. Для этого достаточно познакомиться со структурой текста, прочитать заголовки и подзаголовки, отдельные абзацы. 

Поисковое чтение (Reading – for – specific – information) ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель – быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определённых данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Оно направлено на нахождение конкретной информации.  При поисковом чтении текст прочитывается с целью нахождения относительно небольшого количества информации для последующего её использования в определённых целях. Это может быть дата, время, часы работы, имена и названия, или более развёрнутая информация в виде описания, аргументации, правил, оценочных суждений.

Причём, использовать все эти виды чтения можно уже на самых ранних этапах овладения английским языком, то есть, на материале коротких и несложных текстов. Даже чтение подписей к рисункам можно организовать с целью, понять о каких рисунках в целом идёт речь, какие группы рисунков и подписей представлены, и что мы можем знать, познакомившись со всеми рисунками и подписями к ним. Использование разных видов чтения не исчерпывает возможностей коммуникативно-ориентированного обучения этим видам речевой деятельности.

Если стоит задача отбора текстов по определённой тематике, то в этом случае можно использовать такой приём «быстрого чтения» как поиск ключевых слов по заданной тематике.

Для поиска ответа на вопрос, касающейся специфической информации, такой как имена, даты, цифры, термины и др., используются приёмы поискового чтения: прочитайте вопрос, фиксируя внимание н содержащиеся в нём слова, которые и будут сигналами для нахождения ответа.

Текст считается понятым, если вы правильно определили его основное содержание и основную идею: т.е. ответили на вопросы о чём этот текст и что автор хотел сказать своим сочинением. Для полного понимания текста применяются приёмы аналитического чтения.

  1. Внимательно прочитайте заголовок текста. Как правило, в нём (если это не художественное произведение) заявляется тема высказывания, которая конкретизирует план содержания текста.
  2. Бегло просмотрите начало и конец текста для определения модели построения текста: основная идея может содержаться в его начале и тогда весь текст строится по принципу от общего к частному или в конце – от частного к общему.
  3. В каждом абзаце текста найдите ключевое предложение (topic sentence), которое развивает основную идею текста. Как правило, оно находится в начале абзаца и представляет собой утверждение обобщающего характера. Все остальные предложения либо подтверждают, либо опровергают его.
  4. Если у вас появились трудности при понимании абзаца из-за незнакомых слов, просто продолжайте читать дальше. Очень часто контекст подскажет вам значение незнакомых слов.
  5. Иногда главная идея текст заключается в предложении, которое не поняли. Если это предложение очень длинное, то определите в нём главное и придаточное предложения. Как правило, основная идея содержится в главном предложении.

Если в главном предложении есть много незнакомых слов, то, определив подлежащее, сказуемое, дополнение, можно понять суть этого предложения. Придаточные предложения дадут дополнительную информацию и расширят понимание основной идеи текста.

Если в придаточном предложении много незнакомых слов, попытайтесь вычеркнуть слова, передающие второстепенную информацию и определить значимую часть этих придаточных предложений.

Часто придаточные предложения отделены от главного запятой или вводятся словами which, who, that и несут дополнительную информацию. Попытайтесь, вычеркнув сопутствующие идеи, определить основную мысль.    

Обратите внимание на грамматические и пунктуационные знаки, которые могут изменить значение предложения:

  • Точка с запятой в английском предложении показывает, что после неё идёт объяснение предыдущей части предложения;
  • Запятая в английском предложении может обозначать синонимический ряд объясняемого слова.
  • Слова – сигналы облегчат понимание сути предложения.
  • Служебные слова помогут вам быстрее понять суть предложения.
  • Знание служебных слов, вводящих герундиальные обороты, поможет ученикам при понимании смысла предложения.

Другой стороной коммуникативных заданий является характер заданий, которые учащиеся могут выполнять в процессе чтения. Эти задания – извлечение информации, осмысление информации и преобразование информации.

Извлечение информации предполагает максимально полное усвоение текстового содержания без попыток привнести в него своё видение, знание или отношение, т.е. точно передать содержание текста тем, кому оно неизвестно.         

Осмысление информации предполагает интерпретацию того, что написано с собственным объяснением, уточнением и мнением.

Преобразование информации означает чтение между строк и коммуникацию того, что создано не автором текста, а самим читателем.

Третьей стороной коммуникативно – ориентированного чтения является его методическая организация, включая communication-gap-activity, параллельное чтение и совместное чтение.       

Communication-gap-activity – коммуникативное задание, выполняемое группами или парами. Оно представляет собой учебную ситуацию, когда один текст делится на несколько фрагментов, каждый из учащихся читает только этот фрагмент и далее все учащиеся обмениваются информацией. Они должны выяснить друг у друга недостающие сведения, получить коллективный ответ. В результате, у каждого из участников этой работы формируется знание всего текста (по рассказам других). К этому приёму учащихся приходится приучать и работает он лучше всего в качестве соревнования (кто быстрее восстановит текст, заполнит таблицу и т. д.).

Параллельное чтение – это приём, когда учащиеся читают разные тексты по одной и той же теме и затем обмениваются полученной информацией, выясняют сходства и различия, дополняют детали и подробности.

Совместное чтение представляет собой чтение одного и того же текста разными учащимися, у каждого из которых есть своё конкретное задание по этому тексту. В результате, каждый из учащихся сообщает свою оригинальную информацию из одного и того же текста.

Подобные приёмы и упражнения основаны на критическом мышлении – осознанном подвергании сомнению тех или иных положений, мыслей и высказываний. Критическое мышление позволяет формировать «неравнодушных» учащихся, готовых думать, говорить и общаться. Заинтересованность в коммуникативно-ориентированном обучении возрастает, повышается его эффективность. Об этом говорят итоги контрольных срезов по чтению в 9- 10 классах. Качество знаний по этому виду чтения составляет от 65 до 75 %. В прошлом (2014) году выпускники сдавали ЕГЭ по английскому языку: средний балл – 76. Это доказывает важность, необходимость и правильный методический подход к данной модели обучения английскому языку.

Чтение –

- самый лёгкий навык, с которым можно работать  в классе и вне класса;

- чтение является более лёгким видом деятельности, чем речь;

-  даёт возможность получать знания и расширять кругозор;

- открывает культуру и другой мир;

- тихий и спокойный вид деятельности.

Список литературы:

1. Клековкина Е.Е. Материалы курса «Система подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку»: - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008.

2. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычной культуре общения. - М.: Русский язык, 2008.

3. Соловова Е.Н., Апальков В.Г. «Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы»: - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.

Категория: Педчтения | Добавил: region56
Просмотров: 544 | Загрузок: 10 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Облако тегов

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2017