«Ролевая игра на уроках литературы как форма реализации деятельностного подхода».
Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 3» г. Гая
Оренбургской области Якименко Н.В.
Игры в нашей жизни имеют весьма разнообразное значение. Всякая деятельность, связанная с условностями – это игра. Особое значение приобретают игры для учебной деятельности.
Любому возрасту соответствует определённый тип деятельности – ведущая деятельность. Каждая ведущая деятельность характеризуется сменой возрастных периодов. Выделяются следующие виды деятельности:
· непосредственно эмоциональное общение;
· предметно-манипуляторная;
· игровая;
· учебная;
· общественно-полезная;
· учебно-профессиональная.
Сам термин «игра» на различных языках соответствует понятиям о шутке и смехе, лёгкости и удовольствии и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. Вершиной эволюции игровой деятельности является сюжетная или ролевая игра.
Работа с образами, пронизывающая всю игровую деятельность, стимулирует процессы мышления, в том числе творческую интуицию.
Выполняя в воображаемых ситуациях те или иные функции взрослого человека и сопоставляя их особенности с собственным реальным опытом, ребёнок начинает различать внешнюю и внутреннюю стороны жизни взрослых и своей собственной жизни. Он открывает у себя наличие переживаний и начинает осмысленно ориентироваться в них, благодаря чему у него возникают новые отношения к самому себе. Постепенно накапливается определённый опыт, который неизбежно отражается в поведении.
Таким образом, на основе игровой деятельности у ребёнка формируется воображение, которое способствует переносу свойств одних вещей на другие. На этой основе у человека формируется общий смысл и характер человеческих отношений. У ребёнка возникает осмысленная ориентация в собственных переживаниях и их обобщение, на основе чего могут быть сформированы навыки их культурного выражения, что позволяет ребёнку эффективно включаться в коллективную и индивидуальную деятельность.
Приведём пример из урока литературы в 7 классе по теме «Блудные дети» по произведению А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Целью данного урока было рассмотрение повести А.С.Пушкина с точки зрения современного читателя.
Одним из этапов работы стал « Суд над Авдотьей Самсоновной Выриной». Ученикам было предложено поделиться на две равные группы. Одна – прокуроры, другая – адвокаты, также были выбраны судьи, обязанные после «суда» вынести справедливый приговор. Прокуроры выдвигали три обвинения в адрес Дуни, адвокаты защищали, основываясь на знании текста и своём личном опыте. Затем группы менялись ролями, судьи оставались прежними. В итоге такой игры были использованы следующие виды деятельности:
Вид деятельности |
Развитие |
Компетентности |
1. Обсуждение в группах.
|
Коммуникативное |
Сознательная ориентация на позицию других людей как партнёров в общении и совместной деятельности; умение слушать; участие в коллективном обсуждении проблем и принятии решений. |
2. Работа с текстом. |
Познавательное |
Овладение способами познания и учения. |
3. Построение текстов различных стилей. |
Познавательное |
Развитие творческого мышления, произвольных памяти и внимания |
4. Использование личного опыта. |
Социальное |
Развитие толерантности жизни в поликультурном обществе. |
5. Высказывание собственного мнения. |
Личностное |
Ценностно-смысловые ориентации в нравственные основания личностного морального выбора; самосознания; позитивная самооценка и самоуважения; готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию; критичность к своим поступкам. |
6. Приведение аргументов. |
Социальное и коммуникативное.
|
Ценностно-смысловые ориентации в нравственные основания личностного морального выбора; самосознания; позитивная самооценка и самоуважения; готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию; критичность к своим поступкам. | Таким образом, в результате использования на уроке ролевой игры учителем были реализованы новые требования к обучению, а именно был осуществлён деятельностный подход.
|