Мир "Гармония"Пятница, 29.03.2024, 02:01

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Нормативно-правовая база [2]
Семинары [9]
Педчтения [109]
Уроки [12]
Внеклассные мероприятия [3]
Проекты [2]
В помощь учителю [1]

Наш опрос
Как часто вы используете компьютер на уроке в начальной школе в течение года?
Всего ответов: 198

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Гай » Педчтения

«Ролевая игра на уроках литературы как форма реализации деятельностного подхода» Якименко Н.В.
[ Скачать с сервера (38.5 Kb) ] 09.02.2010, 13:08
«Ролевая игра на уроках литературы как форма реализации деятельностного подхода». 
Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 3» г. Гая
Оренбургской области Якименко Н.В.
      
     Игры в нашей жизни имеют весьма разнообразное значение. Всякая деятельность, связанная с условностями – это игра. Особое значение приобретают игры для учебной деятельности.
      Любому возрасту соответствует определённый тип деятельности – ведущая деятельность. Каждая ведущая деятельность характеризуется сменой возрастных периодов. Выделяются следующие виды деятельности:
   · непосредственно эмоциональное общение;
   · предметно-манипуляторная;
   · игровая;
   · учебная;
   · общественно-полезная;
   · учебно-профессиональная.
     Сам термин «игра» на различных языках соответствует понятиям о шутке и смехе, лёгкости и удовольствии и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. Вершиной эволюции игровой деятельности является сюжетная или ролевая игра.
     Работа с образами, пронизывающая всю игровую деятельность, стимулирует процессы мышления, в том числе творческую интуицию.
    Выполняя в воображаемых ситуациях те или иные функции взрослого человека и сопоставляя их особенности с собственным реальным опытом, ребёнок начинает различать внешнюю и внутреннюю стороны жизни взрослых и своей собственной жизни. Он открывает у себя наличие переживаний и начинает осмысленно ориентироваться в них, благодаря чему у него возникают новые отношения к самому себе. Постепенно накапливается определённый опыт, который неизбежно отражается в поведении.
    Таким образом, на основе игровой деятельности у ребёнка формируется воображение, которое способствует переносу свойств одних вещей на другие. На этой основе у человека формируется общий смысл и характер человеческих отношений. У ребёнка возникает осмысленная ориентация в собственных переживаниях и их обобщение, на основе чего могут быть сформированы навыки их культурного выражения, что позволяет ребёнку эффективно включаться в коллективную и индивидуальную деятельность.
     Приведём пример из урока литературы в 7 классе по теме «Блудные дети» по произведению А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Целью данного урока было рассмотрение повести А.С.Пушкина с точки зрения современного читателя.
     Одним из этапов работы стал « Суд над Авдотьей Самсоновной Выриной». Ученикам было предложено поделиться на две равные группы. Одна – прокуроры, другая – адвокаты, также были выбраны судьи, обязанные после «суда» вынести справедливый приговор. Прокуроры выдвигали три обвинения в адрес Дуни, адвокаты защищали, основываясь на знании текста и своём личном опыте. Затем группы менялись ролями, судьи оставались прежними. В итоге такой игры были использованы следующие виды деятельности:
Вид деятельности Развитие Компетентности
1. Обсуждение в группах.
Коммуникативное Сознательная ориентация на позицию других людей как партнёров в общении и совместной деятельности; умение слушать; участие в коллективном обсуждении проблем и принятии решений.
2. Работа с текстом. Познавательное Овладение способами познания и учения.
3. Построение текстов различных стилей. Познавательное Развитие творческого мышления, произвольных памяти и внимания
4. Использование личного опыта. Социальное Развитие толерантности жизни в поликультурном обществе.
5. Высказывание собственного мнения. Личностное Ценностно-смысловые ориентации в нравственные основания личностного морального выбора; самосознания; позитивная самооценка и самоуважения; готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию; критичность к своим поступкам.
6. Приведение аргументов. Социальное и коммуникативное.
Ценностно-смысловые ориентации в нравственные основания личностного морального выбора; самосознания; позитивная самооценка и самоуважения; готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию; критичность к своим поступкам.
     Таким образом, в результате использования на уроке ролевой игры учителем были реализованы новые требования к обучению, а именно был осуществлён деятельностный подход.
Категория: Педчтения | Добавил: region56
Просмотров: 1963 | Загрузок: 191 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Облако тегов

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024