Мир "Гармония"Среда, 24.04.2024, 02:33

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Нормативно-правовая база [2]
Семинары [9]
Педчтения [109]
Уроки [12]
Внеклассные мероприятия [3]
Проекты [2]
В помощь учителю [1]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 202

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Гай » Педчтения

Система работы по формированию каллиграфического навыка письма. Михайлова Л.М.
[ Скачать с сервера (376.0 Kb) ] 18.03.2011, 12:38

Проблема обучения письму была и остается актуальной в со­временной школе, поэтому ею активно занимаются педагоги, физиологи, учителя, методисты.

Письмо является «базовым» навыком, на котором строится все дальнейшее обучение. Процесс письма психологически и фи­зически очень сложен: в координированную деятельность во­влекаются кора головного мозга (почти все ее отделы), органы зрения, слуха, многие мышцы тела. Овладение навыком письма имеет многокомпонентную психофизиологическую структуру: включает зрительный и слуховой анализ, артикуляцию, форми­рование и сохранение зрительно-двигательного образа элемента письма, сложнейшие механизмы координации и регуляции дви­жений. Сложная структура деятельности ребенка, овладевающе­го письмом, вызывает трудности у педагогов, работающих в на­чальных классах. Как сформировать правильный и красивый почерк? Почему ребенок допускает так много ошибок? Как пре­одолеть возникающие при письме сложности? Все эти вопросы становятся предметом исследования учителей-практиков.

Из глубины веков дошло до нас меткое наблюдение Джор­дано Бруно: «Не интеллектуальные преимущества сделали чело­века властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками - этим органом всех органов». Спустя многие десятиле­тия ему вторит В. А. Сухомлинский, утверждающий, что исто­ки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают ис­точник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобрета­тельности в движениях детской руки с орудием труда, тем слож­нее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая сила детского разума. Чем больше мастерства в дет­ской руке, тем ребенок умнее.

Процесс формирования каллиграфических навыков младших школьников очень трудоемкий и чрезвычайно важный. Он будет успешным, если педагог знает и учитывает психолого-физиологические особенности формирования графических навыков письма, гигиенические условия письма; осознает важность педа­гогических принципов обучения письму; имеет представление об исторических методах обучения чистописанию; знает различ­ные методики формирования каллиграфических навыков и вы­бирает эффективные приемы обучения им; анализирует графи­ческие ошибки детей при письме и на этой основе намечает спо­собы их предупреждения и исправления.

С самого начала формирования навыка письма перед обуча­ющимися встает ряд непростых задач. В первые несколько дней обычно происходит ознакомление с приемами письма и перво­начальное овладение ими: приемом держания ручки, посадкой, положением тетради при письме. Эти приемы, которые сначала занимают все внимание ученика, будут отрабатываться в тече­ние 2-3 лет.

Весь этот период учитель будет реализовывать программу работы по формированию каллиграфического навыка письма. Она включает в себя несколько этапов:

I. Формирование графических навыков письма.

Приемы, необходимые для письма:

Приемы письма:

1)умение сравнивать образец с результатом письма;

2)приемы перевода звука в письменную букву и печатной буквы в письменную;

3)приемы написания букв (начало, куда вести перо, поворот, соединения);

4)приемы соединений букв (без отрыва, с отрывом, сверху, снизу и так далее);

5)приемы сопоставления букв по высоте - соблюдение оди­наковой высоты   букв на строке;

6)письмо букв между линиями строки и на линии;

7)начало письма; заполнение строки;

 8)приемы правильного наклонного письма.

II. Применение методических приемов обучения калли­графическим навыкам письма.

1. Первостепенное значение при обучении чистописанию имеют показ  учителем процесса письма и объяснение спосо­бов написания букв, слогов, слов, предложений во время этого показа. Это и есть основной прием обучения каллиграфическим навыкам письма. Показ осуществляется на классной доске для всего класса или индивидуально - в тетради ученика. Задача уче­ника - увидеть и понять, как надо написать, и воспроизвести у себя в тетради данный ему образец (буквы, буквосочетания, слова).

Писать образец на доске учитель должен так, чтобы все уче­ники видели, как учитель пишет. Если часть учазщихся не видит, как пишет учитель, надо повторить показ в другом месте доски, встать так, чтобы не заслонять собой образец. Написанное мож­но еще раз обвести указкой, тем самым повторить показ движе­ния для всех учащихся класса. Такой показ является совершено обязательным тогда, когда учащиеся впервые знакомятся с бук­вой, и до тех пор, пока они твердо не усвоили способы написа­ния букв.

 Необходимо показывать учащимся способы соединения букв, так как если учащийся усвоил, как писать букву, он не всегда догадывается, как она соединяется с соседними буквами. На­пример, ученик может знать, как писать букву в строчную, но не догадываться, как соединить эту букву с другими (например, ив или ов), что нам, уже усвоившим способ письма, кажется простым и очевидным.

Таким образом, если впервые учащиеся пишут буквосочета­ние, его надо обязательно показать на доске. В букварный пери­од это приходится делать достаточно часто.

Показ письма буквы, буквосочетания должен сопровождать­ся объяснением учителя: где сделать поворот, какой формы или величины та или иная часть буквы. Если сначала это делает учи­тель, то через некоторое время и ученик должен научиться объ­яснять, как писать, как соединять буквы.

2. Другим приемом при обучении чистописанию следует считать списывание учащимися с готового образца - пропи­сей, образца учителя на доске или в тетради. Это очень старый прием, основанный на том, что учащиеся подражают, воспроиз­водят образцы письма.

Необходимо отличать списывание с прописей от копироваль­ного способа, при котором происходит обведение готового об­разца или его калькирование. При списывании с образца произ­водится его зрительный анализ и сравнение с воспроизведен­ным. При обведении образца учащийся закрепляет правильное движение в хорошем исполнении. Само же обведение осуще­ствляется при очень ограниченном осознавании. Это не ак­тивный, а механический процесс. При списывании же процесс активный, поскольку хорошее исполнение возможно только при анализе и сравнении образца с исполнением.

Хороший образец письма учителя влияет на письмо уча­щихся не только через сознательное копирование - это образец еще и для неосознанного подражания, которое в младшем школь­ном возрасте очень выражено.

Важно, чтобы любые записи учителя в тетради учащегося были выполнены аккуратно, красивым, разборчивым почерком.

При наличии прописей сокращается работа учителя по про­писыванию образцов в тетрадях учащихся. Однако полностью прописывание образцов письма в тетрадях не снимается. Образ­цы письма в тетрадях учеников используются для индивидуаль­ной работы над почерком.

 

 

 

 

Учитель старается прописать букву при ученике, чтобы он видел не только результат, но и процесс написания буквы.

Ученик обводит две буквы, далее пишет буквы сам до напи­санного в середине строки образца. После этого учитель и уче­ник рассматривают, как написал буквы ученик, чем они отлича­ются от образца, что и как надо исправить. Затем ученик обво­дит букву в середине строки и дописывает буквы до конца стро­ки самостоятельно. При обведении образца двигательный образ буквы остается на некоторое время в памяти, обведенное движение запоминается, и одну-две буквы ученик пишет почти без ошибок. Для того, чтобы закрепить правильное движение, в се­редине строки ученик снова обводит образец буквы и пишет да­лее самостоятельно.

Некоторые учителя дают учащимся копировать образцы через прозрачную бумагу, кальку. Обведение через кальку или по точкам психологически имеет то же значение - закрепление правильно­го движения.

Очень важно, чтобы копирование осуществлялось как пись­мо правильными движениями, так как в противном случае оно не дает нужного эффекта и может привести к закреплению не­правильных движений.

4. Воображаемое письмо, или обведение над образцом, пись­мо в воздухе. Этот прием отличается от копировального способа тем, что учащийся опирается не просто на двигательные ощу­щения, но и на зрительно воспринимаемый образец. Если, копи­руя, ученик может не видеть целого, просто вести по линии, то в воображаемом обведении он видит букву как бы через какой- то оптический прибор, пишет реально, но в воздухе. Это помо­гает ученику усваивать как движение, так и правильную форму буквы.

Воображаемое письмо проводится или по написанному учи­телем образцу на доске, или вслед за письмом учителя на доске, по прописям.

Учащиеся могут писать буквы и соединять их вообще без образца, по памяти, писать в воздухе, держа ручку в руке. Такие упражнения оживляют процесс обучения. Недостаток этого прие­ма заключается в том, что учитель не может учесть, каков ре­зультат обведения, повторения движения, насколько точно дети воспроизводят движение и форму образца.

Как копировальный способ, так и воображаемое письмо - это вспомогательные приемы, которые помимо прямого влияния - усвоение движения, восприятие формы - привлекают внимание ученика, вызывают интерес к письму, разнообразят форму обу­чения.

5. Анализ формы букв. Анализ формы буквы может осущест­вляться по-разному. Можно анализировать форму буквы, рас­кладывая ее на составляющие, зрительно выделяемые элементы. Например, можно рассматривать, что буква а состоит из овала и палочки с закруглением внизу. Это только формальный ана­лиз. А если мы разберем эту букву по элементам движения, то увидим, что она состоит из нескольких элементов.

Мы начинаем писать букву а как овал, а когда ведем руку вверх, то пишем уже обычную соединительную линию с тем на­клоном, какой мы всегда употребляем при письме вверх. Это движение и делает первую часть буквы а отличной от овала. Ес­ли мы пишем букву а в соединении, то в этом случае в букве а можно действительно выделить овал, соединительную линию, идущую вверх, и черту с закруглением внизу, то есть она в та­ком случае состоит из трех элементов. Иногда же зрительно вы­деляемые элементы и движение руки совпадают, как это бывает при письме буквы у.

Очень важно научить детей, у которых еще только уста­навливается навык правильного письма, неделимым движе­ниям написания букв.

Некоторые буквы, довольно сложные по форме, пишутся одним неделимым движением, например так пишутся буквы в и б. Нужен ли тогда поэлементный анализ вообще? И как его надо проводить?

Прежде всего нужен анализ элементов движения при пись­ме. Как мы уже отмечали, основными элементами движения при письме являются движение вниз на себя и соединительное дви­жение. Эти движения прослеживаются во всех буквах, например в буквах а, в, у.

Увидеть общее, понять, что при письме вниз у нас всегда один и тот же наклон, а при письме вверх - больший наклон, но во всех соединительных движениях он тоже одинаковый, очень важно для сознательного овладения формой букв. Если учащие­ся анализируют форму букв именно так, у них скорее вырабаты­ваются единый наклон в письме и правильная форма букв. Од­нако эти движения не исчерпывают, конечно, формы букв - это основные, ведущие движения.

Так, например, в букве у строчной эти движения очень от­четливо выступают, однако чтобы изобразить петлю, мы делаем поворот влево, и этим движением образуется специфическая форма петли. Зрительно этот элемент узнается в буквах д, з как петля, выходящая вниз за линию строки.

Учитель должен помнить, что поэлементный анализ не под­меняет собой рассмотрение формы буквы и особенностей ее на­писания. Поэтому учитель вслед за этим объясняет, как писать букву, выделяя основные элементы движения, выполняет осо­бенности формы буквы, размер соотношения элементов.

Таким образом, анализ формы буквы проводится по-разному, в зависимости от того, впервые ли вводится буква, насколько она сложна по способу написания. Если более легкая по форме буква в букварный период идет после написания более сложной (например, л после м), то достаточно провести сравнение с уже знакомой буквой, назвать состав и количество элементов и пре­дупредить возможные и уже известные ошибки в письме этой буквы. Выясняется, на какую букву похожа новая буква, в чем сходство и разница в их письме.

Первый элемент в буквах л и м одинаковый, но в букве л од­на черта с закруглением внизу, а в букве м - две.

6. Одним из приемов обучения графическим навыкам письма можно считать введение в обучение правил, которые учащиеся должны хорошо знать. Это способствует сознательному овладе­нию навыком письма.

Сознательное усвоение особенно необходимо на том этапе, когда навык еще совершенствуется, не стал автоматическим. Знание правил при письме помогает учащимся улучшить свое письмо. Правила при письме должны формулироваться очень кратко, и их должно быть немного. Каждый учащийся должен усвоить эти правила и применять их на практике.

Правила складываются из тех задач, которые ставит учитель перед учениками в процессе письма.

В I классе вводятся сначала правила, касающиеся посадки, положения тетради, затем уже правила,непосредственно свя­занные с процессом письма

1)буквы в словах надо писать с одинаковым наклоном;

2)необходимо писать буквы в словах на одинаковом рас­стоянии друг от друга;

3)писать надо красиво.

Со II класса вводятся такие правила:

 1)буквы в словах следует писать одинаковой высоты (2-е по­лугодие);

 2)слог пишется безотрывно;

 3)писать надо быстро и красиво.

Каждое из этих правил заключает в себе определенное со­держание, например: каким должен быть наклон, за счет чего у нас получается наклон и т. д. Раскрывать это содержание не требуется, если учитель знает, что для учащихся класса это понятно. Иногда же учитель может спросить, что это значит - одинаковое расстояние букв друг от друга, каким приблизитель­но это расстояние должно быть и т. д.

Учитель должен вводить эти правила постепенно. Так, он мо­жет сначала ввести правила написания элементов с одинаковым наклоном. Это правило объясняется уже в добукварный период. Дети уясняют, что такое наклонная линия, что значит писать с наклоном, и повторяют за учителем, что они должны писать прямые, но наклонные палочки. При переходе к письму букв, слогов и слов формулируется правило о наклонном письме.

Затем при переходе к письму предложений вводится правило о равномерной расстановке букв. После того, как объяснены приемы безотрывных соединений букв, формулируется правило о безотрывном письме слога.

Правило «писать надо красиво» является как бы выводом из предыдущих. Что значит писать красиво? Писать чисто, без по­марок, не заходить на поля, стараться писать так, как в пропи­сях, писать ровно и с наклоном, не обводить буквы дважды.

В III классе к этому правилу добавляется требование писать не только красиво, но и быстро.

Не следует вводить правила назойливо, на каждом уроке. Иначе этот прием, направленный на сознательное усвоение на­выков, превращается в свою противоположность: слова не дохо­дят до сознания учащихся.

  7. Важным приемом обучения чистописанию является пись­мо под счет или в такт счету. Этот прием при обучении письму применяется давно. Письмо под счет способствует выработке плавного, ритмичного письма в определенном темпе. Этот при­ем оживляет работу, вызывает интерес к письму. Это вспомога­тельный прием, который не следует применять слишком дли­тельно и постоянно, чтобы не делать работу однообразной.

Счет следует вводить так: основной элемент движения - на себя - пишем под счет «раз-два-три» и т. д., соединительное движение - под счет «и», которое произносим то длиннее, то ко­роче, в зависимости от длины пути. Под счет следует проводить письмо букв, слогов, иногда слов.

  8.  Одним из приемов обучения можно считать прием покат ошибочного написания, для того чтобы дети сами увидели, в чем ошибка, почему буква, слог, слово написаны неправильно, и на­шли ответ, как не допускать таких ошибок. При этом в 1 классе лучше не выносить на доску пример ошибочного написания букв. Детям рекомендуется самим найти у себя ошибку, прове­рить, всели элементы в букве наклонены одинаково. Учитель спрашивает детей, правильно или неправильно они наклонили элементы в букве. Затем можно обратить внимание на то, точно ли расположены буквы между линиями строки или выходят вверх или вниз за линии. Дети поднимают руки и сообщают о том, как они написали. Учитель дает задание - написать сле­дующие три буквы без ошибок. Затем проверяет, как дети со­блюдали расстояние между буквами: чтобы буквы были на оди­наковом расстоянии друг от друга, как в прописях (учащиеся сли­чают с прописями свое письмо).

Во II и III классах общую для многих учащихся ошибку учи­тель выносит на доску, не называя тех, кто допустил ошибку. Например, учитель пишет на доске букву с ошибкой.

Дети сами находят ошибку: петля у буквы отклонилась вле­во, а должна быть написана прямо. Для исправления ошибок можно прописать букву с дополнительными элементами или изобразить основные элементы буквы и дописать букву. Непра­вильно написанная буква обязательно стирается. Вариантов ра­боты с ошибочным письмом (букв, соединений, слов) может быть несколько.

Учитель может применять и еще ряд приемов. Так, для того, чтобы учащиеся сами видели свои недочеты и легко исправляли их при письме букв, одновременно пишутся прямые наклонные черточки. Этот прием способствует самоконтролю при отработ­ке форм букв, наклона:

Сравнивая их написание с письмом буквы, ученик сам видит свою ошибку.

Иногда поэтому учитель просит написать буквы на большем расстоянии друг от друга, чтобы можно было вписать между ними еще одну букву:

Применяются также приемы взаимной проверки. Дети любят оценивать работу соседа и часто хорошо видят чужую ошибку. Учитель должен ориентировать детей не на оценку работы, а на помощь: помочь увидеть недостаток и объяснить, как его испра­вить. При задании взаимной проверки детям дают конкретные задания: проверить, как написан тот или иной элемент буквы, проверить какое-то соединение или расстояние между словами и т. п. От класса к классу задания можно усложнять: проверить, не нарушен ли наклон в предложении, в тексте, на всей страни­це; проверить высоту письма слова, предложения, текста и др.

Кроме этих приемов, можно отметить и некоторые дру­гие, такие как рисование детьми бордюров, штриховка мелких форм и др.

На разных этапах обучения степень применения того или иного приема будет различной, что зависит от уровня овладения навыками письма.

III. Формирование качества письма.

Глядя на образцы письменных работ учащихся, мы отмеча­ем, что у одного учащегося письмо четкое, красивое, аккурат­ное, приятно смотреть на такую работу. У отдельных учеников в письменной работе буквы неровные, наклон колеблется, пись­мо заходит за линию строки, работа плохо читается, так как од­ни буквы похожи на другие. Такое письмо воспринимается как некрасивое, небрежное.

Для того, чтобы письмо было четким, аккуратным, легко чи­таемым, учителю на уроках чистописания и русского языка надо постоянно работать над отдельными его качествами.

К качествам письма можно отнести его четкость и разбор­чивость, равнонаклонность, одинаковую высоту букв, соблюдение строки (снизу и сверху), то есть соблюдение линейности, рит­мичность, правильность соединения букв и плавность письма при достаточной скорости письма. Стремясь выработать у учащихся качества, учитель работает в следующих направлениях:

IV. Анализ элементов шрифта.

Анализ элементов шрифта помогает объяснению учителя и на­хождению общих частей в разных буквах, ссылки на определен­ный элемент буквы (петля, черта с закруглением) помогают бы­строй ориентировке, общению учителя и учеников.

От анализа общности и сложности элементов движения мож­но прийти к делению букв письменного шрифта на группы по их общности и определить характер упражнений в чистописании от более простых движений к их усложнению. Это и будет обу­чением в соответствии с генетическим принципом, то есть раз­витием от простых по исполнению букв к более сложным. В свя­зи с этим буквы по общности входящих в них основных и фор­мообразующих элементов разбиваются на группы, в них можно выделить и подгруппы.

В основу деления на группы берется общность движения по форме, сложность движения и направление его по часовой или против часовой стрелки. В каждой последующей группе изуча­ются какие-то новые элементы движения и повторяются уже изученные в предыдущих группах.

Эту группу составляют самые простые по начертанию бук­вы, включающие основное и соединительное движения. Письмо букв и и ш осуществляется движением против часовой стрелки, в буквах же И, Ш начальный элемент осуществляется движени­ем по часовой стрелке, далее они пишутся так же, как строчные и, ш, то есть движением против часовой стрелки. В эту же груп­пу входят как подгруппа строчные буквы п, т, р, г, в которых преобладает движение по часовой стрелке, однако последний элемент заканчивается движением против часовой стрелки.

Однако работу над формой букв невозможно вести только на основе генетического принципа. Поэтому одновременно с по­вторением букв по группам надо отрабатывать и форму наибо­лее трудных для письма букв, чаще возвращаться к их повтор­ному прописыванию.

При этом надо учитывать, что, находя общие элементы дви­жения в буквах, мы должны учить детей видеть и специфику формы каждой буквы: размер, ширину, пропорции элементов букв, округлость, форму поворота, петли и др.

Категория: Педчтения | Добавил: region56 | Теги: Гай, Педчтения
Просмотров: 15921 | Загрузок: 1571 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Облако тегов

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024