Мир "Гармония"Пятница, 29.03.2024, 08:44

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Нормативно-правовая база [0]
Семинары [0]
Педчтения [26]
Уроки [6]
Внеклассные мероприятия [0]
Проекты [0]
В помощь учителю [0]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 202

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Адамовский район » Педчтения

Театрализованная деятельность как метод активного воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Иванова М.П.
[ Скачать с сервера (28.0 Kb) ] 12.05.2015, 06:47

«Театрализованная деятельность как метод активного воспитания и обучения детей дошкольного возраста»

Иванова Мария Петровна
воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 3
«Солнышко» п. Адамовка

Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решать многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, помогает раскрывать духовный и творческий потенциал ребенка и способствует его адаптации в социальной среде.

Театр - всесторонне развивает ребенка:       

  • формируя знания об окружающем мире;
  • активизируя и расширяя у детей словарный запас, совершенствуя у них звукопроизношение, грамматический строй и навыки связной речи, ее темп и выразительность;
  • развивая у детей психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, воображение);
  • формируя у детей представление о театре как об искусстве, воспитывая у малышей интерес к театрально-игровой деятельности, совершенствуя их музыкальные способности при создании художественного образа;
  • совершенствуя у детей моторику, координацию, плавность, переключаемость и целенаправленность движений;
  • развивая эмоционально-волевую сферу ребенка.

    В детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять, всем видам детского театра, потому что они помогают:

  • сформировать правильную модель поведения в современном мире;
  • повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;
  • познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;
  • дает элементарные представления о видах театра.
  • совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.
  • способствуют развитию игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми, развитию сценического творчества, музыкальных и артистических способностей детей;
  • развивает навыки публичного выступления и творческого содружества.

Именно поэтому одним из направлений своей  работы я выбрала организацию театрализованной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста, уделяя при этом особое внимание построению предметно – развивающей среды.

При построении среды пришлось столкнуться с противоречием: с одной стороны, остро ощущалась ограниченность помещений ДОУ, а с другой – необходимость создания условий для проявления свободной детской активности детей.

Рассматривая возможности создания полноценной среды для развития детей при отсутствии специальных помещений, в ДОУ предусмотрено многофункциональное использование групповых комнат, спален, раздевалок.

При построении развивающей среды особое внимание уделялось соблюдению принципа комплексирования и гибкого зонирования. Дети в группе имеют возможность одновременно заниматься разными видами деятельности

Театральный центр в средней группе представлен разнообразным оснащением для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, маски,  и пр.), разнообразные виды театров (теневой, настольные кукольные, настольные конусные, театр кукол с «живой рукой», пальчиковый, пр.), атрибуты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых, режиссерских игр, игр-драматизаций, а также материал для их изготовления.

Большое и разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет мне использовать её как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, позволяющее решать многие актуальные проблемы педагогического и психологического плана, ведь ребенок, во время театрализованного действа, чувствует себя более раскованно, свободно, естественно, что позволяет эффективнее усваивать познавательную информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений и учиться жить в этом мире, строить свои отношения.

Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал, используя следующие формы организации театрализованной деятельности:

  • Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей,  театрализованная игра на праздниках и развлечениях.
  • Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игра в повседневной жизни.
  • Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли.

В процессе театральной деятельности решается два типа задач:

1 тип - это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллектуальности, а также на развитие коммуникативных особенностей ребёнка, средствами театра.

2 тип - это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.

В своей работе я использую нетрадиционные формы, методы и средства для развития ребенка, включая театрализованную игру во все формы организации педагогического процесса.

Успешность обучения в школе зависит от уровня развития речи. Театрализованные игры входят составной частью в занятия по развитию речи. Театрализованные игры всегда радуют малышей, пользуются у них большой любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Ребята смеются, когда смеются персонажи пьесы, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого сказочного героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Театрализованные игры входят составной частью в занятия познавательного цикла, музыкальные занятия, широко используются при чтении художественной литературы, на занятиях по конструированию, и конечно же, украсят любой праздник. Они развивают воображение и фантазию детей, пополняет словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы.

На занятиях как художественного, так и познавательного цикла в качестве игровой мотивации включаю разнообразные виды театра: кукольный, теневой, пальчиковый, настольный, театр-драматизации и другие. Накопленные знания дети позже активно используют в художественной и самостоятельной деятельности. При организации занятий я с помощью куклы создаю игровую мотивацию продуктивной деятельности детей, даю от лица куклы адекватную оценку продукта деятельности ребенка без риска вызвать его обиду или сопротивление. Занятия познавательного цикла чаще провожу как показ кукольного спектакля, когда персонажи рассказывают: Буратино рассказывает детям о буквах, цифрах; пчелка Мая - о жизни насекомых. А такие персонажи как Незнайка, Шапокляк способствуют установлению обратной связи, помогают стимулировать их мышление, побуждают последовательно рассуждать и доказывать им свою точку зрения. С помощью куклы (Волк, Лиса, Карабас-Барабас)  корректируются реальные ситуации, где произошли нарушения моральных норм, показывают «со стороны» последствия и переживания участников. Кукла помогает установить контакт с ребенком, особенно закрепощенным, эмоционально зажатым. Из опыта работы выявлено, что маленькая кукла вызывает меньше страха и опасений, с ней ребенок быстрее идет на контакт, нежели со взрослым. Я  считаю куклу помощником в решении многих педагогических задач. Обращаю внимание педагогов на то, что для проведения большинства игр не нужно специального оборудования. Самое главное – это желание играть и немного фантазии, и тогда все, что вас окружает, - мебель, посуда, камешки, и листики – может превратиться в какие угодно сказочные элементы.

Если игра для ребенка – это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театрализованная игра – это шаг к искусству, начало художественной деятельности. Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков.

Список использованной литературы

  1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Метод.рекомендации. М., 2009.
  2. Безгина Е.Н. Театральная деятельность дошкольников. М., 2008.
  3. Зацепина М.Б. Организация культурно - досуговой деятельности дошкольников: Метод.пособие. М., 2004.
  4. Зацепина М.Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности. М., 2010.
  5. Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. М., 2006.
  6. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М., 2007.
  7. Мигунова У.В. Театральная педагогика в детском саду: Метод.рекомендации. М., 2009
  8. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. М., 2000
  9. Сорокина Н.Ф. Куклы и дети: кукольный театр и театрализованные игры для детей от 3 до 5 лет. Метод. изд. М .: Обруч, 2012.
Категория: Педчтения | Добавил: region56
Просмотров: 436 | Загрузок: 15 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Облако тегов

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024