«Воспитание творческой личности ребёнка
через сотрудничество классного руководителя
и учащихся посредством организации самоуправления
в классном коллективе»
Учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 8»
г. Гая Оренбургской области
Бурдина Наталья Сергеевна,
первая квалификационная категория
На протяжении многих лет люди размышляют о том, как воспитать творческую личность? В чём секрет успеха? Проводником этих идей является классный руководитель, который реализует технологию педагогического сотрудничества. Что включает в себя понятие сотрудничество? В Общем смысле слова это - способность людей вместе работать для достижения общих целей. С точки зрения психологии - позитивное взаимодействие, в котором цели и интересы участников совпадают либо достижение целей одних участников возможно только через обеспечение интересов и устремлений других его участников.
Суть взаимодействия классного руководителя заключается в том, чтобы он был заинтересован в изучении ребенка, в раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Как классный руководитель, я осуществляю такое взаимодействие через самоуправление. Что означает слово – самоуправление? Посмотрим в словарь: самоуправление – управление делами своими собственными силами в какой-нибудь организации, коллективе. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей. Формирование человека, умеющего строить достойную жизнь в достойном обществе, требует сегодня воспитания и развития таких качеств, как: творческая инициатива; умение ставить цели и достигать их; самостоятельность в решении личных и общественных проблем; ответственность за себя и других. Воспитанию этих качеств во многом способствует ученическое самоуправление, которое обеспечивает необходимую динамику демократических отношений в детской среде, задает реальные возможности гражданского и личностного самоопределения ребёнка. Мечта любого классного руководителя – создать единый, дружный коллектив. А это становится все труднее и труднее. Работа классного руководителя будет более эффективна, если ее осуществлять систематически и всегда помнить, что есть мощное орудие – коллектив детей, ученика воспитывает дух коллектива. Как утверждают многие теоретики, «Самоуправление учащихся – самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решений и его самореализации в интересах своего коллектива. Оно реализуется благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и самоустановкам, сделанным учащимся по отношению к своей деятельности или коллективу». «Детское самоуправление – демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей». Ученическое самоуправление действует по принципу самоорганизации детьми своей деятельности на основе собственных интересов и потребностей, в которой каждый ребенок может определить свое место и реализовать свои способности и возможности. Через различные виды совместной деятельности у школьников вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, закрепляются умения, с одной стороны, брать определенные обязательства и выполнять их, с другой стороны, подчиняться коллективной дисциплине, соотносить личные интересы с групповыми и общественными. В сообществе ровесников, где взаимодействие строится на равных, где реальный статус надо заслужить и уметь постоянно поддерживать, ребёнок вырабатывает необходимые как на сегодня, так и в будущей взрослой жизни коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества. А сознание принадлежности к коллективу и солидарности дает школьнику чрезвычайно важное чувство эмоциональной уверенности, психологической устойчивости, формирует чувство ответственности за себя и других. Самоуправление нельзя взять извне, перенять и перенести из другой школы или класса. Его можно взрастить самим. Оно возникает там, где уже есть предпосылки для совместной деятельности, которую нужно организовать. Именно созданием и организацией предпосылок для деятельности следует заняться на первом году обучения и воспитания, осуществляя наблюдение и изучение детской аудитории, тем самым создавая копилку увлечений, достижений и нравственных качеств. По теоретиков выделяются два уровня самоуправления: личностный и общественный: «Управление собой, своим развитием, характером, своей личной жизнью - это так сказать личностный уровень самоуправления. Что же касается общественной жизни, то главное в ней – самоуправляемая деятельность детей на общее благо. Но совсем нельзя обойтись без общественных поручений – индивидуальных, групповых, коллективных. Иначе деятельность будет носить хаотичный, непредсказуемый характер, а это уже никакое не самоуправление». Структура самоуправления хотя и имеет общие основы, но в каждом классе строится по-своему и сориентирована на конкретных ребят и их совместную деятельность, определяется уровнем развития коллектива. Органы самоуправления должны быть достаточно разнообразными и гибкими, постоянными и временными, обновляемыми и ситуативными. Организационные моменты в самом начале учебного года дают хороший задел, эмоциональный заряд на последующую работу, взаимопонимание и добрый микроклимат в коллективе. Поэтому в сентябре – октябре мы вместе с учащимися обсуждаем следующие вопросы: каждому дело – по душе, законы школьной жизни, дисциплина – свобода или необходимость, свободное время – простор для развития способностей, коллектив и его роль в формировании личности школьника. Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов. Великий русский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Нельзя сводить духовный мир маленького человека только к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребенка были поглощены уроками, жизнь станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но, прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями». Таким образом, целью самоуправления является: воспитание личности с активной жизненной позицией, готовой к принятию ответственности за свои решения и полученный результат на себе, стремящийся к самосовершенствованию, саморазвитию и самовыражению. Задачи в начале организации самоуправления:
- Создание условий для развития лидерских качеств, необходимые для лучшей адаптации учащихся в обществе, их социализации и личностного развития.
- Обеспечение педагогической поддержки лидеров в детском коллективе.
- Формирование знаний и умений основ организаторской деятельности.
- Организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности, вовлекающих обучающихся в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимопониманию.
- Рост культуры поведения учащихся.
Развитие классного самоуправления – дело сложное, требующее работы в течение долгого времени; но предоставлять учащимся власть, конечно, нужно. Своим ученикам я доверяю работу по таким направлениям деятельности, как планирование свободного времени, классная пресса, организация спортивных мероприятий, трудовое воспитание, шефская помощь в работе с учениками первого класса, помощь в проверке дневников, обеспечение правопорядка в классе. Мои ученики, их родители и я - все мы, являемся содружеством «ученик-учитель-родитель» под названием «СМИД (союз мальчишек и девчонок»), девиз которого: «Вместе мы – сила. Каждый день – это маленькая жизнь». Классное самоуправление – это серьезно. Наш класс имеет все атрибуты: герб, песню, законы, заповеди, правила. Высший орган самоуправления класса – классное собрание. Форма правления в классе – ученический совет. Наиболее важные вопросы мы решаем на классном собрании. Главное назначение классного собрания – обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в организации деятельности учащихся класса, роли первичного коллектива в жизни школы. Главные функции классного собрания – стимулирующая и организующая. Результатом работы собрания являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе. В практике нашей работы мы проводим собрания разных типов:
1. Тематические, посвященные определенным проблемам жизнедеятельности класса.
2. Рабочие, на которых обсуждаются организационные вопросы (утверждение плана, текущие вопросы, подведение итогов за конкретный период времени, обсуждение документов, регулирующих жизнь класса и поступков ребят), заслушиваются и анализируются выполнение общественных поручений.
3. Традиционные, связанные с традициями класса, школы, отчетные и выборные собрания.
4. Совместные с родителями (в решении, например, вопросов подготовки экскурсии, похода, определении перспектив в деятельности коллектива).
5. Экстренные (внеочередные), когда какие-то вопросы необходимо обсудить и решить немедленно.
Проводятся классные собрания один раз в месяц. Но если школьники собираются вне плана для решения вопросов – это свидетельствует о неформальном проведении классных собраний и ученическом самоуправлении. Следует учесть, что не все вопросы, вынесенные на собрания, можно предусмотреть вперед на год, многое будет подсказано текущими делами. На собрании дети учатся демократии, общению, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности. Я учу ребят порядку проведения собрания, умению его вести, слушать своих товарищей, просить слова, участвовать в обсуждении вопросов, вырабатывать коллективно решения и голосовать за их принятие, то есть учу демократичному проведению собраний. Самоуправление класса имеет свою структуру: мэр класса, заместитель мэра (выборная должность), министерства различного вида деятельности. Мэр класса (заместитель мэра): обеспечивает дисциплину и порядок в классе, отвечает за дисциплину. Министерство образования: проводит рейды по проверке дневников, учебных принадлежностей, участвует в проведении предметных недель, олимпиад, интеллектуальных конкурсов, викторин, организует проектную деятельность. Министерство культуры: организует досуг учащихся, участвует в подготовке и проведении школьных и городских мероприятий. Организует выпуски классной газеты, плакаты, поздравительные телеграммы, фотографии. Министерство спорта: организует пропаганду здорового образа жизни, физкультуры и спорта, участвует в городских и районных акциях и соревнованиях, организует школьные соревнования, конкурсы, дни здоровья. Министерство здравоохранения: организует контроль над соблюдением правил личной гигиены, работу по пропаганде здорового образа жизни, участвует в соответствующих акциях и мероприятиях. Министерство труда: следит и несет ответственность за сохранность школьного имущества, участвует в дежурстве по школе. Главное - помочь ученикам организовать самоуправление и научить их в нем работать, постепенно предоставляя все больше самостоятельности, подсказывая при необходимости. Данную систему работы я апробировала на протяжении четырёх лет. Все ребята очень разные. Есть дети, которые ни к чему не имеют стремления, есть робкие и отважные, ленивые и очень старательные. Есть дети, разум которых невозможно разжечь никакими сильными впечатлениями, а есть такие, которые все схватывают с полуслова или намека. В классе встречаются такие слабые детские души, которые никаким предметом или делом заинтересовать невозможно, и поэтому часто приходится решать задачу со многими неизвестными. А сколько возникает неформальных ситуаций. Везде приходится балансировать между четкими обязанностями и сиюминутной ситуацией. Поэтому мне приходиться строить так, чтобы ученики умели интересы общества ставить выше личных. Чтобы они обладали острым чувством долга, ответственности, жили по законам совести и коллектива. Работа с классом строится по принципу: «Не согласен – критикуй, критикуешь – предлагай, предлагаешь – внедряй!». Выработался определенный стиль отношений с детьми и родителями: Не запрещать, а направлять. Не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора. Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов. Используя в работе разнообразные формы, средства, я стараюсь использовать предоставленное школе право на самостоятельность, творчество, поиск, право на собственное лицо! Педагог должен уметь поставить ребенка в ситуацию, из которой ребенок должен искать выход сам. Педагог должен составить карту лидерских качеств, успехов и умений каждого ребенка и умело вводить их в деятельность. Нужно уметь улавливать характер связей, отношений, взглядов, желаний разных детей, уметь уловить их групповые интересы. Идти на поводу у детей также бесполезно, как и насильно навязывать им собственные представления, ценности, рецепты.
Ежемесячно учащиеся совместно со мной проводят КТД не только для ребят своего класса, но и для первоклассников. Много заботы проявляют они и о своей школе. Это, например, дежурство по школе, благоустройство школьного здания и окружающей местности (создание проекта «Школьный двор»). Стараюсь воспитывать в них активную гражданскую позицию, чтобы в будущем они смогли найти своё место в жизни, стали творцами своей судьбы. Смогли адаптироваться в современных условиях. В наше время всё чаще и чаще можно наблюдать такую картину. Всю инициативу по устройству судьбы ребёнка берут на себя взрослые. А дети безропотно плывут по течению жизни, полагаясь на знания и жизненный опыт своих деятельных родителей. Сначала садик, потом школа, затем институт и жизнь. Взрослые решают за детей, как и чем им заниматься. Но, на мой взгляд, инфантилизм стал неотъемлемой чертой нашего общества. В целях обеспечения деятельностного подхода в воспитании я построила работу в классе так, чтобы инициатива в любом мероприятии исходила не от меня, а от учащихся. Смысл ученического самоуправления в современной школе заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основами демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе. Участие в самоуправлении поможет учащимся сформировать у себя навыки демократизма, умение самостоятельно действовать, нестандартно мыслить, принимать решения и осуществлять их. Деятельность министерств предполагает появление новых связей, новых форм взаимодействия учеников начальной школы с учащимися среднего и старшего звена, усиление их взаимовлияния, требует от педагога, в частности, более квалифицированного и вдумчивого руководства и влияния. Меняются характер, стиль взаимоотношений, они становятся более демократичными и строятся не только на основе взаимного доверия и уважения, но и взаимной требовательности.
Неотъемлемой частью работы классного руководителя является диагностика. Для полной картины состояния уровня развития самоуправления и его влияния на развитие коллектива представляю некоторые результаты диагностик, проведённых за 4года обучения.
Социометрия: Лидеры - 4 человека; предпочитаемые – 7 человек; принятые – 14 человек. (по сравнению с предыдущими результатами количество лидеров увеличилось на 1). Работа в группах самоуправления помогает регулировать взаимоотношения в коллективе, тем самым мешая возникновению изолированных и незаметных детей.
Уровень воспитанности: высокий уровень – 6 человек, хороший уровень – 8 человек, средний уровень – 9 человек (кол-во проверяемых – 23 человека). Отсутствия низкого уровня воспитанности показывает положительную динамику развития коллектива, становления нравственных качеств личности.
Результаты диагностики мотивации учения «Почему ты учишься?» внутренний мотив – 16 человек, внешний положительный – 10 человек. Большая часть класса имеет внутренний мотив учения, что говорит о формировании осознанного отношения к поставленным задачам, о способности самим ставить перед собой цели и находить пути их достижения.
Удовлетворённость учащихся и родителей школьной жизнью: Удовлетворённость учащихся и родителей своей работой, работой классного руководителя и работой школы остаётся на должном уровне благодаря вовлечению самих ребят в дела класса и школы, не смотря на некоторые сложности.
Результаты диагностики «Методика изучения развития классного коллектива» по Золотухину: уровень высокий.
Классное руководство – это не работа, это образ жизни. Во взаимодействии и взаимоотношениях с воспитанниками должно быть меньше формализма, больше человеческого общения. Не воспитывать ребят, а жить с ними совместной деятельностью тот отрезок времени, который вам выпало быть вместе. У каждого ребенка есть определенные способности и таланты. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство со стороны нас, взрослых.
Литература:
- Коротов В.М. Самоуправление школьников. - 3-е изд., доп. и перераб. -М. : Просвещение, 1981. - 208 с.
- 4. Крупская Н.К. Школьное самоуправление и организация труда // Пед.соч. -М., 1959, Т.3.
- Караковский В. Зачем в школе детское самоуправление// Восп. работа в шк. – 2003. - № 4).
- Кабуш. В.Т. Ученическое самоуправление. – Мн.: «Полымя», 1998).
- Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. – М.: ВЛАДОС, 2002).
- Рогаткин Д.В.. Школьное ученическое самоуправление
- Рогаткин Д.В. Программа «Новые технологии школьного ученического самоуправления». М., «Владос», 2002 – 160 с.
- Образование в сфере прав человека в школе. Сборник материалов. – Юниорский союз «Дорога», Петрозаводск, 2003 – 68 с.
- Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. – М.: ВЛАДОС, 2004. – С. 214 -227.
Рогаткин Д. Службы примирения в системе школьного самоуправления. // Воспитательная работа в школе. №4, 2005. – С. 51-56.
|