Мир "Гармония"Четверг, 28.03.2024, 15:46

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Нормативно-правовая база [0]
Семинары [0]
Педчтения [2]
Уроки [0]
Внеклассные мероприятия [0]
Проекты [0]
В помощь учителю [0]

Наш опрос
Как часто вы используете компьютер на уроке в начальной школе в течение года?
Всего ответов: 198

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Домбаровский район » Педчтения

Способы формирования УУД на уроках истории и обществознания. Жантлисова Я.В.
[ Скачать с сервера (202.2 Kb) ] 12.05.2015, 08:58

«Способы формирования УУД на уроках истории и обществознания»

Жантлисова Яна Викторовна
учитель истории и обществознания

высшая квалификационная категория

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование  универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями  выступает как  способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. 

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В узком ( психологическом) - совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. 

Функции универсальных учебных действий включают:

 - обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

-  создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена  поликультурностью общества и высокой  профессиональной мобильностью;

-  обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

УУД должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного образовательно-воспитательного процесса.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.

Универсальные учебные действия (компетенции) тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.

Виды универсальных учебных действий

Четыре блока:

1) личностный; 2) регулятивный 3) познавательный; 4) коммуникативный.

Личностные УУД – направлены на самоопределение личности, осмысление и нравственное оценивание своей и чужой деятельности, ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

В первую очередь это формирование действий смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом-продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется.

Пример – связывание исторических событий с событиями современности позволяет учащимся осознать, что причин многих современных событий уходят корнями в глубокое прошлое и «без знания истории нет знания настоящего».  Так, при изучении темы «Присоединение Украины к России» в 7 классе мы обратились к последним событиям и учащиеся попытались объяснить исторические причины происходящего на Украине.

Для формирования действий нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, у учителя истории и обществознания один из самых больших арсеналов средств и способов действия.

Мне бы хотелось остановиться на таком приеме в работе учителя как постановка моральных дилемм. Я использую этот прием не только как учитель-предметник, но и как классный руководитель. После просмотра кинофильма «Интерстеллар» мы обсудили одну из главных идей фильма, заложенную его создателями в форме моральной дилеммы – выбор главного героя между личным счастьем и выживанием всего человечества.

Для формирования ориентации учащихся в системе моральных норм и ценностей УМК по истории предлагают широкий выбор различного текстового материала. Мне бы хотелось остановиться на работе с текстом УМК «Сферы».

Познавательные УУД направлены на познание мира и решение задач (поиск, отбор и структурирование информации, построение высказывания, анализ, сравнение, классификация, доказательство и гипотеза, причинно-следственные связи).

Мне бы хотелось познакомить вас с некоторыми приемами работы учителя, которые вызывают у учащихся особенный интерес.

Для формирования знаково-символических действий, включая моделирование, умения структурировать знания, устанавливать причинно-следственные связи и построение логической цепочки рассуждений я использую на уроках работу с символьными схемами. Обычные однотипные схемы по-разному воспринимаются учеником и учителем. Учитель видит в схеме свернутую информацию, которой он уже владеет, школьник же еще только должен овладеть ею и прочно усвоить. На мой взгляд, гораздо удобнее использовать знаки-символы, выражающие смысл изучаемых явлений.

При работе с символами я делю схемы на экономические, социальные, политические, культурные и внешнеполитические для того, чтобы учащиеся могли четко различать проблематику разных сфер.

Применяться схемы такого рода могут различными способами. Например, при объяснении нового материала (Фрагмент работы по теме «Внешняя политика Д. Донского» ПИШ №10, 2009).  Символьные схемы могут применяться и при организации самостоятельной работы учащихся на уроке.

 Также для формирования таких действий как осуществлять расширенный поиск информации, создавать модели и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий я использую познавательные задачи, которые позволяют оживить исторический процесс, ведь каждый вопрос – это маленькая страничка живой истории. Правила просты-формулировка вопроса должна быть предельно лаконична, обязательно наличие ниточки, потянув за которую учащиеся придут к ответу, отсутствие прямой зависимости от изучаемого материала (уравниваются шанс отличника и «не отличника»). Например, В истории Руси существовали различные денежные единицы – куны, ногаты, рубли, гривны, алтыны, полтины. Предположите, как стала назваться новая денежная единица, когда на монетах впервые появилось изображение Святого Григория Победоносца, пронзающего копьем зверя?

В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка). Для того чтобы сформировать у учащихся такие УУД как умения выделять ориентиры в новом учебном материале и  устанавливать целевые приоритеты учителю может оказать существенную помощь используемый УМК.

Например, работая с учебником Л.Н.Боголюбова «Обществознание. 5 класс», М, «Просвещение», 2013 обращаю внимание учащихся на раздел «Школа», стр.49

- Предположите, в чем главная идея темы?

- Какова структура темы, почему авторы решили расположить материал именно так?

- Какие темы вы бы добавили?

Коммуникативные УУД направлены на понимание других людей и их эффективное взаимодействие и обеспечивают:

- социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности,

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Для того, чтоб учащиеся могли формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать собственную точку зрения и отстаивать свою позицию не враждебным образом на своих уроках я использую прием социоконструкции, т.е. групповое создание продукта через согласование индивидуальных эскизов. Например, работа в четверках «Создание портрета счастливой семьи» с добавлением необычного мнения – «Мне кажется, что семья похожа на ветку помидор. Есть большие и маленькие, больные и здоровые, спелые и зеленые, но все равно все растут на одной ветке».

Работа в группе дает возможность учащимся устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации при решении различных коммуникативных задач. Методов и приёмов работы в этом направлении в арсенале каждого педагога огромное количество. Но мне бы хотелось уделить внимание еще одному приему, используемому мной на уроках. Работа «Нарисуй портрет соседа». Правила просты – не обижаться, ваш сосед не художник. Таким образом формируется групповой портрет ученического коллектива и чувство принадлежности к определенной группе.

Результат освоения предметных УУД  по обществознанию (6Б кл 2013-2014гг):

Сравнительный анализ предметных УУД учащихся по истории:

 

Классификация терминов

Составление плана по тексту

Применение хронологических знаний на практике

Извлечение информации  из источников разного типа

 

выполнило

не выполнило

выполнило

не выполнило

выполнило

не выполнило

выполнило

не выполнило

6«Б»

17

9

21

5

18

8

21

5

6«Г»

0

22

4

18

15

7

14

8

С целью отслеживания результатов формирования метапредметных УУД в течении года проводятся диагностические контрольные работы, результаты которых показывают, где учащиеся испытывают определенные затруднения:

-  не умеют или нечетко следуют инструкции;

- не знают правил выдвижения гипотезы и условий проведения эксперимента;

- не умеют письменно оформлять собственную точку зрения;

- аргументы учащихся не выходят за рамки текста;

- с трудом понимают и выстраивают логику схемы.

Результаты диагностики и пути преодоление затруднений учащихся обсуждаются на заседаниях ШМО и РМО.

"Ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель.... Но учитель может совершить больше, нежели завоеватели и государственные главы. Учителя могут создать новое воображение и освободить скрытые силы человечества".    (Н. Рерих)

Категория: Педчтения | Добавил: region56
Просмотров: 883 | Загрузок: 30 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Облако тегов

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024