Мир "Гармония"Пятница, 29.03.2024, 09:52

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Нормативно-правовая база [2]
Семинары [9]
Педчтения [109]
Уроки [12]
Внеклассные мероприятия [3]
Проекты [2]
В помощь учителю [1]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 202

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Гай » Педчтения

"Формирование речевой компетенции как одно из условий самореализации младших школьников в процессе обучения русскому языку" Чернышева Т.А.
[ Скачать с сервера (72.5 Kb) ] 09.02.2010, 11:00
Формирование речевой компетенции как одно из условий самореализации младших школьников в процессе обучения русскому языку
Учитель начальных класса МОУ «Гимназия» г. Гая
Оренбургской области Чернышёва Т.А
 
     В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. В программе модернизации Российского образования говорится о необходимости введения компетентностного подхода в образовании и формировании отдельных компетенций. Это связано с тем, что традиционные подходы в обучении нужно дополнять такими, которые связаны со способностью человека эффективно действовать за пределами учебных программ и учебных ситуаций.
     Процесс обучения есть всегда обучение деятельности: либо предметно-практическим действиям (например, простейшим трудовым действиям, практическому общению на уроках, либо умственным действиям).
     Обучать деятельности – значит делать учение мотивированным, учить ребёнка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства её достижения (т.е. оптимально организовать свою деятельность), помочь ребёнку сформировать умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
     Учитель не должен просто «натренировать» ребёнка в выполнении каких-то операций, приёмов. Эти операции должны быть учеником осмыслены и приняты, он должен уметь самостоятельно выбирать наиболее подходящие приёмы решения учебных задач, или находить свои собственные не встречающиеся способы действия. В связи с этим я стараюсь эффективно использовать в работе активные методы обучения, как проблемные, включающие в себя проблемные ситуации, частично-поисковые, эвристические, а также учебный диалог. Эффективными являются интерактивные методы, когда внимание учитель акцентирует на творческий поиск и на самостоятельное решение определённой проблемы.
    В своей работе я применяю технологию личностно-ориентированного образования, так как она предполагает реализацию как компетентностного так и деятельностного подходов в обучении младших школьников. Деятельностный подход есть основа концепции развивающего образования в любом её варианте (будь это система Занкова Л.В., Эльконина Д.Б., Давыдова В.В. или любой современной учебно-методический комплект: «Школа 2100», «Начальная школа 21 века», «Гармония», «Школа России» и другие.
     Я работаю по учебно-методическому комплекту «Планета знаний». Это комплект учебников, в которых полностью реализован новый государственный образовательный стандарт и воплощены идеи модернизации российского образования. Комплект по русскому языку состоит из учебника, рабочих тетрадей и методического пособия. Авторы учебника русского языка Т.М.Андрианова (1класс) и Л.Я.Желтовская (2-4 класс).
     Целью курса русского языка – это совершенствование речевой деятельности детей. Одна из главных особенностей программы и учебника – направленность. Это проявляется в следующем:
- у детей формируется умение общаться в устной и письменной форме, строить высказывании разных жанров;
- школьники учатся чтению учебной книги, обращению к ней, как к источнику знаний;
- изучение каждой из сторон языка, во-первых, направляется коммуникативным мотивом (выявляется значение того или иного языкового средства, смысл и причины соблюдения определённых правил его использования), а во-вторых, способствует осознанному применению в речевой практике полученных знаний;
- обращается пристальное внимание на значение изучаемых единиц языка, ребята учатся умело использовать их в речи.
   Принцип вариативности содержания данного курса образовании предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения русскому языку. Немаловажную роль при реализации содержания курса грают принципы вариативности содержания, установление межпредметных и внутрипредметных связей.
     Принцип вариативности реализуется через выделение инвариантного минимума образования и его вариативной части. Инвариантная часть каждого урока содержит новый материал и задания на его первичное закрепление. Вариативная часть предусматривает изучение материала, который позволяет мне расширить знания детей более высокого уровня по данной теме. Здесь содержатся задания на дополнительное закрепление основного материала урока, а также задания предоставляющие возможность применить полученные знания в нестандартных ситуациях. Ярким примером подобных заданий являются те, которые отмечены условным значком «интеллектуальный марафон».
     В вариативной части представлены также задании, дифференцированные по уровню сложности, и творческие задания. Вариативная часть предлагает организовать проектную деятельность учащихся, что позволяет детям выйти за рамки учебника, расширить свои знания (представить проект ученика). Дети с огромным интересом готовят презентации творческих работ, защищают проекты, обсуждают практические задания. И всё это способствует формированию и развитию всех видов речевой деятельности. Они учатся говорить, рассуждать, общаться, выступать перед аудиторией.
     С первых уроков обучения русскому языку я уделяю речевой деятельности. Тема первых уроков «О даре речи». Здесь я давала представление детям о роли языка слов в жизни человека, умение общаться, познавать мир. Дети рассуждали по таким темам: «Зачем человеку слово дано», «Родной язык наш – русский», «Особенности устной народной речи». На этих уроках мы с ребятами вспоминаем и уточняем знания о речи и речевом поведении, которыми они уже владеют.
     В разделе «Мастерская слова» - учимся пересказывать и создавать тексты.
     1) Например, я даю детям задание:
- прочитайте начало истории. Представьте, что могло произойти далее: Однажды с нами случилась такая история. Мы ходили в лес по грибы. Не успели зайти за деревья, как
- Придумай своё окончание
     2) Подскажи словечко:
                                       Белые лебеди в небе живут.
                                       По небу лебеди плавно плывут.
                                      Белые пёрышки вьются слегка.
                                     Здравствуйте, лебеди - … (облака)
- Какие слова помогли вам догадаться, что речь идёт не о лебедях-птицах?
- Какие загадки об облаках ты знаешь?
- Попробуй своё перо, пофантазируй, кого (или что) ещё могут напоминать облака. У тебя обязательно получится.
- Сочини стихи или загадки про облака
Дети с удовольствием выполняют задания и у них получаются замечательные загадки и стихи
     В конце каждой темы есть задание, которое помогает ученикам выделить то главное, над чем шла работа, и они сами дописывают тему, над которой работали. Я считаю, такие задания позволяют формировать у детей умение по заголовку, по началу, предполагать характер сообщения, его тему, дальнейшее продолжение. Таким образом, дети учатся пересказывать и создавать тексты, знакомятся с жанрами сочинений, которые будут необходимы в реальной жизни. Обучение жанрам веду постепенно о простого к сложному. Большую помощь оказывает учебник, в нём даны темы: «Язык, речь, общение», где я учу детей понимать и быть понятыми, узнавать лексические значения слов, знакомлю с группой слов, имеющих общее значение.
     Красной нитью через эти уроки проходит работа по воспитанию у детей элементарных норм поведения из раздела учебника «Ежели вы вежливы». Дети учатся культуре общения, культуре обращения с родным языком. В ходе такой работы мы с детьми формулируем некоторые правила:
- вдумывайся в значения слов и сам точно подбирай слова при выражении своих мыслей и чувств;
- произноси слова внятно, пиши правильно;
- узнавай секреты русского слова и умело используй их при построении речи.
     Здесь же ведём работу над пословицами, поговорками: читаем, выясняем, чему учит пословица
- Коротко и ясно, от того и прекрасно.
- Хороша верёвка длинная, а речь короткая.
- Не пером пишут, а умом.
     Развитие речи детей проходит на протяжении всего курса: пополняется словарный запас, вводятся слова, требующие толкования с использованием словарей, дети учатся использовать в своей речи слова с различными лексическими оттенками, раскрывать смысл пословиц, фразеологических оборотов, крылатых выражений, отгадывать загадки, подбирать рифмующие слова. Дети составляют предложения из заданной группы слов, дополняют заданные слова недостающими до полного предложения, составляют устные рассказы и записывают тексты, составленные по картинкам. Таким образом, они учатся первоначальным навыкам написания сочинений. (прочитать сочинения детей по наблюдениям «Первый снег»)
     Я считаю, значительный вклад в развитие речи детей вносит систематическая работа в паре. Прежде чем начать работу, обращаю внимание детей на памятку. Такая работа позволяет развивать устную речь: умение задавать вопросы и отвечать на них, вступать в диалог. Дети учатся умению адекватно воспринимать и использовать речь – осваивают коммуникативную функцию языка.
     Значительное место в данном курсе отводится развитию информационно грамотности. Я учу детей умению работать со словарями, энциклопедиями и другой справочной литературой. Первоначальное знакомство со справочными материалами осуществляется на страницах учебника (толковый, этимологический, орфографический, орфоэпический – все словари расположены в конце учебника, что очень удобно для детей).
     Связать в единое целое языковое и речевое содержание курса помогает реализация деятельностного подхода в соответствии с которым организация учебного процесса на уроке, выстраивание системы упражнений осуществляется с учётом структуры любого вида сознательной деятельности человека: мотив, цель, замысел, ориентировка, планирование, реализация, контроль. Примером может служить система формирования стержневых коммуникативно-речевых умений: ставить коммуникативные задачи (сообщить, узнать, спросить, побудить, согласиться, отказать, попросить, поздравить и прочее); осознавать замысел высказывания (зачем говорю); ориентироваться в условиях общения в речевой ситуации (с кем, кому говорю, при каких обстоятельствах); планировать речевые действия: при создании высказывания намечать ход развития мысли, выбирать тип речи (повествование, описание, рассуждение), жанр, стиль (что скажу), при восприятии речи уточнять задачу восприятия по отдельным деталям предполагать ход развитии мысли говорящего (что и зачем услышу); выражать и развёртывать мысль (что говорю); целенаправленно воздействовать на собеседника в зависимости от речевой задачи (как говорю); осуществлять контроль за речью (оценить соответствие замыслу, выявить и уточнить непонятное и прочее).
     Использование деятельностного подхода помогает переориентировать обучение с усвоения и запоминания готовых форм знаний на процесс их получения и функционирования; формировать ведущие общеучебные умения и навыки, в частности навыки слушания, чтения, говорения, письма, поиска информации в разных источниках, особенно в словарях разного типа, навыки организации учебной деятельности.
     И в заключении, я хочу сказать, что овладение языком, речью – нужное условие формирования социально-активной личности. Умение говорить убедительно, ясно, точно и коротко, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться нужно каждому. Поэтому, одной из более принципиальных задач на современном этапе обучения учащихся, считаю развитие речевой деятельности. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово – половина счастья».
Категория: Педчтения | Добавил: region56
Просмотров: 2790 | Загрузок: 309 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Облако тегов

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024