Председателю городской
экспертной комиссии
Бусарову Ю. Н.
МОУ «СОШ № 3»
г. Гая
заявка
Просим разрешить организовать опытно – экспериментальную работу на базе начальных классов МОУ «СОШ № 3» по проблеме: «Управление апробацией и внедрением информационно- коммуникативных технологий в образовательно – воспитательный процесс МОУ «СОШ № 3» как средство достижения нового качества образования» с учетом следующих направлений:
- для начальной школы - «Информационно- коммуникационная компетенция в условиях реализации УМК «Гармония»;
- для основной школы – « Информационно- коммуникационные технологии как основа проектирования жизненно – образовательной траектории всех субъектов образовательно-воспитательного процесса
(учитель – ученик – родитель)»;
- для старшей школы – «Информационные технологии в личностно – гуманитарной парадигме: профильное обучение как средство самоопределения к карьере».
На современном этапе функционирования и развития МОУ «СОШ № 3» наиболее востребованным является управление изменением для создания стартовых условий, а именно организация опытно - экспериментальной работы по УМК «Гармония». Научным руководителем реализацией УМК «Гармония» является Виноградова Елизавета Павловна к.п.н., доцент кафедры АГТ и МОМ ОГТИ (филиал ОГУ), г. Орска.
Научным руководителем работы по проблеме: «Управление апробацией и внедрением информационно- коммуникативных технологий в образовательно – воспитательный процесс МОУ «СОШ № 3» является Гладышев Геннадий Михайлович к.п.н., доцент кафедры управления образованием ИПК и ППРО ОГПУ.
За последнее время кардинально изменились приоритеты в обучении.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
В «Концепции модернизации образования РФ» ключевым принципом является приоритет интересов личности и удовлетворения личностных потребностей.
Объективная обусловленность модернизации школы предопределяется изменениями социального заказа со стороны общества, который формируется не только государством, но и семьей. Образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Решить такие задачи в рамках традиционной начальной школы очень сложно, так как внутри образования возникли существенные противоречия, которые не позволяют школе получать ожидаемые результаты.
В настоящее время начальная школа находится на этапе модернизации и обновления содержания образования. В связи с этим в системе начального обучения интенсивно развивается вариативность образовательных программ и учебно–методических комплектов.
Изменения происходящие в образовании не могут не повлиять на учителя, который должен оставаться личностью несущей знания. Для того, чтобы оставаться таким человеком необходимо постоянно самосовершенствоваться, идти в ногу со временем. Тогда мы сможем научить ребенка учиться, не бояться экспериментировать, добывать знания и применять их на практике.
Учебно-методический комплект «Гармония» для четырехлетней начальной школы создан на кафедре методики начального обучения Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова.
Входящие в комплект учебники, учебники-тетради и тетради с печатной основой являются результатом многолетнего научно-методического поиска путей совершенствования начального образования, который осуществлялся авторами комплекта.
В связи с этим первой особенностью комплекта «Гармония» является его направленность на преодоление объективно сложившегося разделения традиционной и развивающих систем обучения на основе органичного соединения подтвердивших свою жизненность положений традиционной методики и новых подходов к решению методических проблем.
Вторая особенность комплекта находит выражение в методическом воплощении в нем основных направлений модернизации школьного образования (гуманизации, гуманитаризации, дифференциации, деятельностного и личностно-ориентированного подхода к процессу обучения).
Одной из главных задач авторов комплекта « Гармония» явилась разработка способов организации учебной деятельности младших школьников, обеспечивающих комфортные условия для развития ребёнка в процессе усвоения знаний, умений и навыков, соответствующих учебным программам и требованиям начального образовательного стандарта.
В учебно-методическом комплекте « Гармония» реализованы: способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с её решением, самоконтролем и самооценкой; способы организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознания причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.
Цель нашего исследования:
Теоретически обосновать, экспериментально проверить и практически доказать сформированность информационно-коммуникационной компетенции учителя как средства достижения нового качества образования.
Гипотеза: достижение нового качества образования средствами информационно- коммуникационных технологий будет успешным, если:
-разработана система взаимодействия и преемственности результатов внедрения информационно- коммуникационных технологий по ступеням образования: начальной, основной и старшей;
-УМК «Гармония» является стартовым условием для формирования информационно – коммуникационной компетенции учителя начальных классов;
-жизненно образовательная траектория ученика определяется уровнем профессиональной компетентности учителя;
-профильное обучение является средством самоопределения к карьере личности выпускника и карьерного роста учителя;
-деятельность учителя будет характеризоваться изменениями содержательных, мотивационных и операционных компонентов;
-создана эмоционально- ценностная установка на овладение информационно- коммуникационной компетенцией;
-сформирована потребность активного взаимодействия учитель- ученик – родитель;
-создана система творческих заданий стимулирующих и обеспечивающих направленность учителя и учащихся на развитие информационно- коммуникационной компетенции.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить степень проблемы в философской, психолого – педагогической, методической литературе, определить понятийный аппарат исследования.
2) Раскрыть сущность информационно- коммуникационной компетенции.
3) Определить структуру и содержание процесса развития информационно- коммуникационной компетенции во взаимодействии учитель – ученик – родитель.
4) Опытно – экспериментальным путем проверить сформированность информационно- коммуникационной компетенции.
5) Разработать рекомендации по внедрению в практику учебно – воспитательного процесса школы информационно- коммуникационных технологий.
Объектом исследования можно считать – информационно- коммуникационную компетенцию.
Предметом исследования – процесс формирования информационно- коммуникационной компетенции.
Сроки проведения эксперимента:
сентябрь 2007 – май 2011года.
Первоначально разработан план мероприятий на 2007-2008 учебный год по реализации УМК «Гармонии» в образовательно – воспитательном процессе школы.
|