План- конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе.
Тема урока: СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Цель: 1.Научить детей моделировать словосочетания и уметь отличать их от слова.
2. Развивать умение устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетаниях.
3. Воспитывать любовь к родному слову,бережное отношение к родной природе.
Ход урока:
1.Оргмомент.
2.Проверка домашнего задания.Работа с компьютером.На экране выведены тесты по русскому языку с пропущенными орфограммами.Дети вставляют пропущенные буквы и компьютер определяет правильность ответов.В конце работы итог и надпись: «Молодец,работу выполнил на отлично!» или «Тебе нужно еще немного постараться!»
3.Проверка орфографии завершена,проверим правила.
Девочки дают ответ на вопрос: «Что такое синтаксис?»
Мальчики ответ на вопрос: «Что такое пунктуация?»
Данная работа проходит письменно в тетрадях самостоятельно.
4.Устная работа.Разделить текст на предложения и расставить знаки препинания.
Лес уже сбросил листву дни наступили пасмурные тихие настоящие дни поздней осени не слышно шума деревьев шелеста листвы на голых сучьях повисли капли росы
5.Новая тема:
Язык неистощим в соединении слов.
А.С.Пушкин
Сравните: дом деревянный дом
Кирпичный дом
Большой дом
Деревенский дом
Городской дом
Родной дом
Чужой дом
Что вы можете сказать о слове и сочетании слов?
Словосочетание более точно называет предмет,чем слово.
Далее идет работа в тетрадях-справочниках. Весь материал по теории данного вопросы представлен в презентации.
Основные слайды: Что такое словосочетание.
Главное и зависимое слово.
Грамматическая связь между словами в словосочетании.
Именное и глагольное словосочетание.
ЗАПОМНИ!!!
Словосочетанием не являются: а)сочетание подлежащего и сказуемого;
б)однородные члены предложения.
По хмурому дождливому небу плыли тучи.
Тучи плыли, хмурому дождливому—это не словосочетания.
6.Закрепление материала.Выделить словосочетания из текста,помня о правиле.
Шумели листья , облетая.
Лес заводил осенний вой…
Каких-то птичек серых стая
Кружилась по ветру с листвой.
.
Выписать словосочетания,задать вопрос от главного к зависимому слову,поставить стрелку,крестиком обозначить главное слово.
7.Физминутка: руки на пояс поставьте в начале,
Влево и вправо качните плечами.
Вы дотянитесь мизинцем до пятки,
Если достали, все в полном порядке.
(эти упражнения можно повторить несколько раз)
8.Работа по рядам.На листочках написаны слова,которые нужно преобразовать в словосочетания.Ученики согласуют слова в роде,числе,падеже.Передают листок друг другу,победит тот ряд,который быстрее выполнит задание,при этом учитывается правильность.Если допускается ошибка,снимается один балл.
Сверкали в (трава)
На (ясный) небе
(родной) края
Зовет к (ты)
Маленький (мышь)
(раскидистая) тополь
Подошли к (река)
(свинцовый) тучи
9.Коллективное задание.Дети читают текст спропущенными орфограммами и по одному называют ту букву,которая пропущена в слове.После этой работы дети цепочкой называют словосочетания из предложений,при этом повторяя правило,что не является словосочетанием.
Ноябрь-предзимний месяц.Он со…диняет глубокую осень с зимой.
Ноябрь – нач…ло ненастий. Еще м…р…сят зат…жные д…жди, но уже кружится в воздухе белый сн…жок. Сне… пятнами лож…тся в д…лине.),укр…шает д…ревья,кусты.Все ч…ще ст…ит непогода.Природа замирает в ож…дании зимы.
10.Подведение итогов урока.Вывод о проделанной работе,оценивание ответов учащихся.Домашнее задание.
|