Мир "Гармония"Воскресенье, 19.05.2024, 13:53

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Нормативно-правовая база [2]
Семинары [9]
Педчтения [109]
Уроки [12]
Внеклассные мероприятия [3]
Проекты [2]
В помощь учителю [1]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 202

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Гай » Педчтения

Деятельностный подход как способ формирования коммуникативных УУД на уроках литературы. Сенацкая Н.Н.
[ Скачать с сервера (181.5 Kb) ] 05.05.2015, 09:56

«Деятельностный подход как способ формирования
коммуникативных УУД  на уроках литературы»

Учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ  №10» г. Гая Оренбургской области,
Сенацкая Наталья Николаевна,
первая  квалификационная категория

Одна из основных целей уроков литературы – активизация познавательного интереса школьников к художественному произведению и личности автора. А для этого необходимо использовать активные формы обучения. Перед учителем стоит главная цель - дать учебный материал в рамках школьной программы не в готовом виде, а создать  условия для реализации деятельностного подхода обучения. Для повышения мотивации обучения  мною выбраны технология  проектной деятельности, формирующая  и совершенствующая коммуникативные УУД школьников.  Проектная деятельность при этом является той качественной основой, которая может реализовать гуманистический подход к обучению, так как способствует формированию раскрепощенной, творческой личности, деятельность которой направлена на воплощение своих идей. Любой вид проекта отличает чётко обозначенный с самого начала результат проекта. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, с определением функций каждого участника.

К сожалению, приходится признать нам, учителям литературы, что при изучении поэтических произведений нередко возникают перед учителем трудности. Причины в том, что большая часть учеников  не любят стихотворения,  не понимают символы, образы, ритмику, учениками владеет чувство страха перед тем, что опять надо «зубрить» и учат стихи ради оценки. Продолжая поиск способов повышения мотивации к изучению поэтических произведений, я заинтересовалась созданием проектным методом виртуальных экскурсий. Экскурсия сопровождает нас всю жизнь, являясь прекрасным преподавателем и соблюдая незыблемое познавательное правило: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Педагогический же потенциал образовательных экскурсий огромен: именно образовательные экскурсии дают подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развития наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, являются одной из форм сочетания обучения с жизнью, с практикой, важным средством активизации учебного процесса. В процессе коллективной экскурсионной деятельности у молодежи формируются умения коллективно действовать, «вживаться» в окружающую среду как природную, так и социальную. 

Рассмотрим,  как в ходе организации проектной деятельности идёт развитие коммуникативных способностей учащихся. В моей учительской копилке имеется разработка проекта «Заочная  экскурсия: Музей-усадьба Ф.И.Тютчева. Село Овстуг. «У истоков».Были созданы группы: «Экскурсоводы», «Литературоведы», «Оформители», «Чтецы». Нашлись ребята, которые  готовили индивидуальные сообщения с презентацией.

Перед учащимися для успешной подготовки стояли задачи:

  • договориться между собой;
  • выработать общую стратегию решения поставленных задач;
  • распределить обязанности;
  • осуществлять взаимопомощь.

Каждая группа планировала и согласованно выполняла совместную работу, проявляя навыки нахождения,  обработки, систематизации и презентации информации, решая поставленную проблему посредством обращения к источникам, выходящим за рамки школьной программы по разным источникам литературы и Интернет-ресурсов.

 Прослеживались следующие основные коммуникативные УУД и коммуникативные действия:

  • умение слушать и вступать в диалог;
  • участвовать в коллективном обсуждении;
  • планировать учебное сотрудничество с учителем и с сверстниками;
  • определение цели;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
  • владение монологической и диалогической формами речи;
  • умение формулировать собственное мнение и позицию;
  • умение приходить к общему решению совместной деятельности,
  • умение строить высказывания.

Успешная работа началась благодаря налаженному партнёрству: «учитель-ученик», «ученик-ученик», «учитель-группа». Каждый ученик становится активным участником общения, его взаимодействие с учителем можно назвать сотрудничеством, которое выстраивается на деятельностном подходе к обучению.

«Экскурсоводами» осуществлялся подбор «экспонатов», на которые необходимо обратить внимание. «Экспонат» подвергался групповому обсуждению. Его обсуждение должно быть мотивировано: как конкретно он характеризует изучаемую тему, чем важен  и значим для понимания источников вдохновения поэтического творчества Ф.И.Тютчева.

 

 «Экспонат», помещённый в экспозицию, представляется во время экскурсии. Например, «гости» музея проходят в комнату Эрнестины, чей портрет-главное украшение комнаты. В углу этажерка, на полках которой размещены объёмные альбомы с гербариями. Эрнестина многие годы жизни увлекалась сбором гербария. И вот в одном из них уже внуки поэта под двумя сухими цветками - бессмертника и анютиными глазками - обнаружили запись по-французски: «Генуя 24 ноября 1837 года», сделанной рукой владелицы альбома. Это плавный и красивый переход к повествованию о второй жене Тютчева, о её роли в жизни и творчестве поэта - результат совместного обсуждения группы. Особенно хочется отметить, что ребята большое внимание уделяли внутренним качествам людей, окружавших поэта.

 Рекламный буклет.

«Оформители» выпустили рекламный буклет экскурсии, «операторы» оформили красочную презентацию, «литературоведы» исследовали тематику и проблематику поэтики Тютчева, систему образов, источники вдохновения, историю создания стихотворений, строки которых звучали во время экскурсии.

Работа захватила всех. Продукты проектной деятельности: презентации, буклет, заочная экскурсия.

В конце экскурсии группы писали отзыв в Книгу отзывов музея - это тоже можно назвать продуктом проектно–исследовательской деятельности.

Таким образом, включение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность создаёт условия для оптимизации работы по формированию коммуникативных УУД и развития коммуникативной активности учащихся. Не исключается практическая значимость проекта – данный проект может быть реализован на других уроках по литературе по теме «Лирика Ф.И.Тютчева».

В ходе проектно-исследовательской деятельности учащиеся учатся:

  • адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач;
  • строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая  его аудиовизуальной поддержкой);
  • владеть диалогической формой коммуникации, используя средства и инструменты ИКТ;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
  • учитывать разные мнения и стремиться к общему решению в сотрудничестве.

Таким образом, целенаправленная работа по формированию коммуникативных УУД через организацию проектной деятельности помогает достижению   предметных и метапредметных результатов, требуемых ФГОС. 

 

  Список литературы и Интернет-ресурсов

1.Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, №8-9, с.151-157

  1. Савенков А.И. Творческий пооект, или Как провести самостоятельное исследование // Школьнные технологии.-1998.-№4-С.144-148.
  2. Мочалов Н.М. Методы проблемного обучения и границы их применимости / Н.М.Мочалов- Казань: Таткнигоиздат, 1979 ,- 282с.
  3.  Социальная сеть работников образования nsportal.ru http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/08/27/formirovanie-kommunikativnykh-uud-na-urokakh-literatury
Категория: Педчтения | Добавил: region56
Просмотров: 483 | Загрузок: 7 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Облако тегов

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024