Художественный труд в условиях дополнительного образования
Попова Татьяна Ивановна,
педагог дополнительного образования
первой квалифицированной категории
МАУДОД ЦДТ «Радуга»
Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определяющее значение. От того, как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его судьба. Об этом ярко и образно говорит народное творчество: пословицы, поговорки, сказки. Большое внимание трудовому воспитанию уделяется в народной педагогике. О важности трудового воспитания написано много философских, психологических и педагогических работ. В истории воспитания и образования общества созданы уникальные системы, в основе которых лежит трудовое воспитание.
Однако в школах, занятия ручным трудом, по традиции отнесены к категории “второстепенных” предметов, хотя уроки труда не только занимательны, но и очень полезны для общего развития ребёнка. У детей младшего школьного возраста обычно отмечается отставание практических умений от интеллекта, и поэтому, ребёнка можно и нужно учить самостоятельному выполнению доступных ему практических заданий.
«Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.
Трудовая деятельность делится на несколько видов – это умственный труд, технический труд, обслуживающий труд и художественный труд.
Художественный труд – это творческая, социально мотивированная деятельность, дающая детям младшего школьного возраста возможность максимально реализовать свои интересы и желания. У детей появляется возможность создавать забавные игрушки, фигуры, сувениры и подарки для близких людей.
Художественный труд - это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребенок осваивает инструменты (ножницы, степлер, иглу),
Цель моей работы
Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей младшего школьного возраста, посредством художественного труда.
Задачи:
1. Познакомить детей с нетрадиционной техникой обработки различных материалов.
2. Формировать интерес к выполнению творческих работ разными материалами и способами.
3. Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
4. Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
5. Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
6. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей.
7. Воспитывать чувства формы, ритма, симметрии.
8. Воспитывать уважение к своему труду и труду других людей.
В своей практике, на занятиях с детьми, я особое внимание уделяю освоению нетрадиционных техник работы с бумагой разной фактуры (цветной картон и бумага, салфетки, фольга, гофрированный картон, фантики от конфет, старые журналы, газеты, влажные салфетки, пеньковый шпагат, пряжа, ленты), не редко в сочетании с тканями, природным материалом.
Техника работы с бумагой, используемая мной в работе с детьми, различна: оригами, квиллинг, аппликация, объемная аппликация, торцевание, плетение жгутов из бумажных салфеток.
Образовательный цикл делю на три этапа: знакомство с материалом и его свойствами; обучение техникам и приемам; изготовление поделки.
Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает воображение.
Художественный труд позволяет подготовить руку ребёнка к письму, а именно формировать и совершенствовать мелкую моторику рук. Материалы, используемые для поделок, очень разнообразны. А главное - они доступны детям. Работа с ними удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Особое удовольствие получают дети, рассматривая результаты своего труда - готовую поделку, аппликацию, композицию. Я стараюсь систему работы выстраивать по принципу от простого к сложному, более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняются. Это даст возможность предотвратить перегрузку ребенка, освободить его от страха перед трудностью, приобщить к творчеству.
Я свою работу строю на принципах раскрытия личности и индивидуальности ребенка, свободно без нажима со стороны педагога, основанного на самовыражении ребёнка, на сотрудничестве, с использованием гуманных методов и приемов. Поощряю ребенка за самостоятельные мысли и действия; не мешаю желанию ребенка сделать что-то по-своему; уважаю точку зрения воспитанника, как творца, как художника, какой бы она ни была; не навязываю свою идею, наоборот пытаюсь понять логику творческого воображения ребенка; создаю ситуацию в педагогическом процессе, провоцирующую ребенка к новым идеям.
Итак, художественный труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умению планировать свою работу. Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично. Педагог может решать в процессе труда вопросы эстетического воспитания детей: учить их видеть красоту окружающей природы, красоту творений, созданных руками человека, а также
привить любовь к красоте. Формировать художественный вкус, творческое воображение. Воспитывать бережное, экономное отношение к материалам.
Литература:
1.Конышева Н.М. Чудесная мастерская. - М.:LINKA-PRESS, 2012.
2.Комаров В.В. Психолого-педагогические предпосылки развития творческой активности учащихся //Школа. – 2000. - №2.
3.Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности/ А.А. Мелик-Пашаев. - М, 2003.
4.. Мелик-Пашаев А.А. Ступеньки к творчеству /А.А. Мелик-Пашаев// Искусство в школе. - М, 2005.
5.. Моляко В.А. Техническое творчество и трудовое воспитание.-
М.: Знание, 2003.
6.. Падалко А.Е. Задачи и упражнения по развитию творчества.-
М.: Просвещение, 2001.
|