Гражданственность и гражданская идентичность: преемственность понятий в стандартах нового поколения
Учитель истории МОУ «СОШ №3» г. Гая Оренбургской области Кико О.Н.
Идея гражданственности человека, социальной значимости гражданских качеств остается одной из основополагающих при создании и функционировании государства. В одних случаях понятия «гражданственность» и «политическая культура» признаются близкими по значению, идентичными, в других случаях под гражданственностью понимается практическая сторона политической культуры, в третьих гражданственность толкуют как духовно-нравственные качества людей.
Что же такое гражданственность? В процессе толкования этого понятия возникает немало трудностей. Они обусловлены исключительной сложностью явления и неопределенностью категории. Главная трудность – это отсутствие единой трактовки и научного обоснования термина «гражданственность», который на повседневном уровне всем понятен.
В «Толковом словаре великорусского языка» В.И. Даля приводятся два значения понятия «гражданин»: «городской житель, горожанин, посадский» и «член общины или народа, состоящего под одним общим управлением; каждое лицо или человек из составляющих народ, землю, государство». А «гражданственность» раскрывается как «состояние гражданской общины; понятие и степень образования, необходимые для составления гражданского общества».
В характеристике «гражданских доблестей», которые Даль определил как «мирные и миротворные; честь, любовь и правда» прослеживается специфика понимания гражданственности в России, состоявшая в акценте на духовно-нравственных объединяющих началах
Понятия «гражданин» и «гражданственность» были актуальны для России, так как они традиционно были наполнены революционно-демократическим содержанием (А.И. Герцен, А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов). Мыслители России видели в гражданине человека, любящего свое Отечество, готового отдать жизнь в борьбе за Россию, счастье людей, борца против всех форм социальной несправедливости. В советский период ХХ века одной из важнейших целей государства было воспитание человека, борца, революционера, сознательного труженика. В решении этой задачи, в разработке теории и практики воспитания граждан участвовали многие известные педагоги: П.П. Блонский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др.
Американский исследователь Дж. Зевин, рассуждая о связи патриотизма и критического мышления, пришел к выводу, что гражданственность – это способность человека критически оценивать как ситуацию в обществе, так и решения правительства. Такой подход предполагает возможность для личности делать свой выбор, основанный на знании, образованности, просвещении. Ю.Н.Никифоров и А.Н.Скалина в работе «О понятии "гражданственность”» обращают внимание на коренное отличие западного и российского понимания данного слова. В нашем понимании акцент делается на духовно- нравственных объединяющих началах, в западном же контексте гражданственность трактуется как «просвещенный патриотизм» (Дж. Зевин), т.е. приоритет отдается знанию юридических, политических, моральных норм и их применению.
Одно из главных качеств, вершина проявления гражданственности – это внутренняя готовность человека служить высшим целям, быть источником и движущей силой нравственного совершенствования общества.
Исходя из исторической традиции, можно сформулировать следующее определение гражданственности: это совокупность убеждений и взглядов, предполагающая, с одной стороны, высокую степень независимости и самостоятельности индивидуальных суждений об обществе, с другой – нерушимую социальную солидарность, выражающуюся в участии человека в жизни социума. Гражданственность проявляется в виде индивидуального поведения, но опосредуется социокультурной обстановкой, следовательно, может быть развита в соответствии с внешней волей.
На разных этапах развития общества гражданственность понималась как:
- общественно-государственный патриотизм, т.е. сознание и чувство принадлежности к многонациональному государственно-организованному обществу, включающее в себя уважение к государству, конституции, законам, государственным символам, готовность защищать государственный строй,
- классовая, пролетарская солидарность, самоотверженность, сознательность и организованность в борьбе за приближение коммунизма;
- интегративное качество, позволяющее человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным
Гражданственность в современном обществе выполняет важные функции:
Первую из них можно назвать мобилизующей, то есть формирующей у людей активное отношение к действительности. В ее рамках и под ее влиянием формируется гражданское общество.
Вторая функция — направляющая, связанная с целеполаганием и придающая устойчивость действиям личности, гражданских объединений.
Наконец, третья функция — регулирующая, то есть определяющая реакции на внешнее воздействие, на характер общественных связей и отношений.
Понятие гражданственности включает в себя:
- понимание своих прав и свобод и умение использовать их на практике в рамках уважения прав и свобод других граждан;
- личную ответственность за свой выбор и свое поведение, осознание необходимых юридических и моральных обязательств перед обществом и государством;
- действенное и критическое отношение к социальной реальности на основе свободного личного выбора, моральных убеждений и побуждений, идеалов равноправия граждан и суверенитета народа по отношению к власти;
- способность вести позитивный диалог с властью, другими гражданами и гражданскими объединениями; - осознание своей гражданской идентичности – принадлежности к стране, обществу и государству, их правовому, культурному и языковому пространству.
Таким образом, понятие «гражданственность» состоит из компонентов: знания, качества, позицию, ценности, действия, т.е. во многом совпадает с понятием «политическая культура».
Приведем подробную характеристику гражданских качеств, составленную на основе теоретических исследований:
- гражданский долг как осознанная система гражданских требований общества и государства, вызванных потребностями социальной необходимости и конкретными целями и задачами исторического этапа развития;
- гражданская ответственность как свойство личности, характеризующееся стремлением и умением оценивать свое поведение с точки зрения пользы или вреда для общества, соизмерять свои поступки с господствующими в обществе требованиями, нормами, законами, соотносить потребности с реальными возможностями, руководствуясь интересами социального прогресса;
- гражданская совесть как способность личности к самоконтролю, проявляющемуся в виде осознания, переживания личностью своего отношения к нормам социальной среды, общества и соответствия своих поступков этим нормам;
- гражданская активность как мера участия человека в решении общественно значимых задач, проявляющаяся в отношении к обществу, труду и собственности, к другим людям, к самому себе; уважение и принятие прав и обязанностей;
- гражданское сознание как способ отношения к объективной действительности, опосредованный соответствующей формой деятельности человека;
- уважение к законам государства как способность воспринимать законы и готовность к их выполнению;
- чувство патриотизма и интернационализма как специфическое чувство любви к Родине, деятельность, направленная на служение интересам Отечества, при уважении суверенитета и национальной гордости других народов; адекватное отношение к делам государства и делам собственным как способность человека с одинаковой мерой ответственности относиться и к тем, и к другим;
- чувство личной свободы как способность личности иметь убеждения, правильно отражающие ее личные и общественные интересы, и возможность поступать в соответствии с этими убеждениями; гражданское достоинство как совокупность гражданских качеств человека, а также оценка этих качеств самой личностью и общественным мнением;
- политическая культура как качество духовно-практической деятельности человека, в которой реализуются его взгляды, убеждения, нормы, ценности;
- единство гражданского сознания и поведения как качество человека, характеризующее его принципы, способность к деятельности на основе своих убеждений.
Гражданственность – это стержень личности, вокруг которого строятся все ее остальные параметры. Человеку для его становления в качестве гражданина необходимо получить систему политических ценностей, идей, в которые он может верить, и ориентаций в политической среде, которые позволят ему адаптироваться в ней. Формирование гражданственности личности представляет собой перевод общественных норм в структуру личности, интериоризацию понятий о власти, Отечестве, гражданском долге.
Итак, изучение источников информации позволило выделить сущность понятия «гражданственность». Слово это за 200-летнюю историю (встречается еще в толковом словаре В. И. Даля) так и не перешло в разряд сугубо научных терминов. Современные российские ученые рассматривают гражданственность следующим образом: интегративное качество личности, совокупность личностных знаний гражданина, убеждений, намерений и действий в согласии с обществом и на благо его.
Актуальность формирования гражданственности школьников в современном обществе подчеркивают многие ученые. Поиск оптимальных условий формирования гражданственности школьников, позволяющей ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособной личностью и вопросы формирования.гражданственности стали предметом исследования Р.А. Дормидонтова, Л.В. Кузнецовой, А.Н. Иоффе, Е.В. Симоновой, А.С. Гаязова, Л.Н. Боголюбова Е.Е. Вяземского и др.
Основные документы, определяющие государственный заказ на формирование гражданственности:
- Ст. 14 Закона РФ «Об образовании»
- Концепция модернизации российского образования до 2010 года (2002 г.);
- Государственная программа «Гражданское образование населения Российской Федерации на 2006-2010 годы» (разработана в 2005г. по инициативе Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и общественных объединений в соответствии с Конституцией и законодательством РФ в сфере образования, а также с учетом рекомендаций международных организаций в данной области);
- Информационно-методическое письмо Министерства образования РФ от 15.01.2003 № 13-51-08/13 «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации»
В России действуют организации, разрабатывающие и распространяющие технологии гражданского образования, рекомендации по формированию гражданских качеств. Наиболее активно работают:
- Центр гражданского образования на базе АПК и ПРО
- Центр «Гражданин XXI века», Санкт-Петербург
- Международный центр образовательных инноваций, Санкт-Петербург
В Российской Федерации приняты Государственные программы гражданского образования на 2001-2005 и 2006-2010 годы. Государственная программа «Гражданское образование населения Российской Федерации на 2006-2010 годы» определяет цель гражданского образования в современных условиях: «формирование гражданских качеств личности на основе адаптации ценностей демократии к ценностям отечественной культуры».
Приоритетными целевыми группами являются: дети, молодежь, работники образования и социальной сферы, представители неправительственных организаций, государственные и муниципальные служащие.
Назовем основные задачи, сформулированные в Программе.
- закрепление в содержании образования таких ценностей как права и свободы человека, инициативное и активное участие в жизни общества, уважение к истории и культуре народов Российской Федерации, ответственность, толерантность, мир, отказ от насилия, межкультурный диалог и т.п.
- обучение основам жизни в демократическом обществе и правовом государстве, правам человека и свободам человека и гражданина, культуре мира, воспитание толерантности, социальной активности и ответственности.
- выработка и реализация единой государственной политики в области гражданского образования в Российской Федерации, содействующей формированию демократической гражданственности в современном российском обществе и закрепляющей в содержании образования такие ценности, как права и свободы человека, мир, демократическое участие в жизни общества, уважение к истории Российской Федерации и ее народов, ответственность, толерантность, отказ от насилия и межкультурный диалог является актуальной задачей.
- взаимная адаптация ценностей демократии и отечественной культуры с учетом национальных и региональных особенностей и традиций народного самоуправления, что создаст возможность преодоления авторитарных доминант политической и правовой культуры, укоренения демократических ценностей и процедур. - обращение к традиционным ценностям национальных культур, которые сохраняют свою актуальность в меняющемся мире.
Система гражданского образования в Российской Федерации предусматривает деятельность образовательных учреждений всех типов и видов; массовую работу, направленную на формирование гражданственности.
Авторы программы учитывают принятые в 2002 году рекомендации Совета Европы странам-участницам о развитии национальной политики в области гражданского/демократического образования; в числе которых - «выделять базовые навыки демократической гражданственности, особенно социальные, коммуникативные, жизненные навыки и навыки участия; использовать в интересах гражданского образования возможности школьного уклада, неформального и скрытого содержания образования, социальное окружение».
Полный текст статьи вы можете скачать с сервера
|