Мир "Гармония"Пятница, 19.04.2024, 15:38

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Нормативно-правовая база [0]
Семинары [0]
Педчтения [26]
Уроки [6]
Внеклассные мероприятия [0]
Проекты [0]
В помощь учителю [0]

Наш опрос
Как часто вы используете компьютер на уроке в начальной школе в течение года?
Всего ответов: 198

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Адамовский район » Педчтения

Развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы на уроках. Музафарова С.Б.
[ Скачать с сервера (47.3 Kb) ] 12.05.2015, 07:57

Развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы на уроках

Музафарова Сауле Бухарбаевна,
учитель начальных классов МБОУ
« Майская средняя общеобразовательная школа»
Адамовского района Оренбургской области

Развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной работы с младшими школьниками. Раньше главной целью начального образования считалось обучение чтению, письму, счету, а критерием успешности был уровень знаний, умений и навыков младших школьников. Одной из важнейших целей начального образования является формирование учебной деятельности: формирование такой ключевой компетенции, как умение учиться на основе усвоения универсальных способов деятельности.

ФГОС НОО устанавливает требования к результатам обучения по 3 группам: предметные, метапредметные, личностные. Если представление о предметных и личностных результатах обучения любой учитель начальных классов имеет, то метапредметные результаты пока освоены недостаточно. Метапредметные результаты включают в себя навык видеть проблему, формулировать ее и творчески решать. Это предполагает владение учащимися исследовательскими умениями:

-осмысливание задач, выявление проблемы, выдвижение гипотез;

-умение наблюдать, экспериментировать;

-установление причинно-следственных связей;

-умение классифицировать, сравнивать, анализировать и обобщать ранее изученное;

-самостоятельно или с помощью взрослых объяснение и доказательство новых фактов, явлений, закономерностей;

-умение находить несколько вариантов решения, выбирать наиболее рациональный;

-умение формулировать выводы;

-умение оценивать собственную работу исследовательского характера, а также работу товарищей.

Как известно, исследовательскими умениями овладеть можно только в результате учебно-исследовательской деятельности. Будем понимать под учебно-исследовательской деятельностью учащихся - деятельность по исследованию различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких к научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей младших школьников.

Внедрение с 2011-2012 учебного года новых ФГОС  делает учебно-исследовательскую деятельность, как фактор формирования метапредметных результатов, чрезвычайно актуальной.

В процессе включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность перед учителем встаёт проблема организации решения учебно-исследовательских задач при различном уровне развития исследовательского опыта учащихся. Разрешить данную проблему позволяет, как показал опыт, индивидуальный подбор приемов и форм работы с учебным материалом, в которых ученики смогли бы проявить и обогатить имеющийся у них на данный момент исследовательский опыт.

В процессе работы детям оказывается индивидуальная помощь и поддержка. Активно используются групповые формы работы.

Есть 3 способа объединения в группы:

  • в группе объединяются дети с одинаковым уровнем развития исследовательского опыта;
  • в группе работают ученики с различным исследовательским опытом;
  • случайный способ.

При случайном способе формирования групп усиливается самоорганизация учащихся (лидер выбирается самостоятельно, правила общения устанавливаются по договоренности).

Возможны следующие варианты совместной работы в группе:

  1. Группа выполняет общее задание, но каждый делает свою часть   работы независимо друг от друга.
  2. Задание делится на части и назначается ответственный за последовательное  выполнение каждой части.
  3.  Дети в группе все вместе выполняют общее задание (с последующей проверкой или презентацией).

Индивидуальная работа при организации исследовательской деятельности не исключается, и предполагает:

- решение исследовательских задач в рамках домашнего задания;

- решение исследовательских задач, как самостоятельная или проверочная работа в классе;

- пилотное выполнение задания по карточке (вместо фронтальной работы) с последующим предъявлением результатов классу и их обсуждением;

-презентацию с сообщением (реферат) во внеурочное время.

Рассмотрим возможности развития учебно-исследовательской деятельности учащихся на разных предметах.    

Исследовательский метод может быть применим и как один из аспектов изучения литературного произведения. Выбирая направление исследования, можно обратиться к анализу языка произведения, его художественного своеобразия, истории создания. Возможно учебное исследование с выходом на сравнительный анализ двух или нескольких произведений. Можно обратиться к творчеству одного и того же автора или сравнить произведения разных писателей, работающих над одной темой или в одном жанре.

В духе исследовательского метода достаточно часто предлагаем ученикам исследовательские и творческие задания, проводим уроки-исследования.

При изучении устного народного творчества на уроках литературного чтения мы проводили сравнительный анализ народных сказок. Сравнили русскую народную сказку «Теремок» с украинской сказкой «Рукавичка» и получили представление о «бродячем сюжете». При сравнении русской народной сказки «Теремок» с пьесой-сказкой Сергея Михалкова увидели отличие народной сказки от литературной, отличие сказки от пьесы. Вот сколько возможностей для исследования даёт, казалось бы, самая простая детская сказка.

 «Береза – символ России» – эта фраза заинтересовала учащихся 3 класса, показалась им не до конца понятной. Мы предложили ребятам самим разобраться. Так возник проект «Люблю березку русскую». Дети с интересом читали пословицы, поговорки, произведения поэтов и писателей о березах. Они узнали, что береза – лекарственное растение, и какую пользу приносило оно в годы Великой Отечественной войны.

 На уроках русского языка организовываю три вида исследования:

– исследование словарного слова;
– исследование текста; 
– исследование фразеологизма.

Исследования на уроках русского языка не менее увлекательны. Мы часто предлагаем учащимся роль исследователя при изучении нового материала. Но особенно нравятся детям уроки – исследования одного слова, когда учащиеся исследуют его с разных сторон науки о языке.

В 1-2 классах работа над словом проходит фронтально. На уроке мы вместе с детьми собираем информацию о слове. Дети работают с большим интересом. Они подбирают и составляют загадки, рисуют, придумывают ребусы. А в 3-4 классах преобладает самостоятельная исследовательская творческая деятельность ученика или группы), ребятам предлагается самостоятельно собрать всю информацию о слове. После урока – исследования слова «Доброта» дети решили пополнить наш классный словарь словом «Дружба». Они не только работали с разными словарями, но и собирали пословицы и поговорки о дружбе, стихи и песни на эту тему, рассмотрели три типа дружбы по возрастным категориям (детскую, юношескую, взрослую).

Такая работа выходит за рамки одного урока и требует много времени и подготовки. Безусловно, эта деятельность сближает ребенка с родителями. Проявление заинтересованности, помощь с их стороны советом, информацией – важный фактор поддержки мотивации. А когда ребенок видит, что его родители разделяют с ним его интересы, он счастлив вдвойне и его стремление создать проект лучше возрастает.

Ребенок, изучивший что-либо, часто стремится рассказать об этом другим. Поэтому этап представления школьником своей работы пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершенным. Докладчик старается изложить суть исследования точно, ярко, доходчиво, используя все свои достижения.

Результаты нашей работы уже видны. Все ученики в классе – активные читатели школьной, поселковой библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию и осветить поставленный перед ними вопрос.

В исследовательской деятельности возможно установление межпредметных связей: литературное чтение и русский язык; литературное чтение и окружающий мир и т.д. Это вызывает наибольший интерес со стороны учеников, так как в одной работе они могут соединить разные, как им казалось, не связанные между собой предметы.

В выполнении исследовательской деятельности учащихся младших классов немаловажную роль играет учитель. Главное, он должен всегда помнить, что эта работа должна быть нацелена не на результат, а на процесс. Важно заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен. Основная роль учителя в исследовательской деятельности – ввести учащихся в проблемную ситуацию, доступную для понимания, заинтересовать. Работа эта начинается с того, чтобы пробудить постоянный интерес ребенка к учебной деятельности. Можно использовать:

– загадки, ребусы, логические задания;
– игровые моменты;
– игры-путешествия;
– ролевые игры 

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером. Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в «помощники». Ребёнок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу. Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняется, что нужно. Готовый материал мы вместе оформляем, и ребёнок готовится выступать на одном из уроков. Естественно темы таких работ должна быть заранее продуманы учителем, а дети должны получить положительный результат.

Вообще для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу учащимся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников. С целью отражения организации учебно-исследовательской деятельности на уроках математики во втором классе, в рабочей программе в разделе знания умения навыки и универсальные учебные действия (ЗУНы и УУД) были выделены исследовательские умения и выделена графа «Методические приемы создания проблемной ситуации».

При подготовке учебной программы на очередной учебный год необходимо выделить темы,  содержание которых, во-первых, способствовало бы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся; во-вторых, имелся бы определенный ресурс времени на изучение этого содержания, который бы позволил в случае неудачи не допустить пробелов в знаниях учащихся. Прежде всего, мы выделили выполнение арифметических действий (сложение, вычитание, умножение, деление) с переходом в другой разряд, от двузначных к трехзначным, многозначным. Кроме того, выдвинутым требованиям соответствовало геометрическое содержание курса математики второго класса. И, наконец, так называемые нетрадиционные темы (выбор, операции, графы) элективного курса по математике.

По нашему мнению, нетрадиционное содержание математического образования младших школьников особенно благотворно влияет на формирование исследовательских умений. Во-первых, оно носит достаточно абстрактный характер, чтобы дети чувствовали приближение к теоретическим глубинам математики. Во-вторых,  визуализация нетрадиционного содержания соответствует возрастным особенностям детей, которым важно потрогать, нарисовать, раскрасить.  В–третьих, нетрадиционное содержание снимает консервативный подход к математике, где только считают, усвоенный учащимися до школы. В–четвертых, это содержание является пропедевтикой формирования вероятностного мышления, что соответствует вероятностной модели мира.

При изучении элементов логистики тема «Сети линий. Пути». Проблемная ситуация создавалась не по актуализированному, а вновь изученному материалу. Учащимся было предложено рассмотреть явление (составить маршрут) с различных точек зрения.

Учащиеся, работая в группах, смогли составить и обосновать  четыре различных маршрута (то есть выдвинули гипотезу и доказали её).

Они осознали, что для того, чтобы научиться перемещаться по сетям линий, находить нужные пути, важно знать по какой линии идешь, через какие точки проходишь и какие линии пересекаешь. И составили свои собственные маршруты в соответствии с заданием: самый короткий, самый длинный, проходящий через цветочные площади и станции, проходящий через фруктово-ягодные станции и площади.

Вероятностное мышление младших школьников начинает формироваться через обучение строить деревья выбора (возможностей). Проблемную ситуацию создали, используя прием: конкретное  задание.

Составьте из цифр 2, 5, 4 все варианты трехзначных чисел, в которых цифры не повторяются.

Докажите,  что повторов нет.

(Варианты,  предложенные детьми  записываются на доске)

254,  542,  452,  245,  425

-Все ли варианты различны (дети: например только у двух чисел на первом месте стоит цифра 4, но последние цифры в них разные, значит они не повторяются)

-А нет ли других вариантов? Как доказать? Подумайте.

Учащиеся,  работая в группах, пришли к выводу: Чтобы доказать, нужно иметь правило, алгоритм, схему.

-поищите, сформулируйте гипотезы.

Дети в группах самостоятельно ищу решение, формулируют гипотезы. После формулирования правильных или близких гипотез, учитель обращается к графу «дерево возможностей», чтобы визуализировать гипотезу для обсуждения и окончательного построения.

 

 

-Какова цель нашего урока? (узнать правила подбора вариантов)  

Рефлексия показала, что практически все дети оценили себя карточкой    «+», что означает: дети освоили умение подбора вариантов через составление «дерева возможностей». 

  На основании проведённой работы можно сделать выводы:   на уроках с традиционным содержанием включение учащихся в учебно-исследовательскую деятельность лучше всего осуществлять, используя такие приемы:  формулирование проблемной задачи с противоречивыми данными, побуждение  к сравнению, обобщению, сопоставлению фактов. При этом формируются исследовательские умения: рассмотрение разных вариантов, умение наблюдать и экспериментировать.

При  знакомстве с геометрическим материалом лучше всего опираться на приемы: конкретизации, побуждение к сравнению, обобщению. При этом подходе формируется умение устанавливать причинно-следственные связи, что является пропедевтикой решения геометрических задач в старших классах.

На уроках с нестандартным содержанием для создания проблемных ситуаций лучше всего использовать такие приемы: побуждение  к сравнению, обобщению, сопоставлению фактов, рассмотрение их с различных точек зрения,  подведение к противоречиям. При этом учащиеся осваивают исследовательские умения: формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, находить несколько вариантов решения.

В течение 2009-2013 учебных годов проводился мониторинг (контрольные тесты, педагогическое наблюдение, индивидуальные задания и др.) освоения учащимися исследовательских умений и навыков по двум параметрам: результат рефлексии конкретного урока и использование в других ситуациях (в урочное и внеурочное время).

Таким образом, лучше всего были освоены умения: формулирование проблемы, цели, классифицирование, сравнение, анализ, выбор наиболее рационального способа, умение наблюдать, экспериментировать. Но самостоятельное применение их в других ситуациях вызывает затруднение у многих учащихся. Особенно таких: выдвижение гипотезы, проведение эксперимента, объяснение явлений, фактов.

 

 

Выводы, сформулированные в работе, подтвердились при проведении открытых уроков для коллег (учителей начальных классов), учителей-предметников.

Таким образом, приобщение к учебно-исследовательской деятельности имеет обширный образовательный потенциал, так как – это лучший способ формирования знаний.

Учителю процесс исследовательской деятельности ученика позволяет применять сформированные умения при организации обучения любому предмету.

Очень важно, чтобы такая работа по включению детей в активную учебную деятельность была ежедневной, чтобы такой вид деятельности стал привычным как дыхание. Для этого важна личная мотивация учителя: я делаю так потому, что просто не могу по-другому работать.

Учителя начальных классов должны ясно осознавать, что основной самый важный ожидаемый нами результат - педагогический:

 опыт активной, творческой, исследовательской работы;

 самостоятельное приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков.

Список используемой  литературы

  1. О.А. Коваленко. Методы формирования исследовательских умений младших школьников.// Начальная школа плюс до и после - 2011. - №2.- С. 83-87.
  2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего начального образования.
  3. Л.В. Ляхова. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся.//Начальная школа плюс до и после. – 2009. -№ 7.  - С. 45-47.
  4. А. А. Остапенко. Использование исследовательских заданий, как средство формирования учебно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках математики в школе первой ступени обучения (дипломная работа)/ Старооскольский педагогический колледж. -2010г.
  5. Л.Н.  Черкасова. Развитие математической грамотности в учебной и внеучебной деятельности школьников.// Начальная школа плюс до и после.-2011.-№ 2.-С. 38-41
  6. Л. И. Ягодко. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе.// Начальная школа плюс до и после. –2010. -№1. -С. 36-38.
Категория: Педчтения | Добавил: region56
Просмотров: 705 | Загрузок: 19 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Облако тегов

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024