Социальный проект «Школа, дом – одна семья»
Учитель начальных классов МОУ «СОШ № 3» г. Гая Оренбургской области Милевская Л.М.
Семья и школа – это берег и море. На берегу ребёнок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега …
Л. А. Кассиль
Обоснование актуальности и проблемы выбранной темы.
В стандартах нового поколения, одним из основополагающих направлений является реализация перехода от традиционных воспитательных систем к духовно-воспитательным пространствам, изменением форм бытия воспитания.
Воспитательное пространство понимается как форма жизнедеятельности, которая выводит школу (в нашем случае начальную её ступень) и учащихся в мир культуры, расширяет возможности личностного и духовно-нравственного саморазвития, самореализации, самоопределения.
Личность реализует себя в среде, благодаря культурным практикам, разнообразие которых составляет содержание личностно-ориентированного воспитания. В культурных практиках детьми воссоздаются образцы культурной жизни (дела милосердия; забота о тех, кто в ней нуждается; выполнение различного рода поисковых и исследовательских работ, практическое участие в деятельности школьного самоуправления, выполнение социальных проектов и т. д.) Они позволяют осуществлять воспитание на основе инициативы, интересов, мотивации детей, включать их в жизнетворчество, организовывать проектный опыт учащихся, обеспечивать демократический образ жизни школьного сообщества, предоставить возможность каждому его участнику действовать на личностном уровне. Именно поэтому содержание воспитания в качестве своих основных компонентов должно иметь культурные практики учащихся.
Такие практики учащимися будут наиболее осуществимы в условиях открытого диалога школы и семьи, диалога поколений, общественных организаций и т. д. При этом эффект воспитания возрастает, усиливается роль образования, педагогической работы по формированию у детей общей системы ценностей, переориентации массового и педагогического сознания с индивидуальной и этнонациональной обособленности на консолидацию усилий для совместного решения социокультурных проблем.
И теперь воспитание понимается и реализуется не как надстройка над жизнью детей или встраиваемые в жизнь детей воспитательные мероприятия, но как организованная жизнь (по принципу единства жизни и воспитания), которая творится самими детьми с помощью родителей и педагогов.
Приняв детей в 1 класс, моей педагогической задачей стала – придать жизнедеятельности детей осмысленный характер, научить «вычерпывать» смысл из происходящих событий, поступков, отношений, сплотить ребят и их родителей.
Это становиться возможным при условии включения их в жизнетворчество, то есть процесс вариативного, оригинального конструирования и реализации собственной, глубоко индивидуальной, самобытной жизнедеятельности. Я понимала, что только в совместной работе учителя, родителей, детей можно решить эту задачу.
Объект проекта: сотрудничество семьи и школы через организацию коллективного творческо-трудового дела, которое принесло бы радость и им, и детям, и окружающим людям.
Стратегическая цель: создание среды, где отсутствуют межличностные конфликты среди взрослых и детей. Сроки реализации проекта: Октябрь – май 2008-2009г.
Место реализации проекта: Территория школы № 3 «Детская площадка»
Этапы реализации:
1. Организационный этап.
- Диагностика детского коллектива на начало учебного года (классный час)
- Диагностика родительского коллектива (родительское собрание)
- Выбор объекта коллективного действия (экскурсия)
- Принятие родителями активной позиции в этом деле (круглый стол)
2. Аналитический этап.
- Выбор инициативной группы родителей (родительское собрание)
- Изучение пожеланий детей и родителей (рисунки детей, анкетирование)
- Составление плана деятельности (круглый стол)
- Индивидуальные занятия детей и родителей по ИКТ (создание детских площадок в компьютерной графике, работа в Интернете по ознакомлению с разными детскими площадками в других регионах, нахождение сведений о клумбовых цветах)
3. Практический этап.
- Разбиение клумб и посадка цветов
- Выпиливание сухих веток
- Уборка мусора
- Завоз песка
- Покраска горок, качелей, каруселей
Коллективное дело сплотило детей и родителей, научило общаться, уважать мнение друг друга. Дети увидели, что их труд принёс радость и удовлетворение окружающим. Летом идею подхватили мои пятиклассники и оформили площадку затейливыми фигурками, цветами.
Я думаю, что все ребята получили первые уроки гражданственности, а это начало долгого пути взросления, который должен пройти растущий человек, прежде чем стать подлинным гражданином.
|