«Ум на кончиках пальцев»
Гиль Олеся Вилдановна,
воспитатель МБДОУ
«Детский сад №5 «Дюймовочка»
Свою педагогическую деятельность я начала в группе раннего возраста. Именно в это время у детей начинает формироваться речевая система языка. Изучая литературу по развитию речи детей раннего возраста, я узнала, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Этому посвящены работы М. М. Кольцовой, В. М. Бехтерева.
В головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь.
Чем раньше начинается эта работа, тем больших результатов можно достичь. В настоящее время речь детей недостаточно развита. Это связано с тем, что родители меньше говорят с детьми, не читают им детскую литературу. Современные игры и вещи устроены максимально удобно. Они не побуждают детей разговаривать, рассуждать.
Это и побудило меня взять темой самообразования «Развитие мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста», над которой я работаю уже второй год.
Целью моей работы является создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Для достижения цели я определила следующие задачи:
- усовершенствовать предметно - развивающую среду для развития мелкой моторики;
- развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста используя разнообразные формы, методы и приемы;
- развивать коммуникативные навыки;
- формировать эмоциональную отзывчивость;
С внедрением ФГОС я учла основные принципы дошкольного образования,требования к предметно-пространственной среде и организовала развивающуюсреду, которая позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогамии сверстниками, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
В группе мною была проведена немалая работа с родителями. На родительском собрании мам и пап я ознакомила с физиологическими особенностями детей раннего возраста, пояснила о важности развития мелкой моторики, рассказала, что для этого надо создать особую развивающую среду. С их помощью мы обновили предметную среду: приобрелимагнитную доску с цветными магнитами, мозаики, пирамидки, дидактический материал (вкладыши, шнуровки), бусы для нанизывания на нить, су-джок, цветной песок для рисования на стекле, разноцветные прищепки и атласные ленты. Мы постарались создать среду, окружающую детей таким образом, чтобыона определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики. После проведения серий занятий по развитию мелкой моторики руки родители были приглашены на два итоговых открытых занятия. С родителями провела мастер-класс по обучению их пальчиковым играм и играм с су-джоком. Пальчиковые игры - одни из самых любимых игр детей. Благодаря ним, дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребенок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Основной принцип дидактики в моей работе: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей.
В своей работе я использую множество игр, упражнений и методик. Собирание мозаики, игры с прищепками, нанизывание бусинок на веревочку, завинчивание крышек, раскладывание футляров от киндер-сюрпризов в домики - все эти игры отлично подходят для развития мелкой моторики, а так же сенсорного развития ребенка.
Ежедневно в течение дня я предлагаю детям шнуровку.
Игры - шнуровки Марии Монтессори:
- развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
- развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";
- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
- способствуют развитию речи;
- развивают творческие способности.
В играх со шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук я провожу занятия с использованием бумаги. Мы ее мнем, рвем, разглаживаем – эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей.
Восторг у детей вызывает создание в группе запланированного беспорядка – разрывание цветной бумаги на мелкие кусочки, подбрасывание вверх, любование их полётом (разноцветный бумажный дождь).
«Шагаем пальчиками» - так называется мой альбом, где детям дается задание помочь тому или иному животному добраться до домика, собрать грибочки и многое другое. Малышам предлагается пальчиками одной руки «шагать» то по лесенке, то по прямой или извилистой дорожке. Здесь помимо развития мелкой моторики дети учатся сочувствовать, сострадать, а также стараться помочь близкому.
Для развития мелкой моторики рук я применяю игры с крупой и семенами. Крупа – универсальный материал. С ней можно просто повозиться или создать настоящий шедевр. С крупами можно играть в разные игры, рисовать на стекле с помощью разноцветной манки. Здесь есть много вариантов, все зависит от фантазии педагога. Можно взять цветной песок, цветную соль. Я красила манку. Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.
Следующий вид использования крупы – это перекладывание из баночки в тарелочку. Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять, а просто предложите другую игру.
Можно предложить ребенку покормить петушка и уточку, тем, что любит каждый, таким образом попросить расфасовать горошек от фасоли по отдельным тарелочкам. Дети с удовольствием играют в такие игры, а создать условия для этого требует минимум затрат.
Альтернативу кормления зверушек я придумала, создав коробочку с нарисованной мордашкой зверька. Проделав дырочку в коробке (рот), детям предлагается покормить животного, проталкивая фасолину (горох, орех и т.д.) в ротик зверька пальчиком. Всем без исключения детям игра понравилась. В перспективе я планирую наделать еще много таких коробочек, чтобы занять всех детей этим интересным процессом «кормления» животных.
Мы дополнили нашу развивающую среду, создав тактильные мешочки, которые наполнены крупами, орехами, семенами и многими другими мелкими деталями. Детям предлагается перекладывать мешочки из коробки в коробку, трогать их, исследовать. Как показал опыт, детям быстро надоедает просто «трогать мешочки» и мы решили усложнить задачу. На ощупь найти пару мешочков с одинаковым наполнением. Конечно, сначала нужно давать ребенку не все мешочки, а чуть-чуть, иначе ребенок просто не справится и потеряет интерес. Потом планирую увеличивать число даваемых мешочков. Можно придумать бесконечное количество вариантов игр с мешочками.
Воспитанники любят играть в игру «мельница». Дети высыпают из баночки предлагаемую крупу и наблюдают, как крупа просыпается через лопасти мельницы. После полного пересыпания ребенок ручкой собирает упавшую крупу снова в баночку. Малышам безумно нравится наблюдать за процессом, а потом снова собирать крупу.
Дети любят играть у магнитной доски. Используя яркие магниты, как предметы заместители для пересказа сказок. Иногда мы обыгрываем сценки, к нам в гости приходят зверушки. В роли зверушек зачастую выступают и сами дети, одевая на руку «волшебные» варежки.
Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Малышу интересно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал. В своей работе я регулярно использую технику нетрадиционного рисования, например ладошкой, пальчиком, ватной палочкой и так далее. Такой способ рисования не только развивает мелкую моторику рук, но и способствует развитию воображения ребенка.
Для малышей мною был создан сухой бассейн. В контейнер укладываются футляры от киндер-сюрприза и мелкие игрушки. Ребенку предлагается выбирать игрушки, называть их и раскладывать на дощечку.
Мы живем в веке высоких информационных технологий, Дети с самого раннего возраста ежедневно сталкиваются с телефонами, компьютерами, планшетами, видеоиграми и различными приставками. Даже в этом возрасте у них проявляется интерес к таким вещам. Я предложила своим малышам поиграть с клавиатурой от компьютера, но не с простой, а с множеством маленьких картинок. Так как мои дети еще совсем маленькие и не умеют читать, вместо цифр, букв и знаков на кнопочки я наклеила разные цветные картинки с изображением бабочек, зверушек, основными цветами и прочими интересными для раннего возраста детей картинками. Дети с удовольствием выполняют задания, нажимая на картинки, постепенно я усложняю задания. Заниматься с такой клавиатурой можно в любое свободное от занятий время.
Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой. Я соединила это увлечение со специальными пальчиковыми упражнениями. Суть метода заключается в следующем. В миску наливаем немного воды, вода должна быть комфортной температуры, на дно миски выкладываем пуговицы разных форм, размеров и цветов, камушки, ракушки. А дальше, включая наше воображение, пальчики превращаются в осьминогов, человечков, рыбок, которые «путешествуют» по морскому дну или находят таинственные клады. Здесь нет предела фантазии. Для изучения цветовой гаммы можно предложить детям «выловить» предметы определенного цвета, для развития тактильных ощущений – «выловить» предметы гладкие (шершавые, тяжелые (легкие) и т. д. Важно, что такие игры увлекают ребенка, вызывают интерес, развивают мелкую моторику руки, аккуратность, усидчивость и умение концентрировать внимание. В процессе таких игр ребенок получает массу положительных эмоций, что очень важно для его полноценного психического развития.
Создание игровой среды в соответствии с принципом активности, самостоятельности, творчества обеспечивает ребенку мобильность, физическую и творческую активность, а также стойкие познавательные интересы, развитие воли, эмоций и чувств.
Однако стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимаясь с воспитанниками каждый день, я заметила, что движения малышей с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными. Систематические упражнения помогают также выработать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений.
Грамотно владея ситуацией, постоянно планирую, а иногда импровизирую, подбирая для каждого воспитанника в определенных ситуациях формы обучения – совместную деятельность при равноправной инициативе партнеров, самостоятельную работу дошкольника в развивающей среде или разнообразные формы организации непосредственно образовательной деятельности.
В результате моей работы у детей раннего возраста я заметила значительные улучшения в развитии речи. Именно речь стала полноценным средством общения друг с другом. У детей возникло понимание речи, и активизировался словарь. Они научились отчетливо проговаривать слова. Благодаря систематическому заучиванию пальчиковых игр происходит постоянная тренировка памяти, что немаловажно для раннего возраста. Пальчиковые игры поспособствовали употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей. У детей выработалась усидчивость, кропотливость. Так же я считаю, удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители, ведь это залог успешной работы с детьми. Родители принимали активное участие в реализации всех мероприятий группы.
Литература:
- Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – М.:«Просвещение», 2005.
- Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», М.: «Творческий центр»,2001.
- Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением», №3-2007, тема номера «Экологическое воспитание». Ю.Зверева О., Кротова Т. В. «Родительские собрания в ДОУ», М.: «Айрис-пресс»,2006.
- Каралашвили Е. А., Антоненкова О. В., Малахова Н. Е. «Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада», Справочник старшего воспитателя, №5-2008.
- Полозова Е. В. Развивающие тренажеры из бросового материала: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2006. – 48 с.
|